История психологии как отрасль психологического знания.
Оглавление
стр. | |||
Введение………………………………………………………..……………………. | |||
Планы практических занятий……………………………………………………… | |||
4 курс VII семестр | |||
Практическое занятие 1 | История психологии как отрасль психологического знания……………………………………………………. | ||
Практическое занятие 2 | Зарождение психологических идей в Древней Греции……………………………………………………. | ||
Практическое занятие 3 | Психологические взгляды Платона и Аристотеля……. | ||
Практическое занятие 4 | Эволюция психологических учений в периоды эллинизма и Древнего Рима …………………………. | ||
Практическое занятие 5 | Развитие психологических идей восточного мира в средние века……………………………………………. | ||
Практическое занятие 6 | Эволюция психологического знания феодальной Европы………………………………………………….. | ||
Практическое занятие 7 | Развитие психологической науки в Новое время…… | ||
Практическое занятие 8 | Развитие ассоциативной психологии………………….. | ||
Практическое занятие 9 | Развитие психологии в XVIII в. ……………………… | ||
Практическое занятие 10 | Зарождение и развитие экспериментальной психологии в XIX в ..………………………………… | ||
Практическое занятие 11 | Развитие психологии на рубеже XIX-XX вв……….. | ||
Практическое занятие 12 | Развитие отдельных отраслей психологии………… | ||
Практическое занятие 13 | Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е - середина 30-х гг. XX в.) (Бихевиоризм) | ||
Практическое занятие 14 | Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е - середина 30-х гг. XX в.) (Гештальтпсихология)…………………………….. | ||
Практическое занятие 15 | Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е - середина 30-х гг. XX в.)……………. | ||
4 курс VIII семестр | |||
Практическое занятие 16 | Зарубежная психология: Глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в XX в………………….. | ||
Практическое занятие 17 | Зарубежная психология: Глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в XX в (продолжение)… | ||
Практическое занятие 18 | Зарубежная психология: Гуманистическая психология……………………………………………… | ||
Практическое занятие 19 | Развитие зарубежной психологии во второй половине XX в………………………………………….. | ||
Практическое занятие 20 | Развитие отечественной психологической науки…… | ||
Практическое занятие 21 | Российская психология во второй половине XX века……………………………………………………… | ||
Практическое занятие 22 | Переход психологии на самостоятельный путь развития………………………………………….......... | ||
Практическое занятие 23 | Современное состояние и важнейшие тенденции развития психологии………………............................ | ||
Примерные вопросы к зачету | |||
Примерные вопросы к экзамену | |||
Введение
Курс «История психологии» направлен на подготовку будущего специалиста к освоению теоретическими и практическими знаниями предмета. Целью курса является формирование у студентов представления о психической реальности на различных этапах развития психологической науки, необходимых для более глубокого понимания различных теорий направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития; познакомить студентов с содержанием современных представлений о психической реальности; сформировать умения использовать методологические положения психологии в рамках их практической деятельности; сформировать у студентов навыки научного мышления, умение осмысливать проблемы из практики на уровне методологии науки.
В процессе преподавания дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи: изучить закономерности развития знаний об особенностях и законах психического развития, раскрыть взаимосвязь истории психологии с другими науками от которых зависит ее достижения, выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний о развитии психики от уровня экономической, политической и культурной жизни общества, изучить научный вклад ряда ученых, творчество которых способствовало становлению истории психологии, как отрасли психологического знания.
В ходе изучения курса студент приобретает знания основных психологических теорий и концепций с учетом логики развития науки, умения рассматривать психологические феномены в историческом контексте, который позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить новизну, формируются навыки установления межпредметных связей в результате целостного представления о психологической науке как области знания, навыки самостоятельной работы с литературными источниками и умением оперировать научными понятиями, знание и понимание студентами методологических основ психологической науки и умение применять эти знания в рамках конкретных психологических данных о развитии человека на разных этапах онтогенеза.
Изучение курса осуществляется 4 курсе и рассчитано на 2 семестра. В конце обучения предусмотрен экзамен по основным теоретическим и практическим проблемам курса.
Методические рекомендации составлены в соответствии с Государственным стандартом и отражают содержание учебников по общей психологии, рекомендованных Министерством общего и высшего профессионального образования РФ.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Курс VII семестр
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 (2 часа)
История психологии как отрасль психологического знания.
План
1. Предмет, цели и задачи курса история психологии
2. Основные подходы к изучению истории психологии
3. Периодизация истории психологии.
4. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей.
5. Принципы историко-психологического анализа. Методы истории психологии.
6. Категориальный строй психологии.
7. Связь истории психологии с другими науками.