Психологический анализ правонарушения

Как взаимодействует между собой

Ø преступник (в чем особенности его личности),

Ø потерпевший (и что способствует становлению жертвы). Иногда его поведение имеет толчковый характер.

Ø криминальной ситуации как 3-его кита преступления.

Если отсутствует что-то из этих элементов, то преступление совершено быть не может.

Это же взаимодействие изучается не только психологией. Преступление анализируется в

Ø философии. Что такое преступление как явление, каковы закономерности появления, какие условия жизни общества этому способствуют или препятствуют. Почему на разных этапах развития общества одни действия расценивались как преступления, а другие – нет. И возможна ли жизнь общества без преступления. Вероятно, нет: может меняться структура, но общество без преступности естественно не существует.

Ø Социология. Акцент на изучении жизни конкретного общества, страны, региона, особенностей соц взаимодействия между людьми в силу обычаев, традиций соотв территории. Что этому способствует и препятствует.

Ø Индивидуально-психологический уровень анализа. При этом говорят о конкретном преступлении: почему человек в конкретных условиях совершил это преступление, что его побудило и благодаря каким особенностям реализация этого преступления стала возможной.

Знания псих особенностей преступников можно использовать при:

§ Профилактике. Предупреждением правонарушения занимаются разные специалисты: не только те, чья деятельность связана с юриспруденцией, но и всякие там педагоги, психологи и пр. Но у каждого свои способы оказания воздействия на людей, которые при определенных обстоятельствах могут совершить преступления. Выявляемые особенности помогают выявить ту группу лиц, на кот нужно воздействовать в первую очередь, и подобрать наиболее эффективные способы воздействия.

§ Расследовании. Занимаются им следователи, а не психологи. Но если совершаются тяжкие преступления, то требуется составить псих портрет разыскиваемого преступника (по английскому – профайл => человека специалиста зовут профайлерами или профийлерами). При этом можно хоть цвет машины определить! Но не всегда псих портреты позволяют быстро найти человека, ибо профайлер имеет дело только со следами преступления, на основании которых ему нужно составить целостный портрет. Сузить круг подозреваемых может помочь личность жертвы. Для всего этого нужно быть включенным в процесс расследования, ибо вся подобная информация – для служебного пользования.

Если есть конкретный обвиняемый– нас интересует, какие обстоятельства он скрывает и пр. Зная псих особенности, можно это понять, уговорить рассказать и признать вину.

§ Назначение наказания. Каждая ст Особенной части УК. Например, нужно ли учитывать возраст?!

§ Исправление. Педагоги и психологи. Одни преступления – следствия деформации нравственной сферы, и тут нужно формировать отношение к людям. Как убедить человека, что труд полезен?! А еще преступления могут быть следствием недостаточно сформированного самоконтроля, осведомленности.

Анализ личности преступника по периодам:

1. история развития данной личности. Протекало ли оно нормально, или были отклонения, не было ли случайно травм (мозговых, например) и иных негативных отпечатков на псих деятельности. Не опережал ли в развитии, легко ли учился, как формировались навыки. Работал ли. Как складывались отношения с людьми: нарушение личных отношений (например, с противоположным полом?!) могут быть мотивом для совершения преступления.

2. Особое внимание – на последние полгода перед совершением преступления. Т.е. каким человеком стал. Понятие «прямовидной (?) личности». Именно полгода, ибо считается, что существенные изменения на личностном уровне быстрее произойти не могут.

3. криминальная ситуация. Какие особенности личности проявились при подготовке преступления, его планировании (если сие имело место), какие особенности помогли реализовать преступные намерения, благодаря каким особенностям он смог скрыть следы и скрывал ли он их в принципе. Чем более преступление умышленно – тем более оно отражает психику человека.

4. динамика личности. Каким образом совершенное преступление было интегрировано в Я-концепцию, чувствует ли вину и пр. В зависимости от момента, может оцениваться на период ведения следствия, суд разбирательства или отбывания наказания.

При неоднократном совершении преступления, схема продолжается: что изменилось после отбытия наказания, типична ли для него криминальная ситуация и пр. Например, стереотип «выпил-подрался-я твоя тюрьма шатал». Рецидив возникает не только у лиц в выраженной криминальной направленностью, но и степенью вменяемости: человек не может адаптироваться, легко управляем и пр.

Составляя портрет, мы обязаны учитывать характеристики, которые не являются психологическими. Но их нужно учесть в портрете.

1. Социально-демографические. Например, сколько лет было Раскольникову. Каков пол (разная лабильность), род занятий (осведомленность).

2. уголовно-правовые. Что именно было совершено и как это квалифицируется. Например, органы в состоянии аффекта не вырезать

3. интеллектуальные. Насколько человек умеет анализировать соц ситуации и учитывать в своем поведении те нормы, кот действует. Как прогнозирует последствия своих действий. Те, кто отбывает наказание: обычно низкий уровень образования или его отсутствие. А вот те, кто совершил, но не отбывает – уже какбе намекает на более высокий интеллект.

4. эмоциональная и волевая. Обычно трудно развести их, ибо способности руководить своими действиями снижены. Эмоциональная ригидность, застревание, низкая стрессоустойчивость, агрессивность, высокая тревожность. Волевая сфера: импульсивность, внушаемость (члены группы)

5. мотивационные особенности. Какие мотивы и потребности являются ведущими, каковы мотивы преступлений. И сформированности криминальной направленности, которая понимается по-разному: наличие черт, которые детерминируют крим поведение. Обычно это: убеждение в допустимости крим поведения и его обязательность в конкретных ситуациях или определенной группы лиц => стараются преодолеть препятствия и преобразовать ситуацию в способствующую совершению преступления => совершенствование криминальных навыков (например, хакеры).

6. нравственность. Термин «нравственная деградация» - существенные искажения в отношении к труду, иным людям, представлениям о справедливости и пр. Такие деградирующие делят людей на тех, в отношении кого нужно и можно совершать преступления и всех иных. Например, почему человек заслуживает применения к нему физич насилия (например, национальность).

7. коммуникативные навыки. Преступников характеризуют как людей замкнутых, подозрительных, с несформированными навыками общения. Бремя отбывания наказания этому способствует. Но бывает и обратно: некоммуникабельный мошенник – это нонсенс! Но и при этом используется 1-2 схемы.

8. особенности самосознания. Преступников характеризуют как людей с неадекватной самооценкой, уровнем притязаний, имея в виду, что реальные возможности значительно ниже, чем то, на что они претендуют. Но бывает и обратное: преступление для повышения самооценки: унижая другого, повышает собственную значимость. А еще они склонны преувеличивать свои позитивные качества => преступление считают спровоцированными.

Жертвы.

1. По степени активности поведения:

§ активные. Те, чьи намеренные действия требует ответной реакции. Игнорировать эти действия проблематично. Ответ и реализуется как преступление. Жертва при этом может понимать, что ее действия может повлечь совершение преступление, но не может поступить иначе.

o Законопослушные. Инициативные . Для них характерно требование от окружающих соблюдение принятых норм и препятствуют совершению преступления. Например, защищают девушку от хулигана, пытаются задержать преступника. Они решительны, с чувством долга, развитое правосознание, требовательность. Иногда самонадеянные.

o Правонарушающие.

§ Агрессивные. Проявление физич агрессии (начинают драку и проигрывают). Обычно злоупотребление алкоголем или наркотиками. Доведенные до отчаяния жертвы тоже становятся преступниками.

§ Провокаторы. Они не избивают, но умело пользуются словом для придирок и подколок, делая это до потери самообладания контрагентом. Или вариант «а тебе слабо?!».

§ Подстрекатели. Ради возможности извлечь выгоду, человек готов пойти на незаконную сделку, понимая, что др сторона может обмануть. Но сам провокатор рассчитывает, что его обмануть нельзя.

§ Самопричинители. Те, кто причиняя себе вред обходятся без посредников. Является ли он вообще жертвой?! Цель: извлечение выгоды. Но не всегда вред причиняется только тот, на который они рассчитывали.

§ пассивные. Действия не являются намеренными, их можно и проигнорировать. Но почему бы и не воспользоваться, ведь то, что делают они, облегчают реализацию преступных намеренный.

§ Преднамеренно создают ситуацию. Некритичные (способствующие). Они проявляют легкомыслие, беспечность. Пренебрегают элементарными мерами безопасности. Человек может предположить, что подобные действия влекут противоправные последствия, но считает, что с ним не случиться, или сможет предотвратить.

§ Бездействуют. Те, кто не способен оказать сопротивление, и те, кто не оказывают сопротивление по разл причинам. Рациональная причина – не усугубить причиняемый вред (кошелек или жизнь?!). Психологическая причина – нежелание афишировать факт преступления + нежелание афишировать свое аморальное поведение.

Наши рекомендации