Рычажное наведение и разрыв шаблонов

Я прибавлю теперь к вашей технике наведения некоторые новые возможности, которые расширят ваш репертуар. Эл, вы дадите на минуту вашу руку? (Лектор поднимает руку Эл, придерживая ее запястье и слегка покачивая ее, в конце он отпускает руку и она остается в поднятом состоянии. Делая все это, он говорит.)

Теперь я хотел бы, если вы не возражаете, чтобы вы дали просто своей руке опуститься, но лишь после того, как вы найдете... удобное место... и время... в своем прошлом... куда вы могли выйти... и немного отдохнуть... так что ваша рука опуститься только тогда, когда ваши глаза... закроются... искренними... бессознательными движениями... и когда ваша рука... медленно опуститься... к вашему бедру... после медленного движения... вниз... вы вернетесь... с чувством расслабления... какого не было... раньше...

Вы все делаете очень хорошо... Не торопитесь... (Рука Эл касается бедра, она открывает глаза и улыбается.) Благодарю вас.

(Джон Гриндер подходит к Дэвиду и смотрит на карточку с его именем).

Дэвид? Меня зовут - (Гипнотизер протягивает руку Дэвиду для пожатия. Когда рука Дэвида приближается, Джон протягивает свою левую руку, слегка придерживает запястье Дэвида, поднимает его к своему лицу, и показывает правым указательным пальцем на правую ладонь Дэвида). Посмотрите на вашу руку. Рассмотрите внимательно, как меняет цвет и как пробегают тени по вашей руке. Изучайте с интересом линии и складки, когда ваша рука начнет медленно опускаться вниз. И я сделаю вам те же указания, какие я делал Эл, а именно... когда ваша рука... начнет опускаться... искренними бессознательными движениями... ваши веки нальются тяжестью... и глаза закроются... Вы ясно увидите, как раз перед тем, как ваша рука... совсем опустится вниз... что-то очень интересное... чего вы не видели... уже много лет... Не торопитесь... вы получаете от этого удовольствие... Как только ваша рука опустится... на мою... как раз в этот момент вы испытываете чувство завершения и восхищения... вспомнив то, что вы забыли... это воспоминание... И как вы знаете... поскольку вы были здесь раньше... (Рука Дэвида касается правой руки Джона, и Джон завершает рукопожатие. Тон голоса Джона, смещенный во время наведения, возвращается к нормальному, и он продолжает) - я, Джон Гриндер, получил большое удовольствие от знакомства с вами. Не знаю, как вы получили информацию об этом семинаре, но я очень доволен, что вы приехали к нам.

Это так называемое рычажное наведение. По мнению публики, измененные состояния психики сопровождаются рядом явлений, одним из которых считается каталепсия. Каталепсия руки обычно считается признаком чего-то необычного. Люди не сидят просто так с рукой, висящей в воздухе. Если вы умеете вызвать такое переживание, это внушает к вам доверие, как к гипнотизеру, и вы можете использовать это переживание как рычаг для достижения других измененных состояний.

Я сказал Эл: "Вы дадите мне на минуту свою руку?" Как бы вы поняли такой вопрос? Он понял это как осмысленное высказывание, и разрешил мне поднять его руку. Я слегка покачал ее и когда ее отпустил, его рука была в каталепсии. Таким образом, рычаг был готов. Я поставил Эла с помощью коммуникации в необычное положение: его рука каталептически висела в пространстве. Чтобы утилизировать это в контексте гипнотического наведения, я присоединил затем этот вид реакции, который я хотел вызвать - движение в направлении гипнотического транса - как путь его выхода из позиции рычага. Я прошу его руке дать опускаться искренними бессознательными движениями, и не скорее, чем его глаза закроются, и он вспомнит некоторое переживание. Я внушаю ему также, что как только его рука опустится на бедро, он вернется в нормальное состояние, восхищенный тем, что с ним произошло.

Китти: Как вы узнаете, что рука уже находится в каталепсии?

Я это чувствую. Когда я держу руку, слегка ее покачивая, она становится все легче, и, наконец, сама собой останавливается. Китти, закройте на секунду глаза. Китти, поднимете ее левую руку. Сожмите ее, чтобы ее чувствовать. Китти, теперь представьте себе, пожалуйста место, где вы провели когда-то особенно приятные каникулы. Когда вы это вспомните, качните головой. Теперь рассмотрите подробно, пожалуйста все перед собой, все, что вы видите перед собой. Опишите подробно, вслух, все, что вы видите в том месте, где вы провели каникулы.

Китти: Я вижу лес, это лес секвойи.

Что особенного вы видите в нем?

Много деревьев и глубокие тени.

Хорошо, Китти, положите ваш палец на ее запястье Спрашивайте у нее все больше подробностей, и каждый раз, когда она начинает говорить, двигайте пальцем вверх и вниз, чтобы узнать, удержит ли она палец или нет. Когда он начнет удерживаться, это значит, что в ее руке возникла подсознательная реакция. Поскольку она полностью занята тем, что рассматривает и описывает свои образы, она не осознает своей руки. При этом вы научитесь различать, держит ли человек свою руку сознательно, или бессознательно. Кстати, если он держит руку сознательно, действуйте дальше и пользуйтесь положением также, как если бы он держал ее бессознательно.

Вариацией предыдущего является то, что мы называем "сновидением руки". Это вид рычажного наведения. Это очень хорошая техника, которую вы должны знать, особенно если вы работаете с детьми. Детям нравится сновидение руки.

Когда я работаю с ребенком, прежде всего я вызываю у него интерес: "Ты знаешь, как видят сны рукой?" Это может показаться ему немного странным, и тогда я начинаю смеяться над ним: "Значит ты об этом не знаешь? А я знаю. Я рассказал бы тебе, но ведь, ты еще кому-нибудь расскажешь". Это уже больше, чем дети могут вынести. И тогда ребенок говорит: "Я никому не скажу. Я обещаю. Пожалуйста, расскажите мне." На это я отвечаю: "Но ведь тебе пожалуй, не так уж хочется это знать". Милтон Эриксон называл это "построением потенциала реакции".

Дальше уже все легко. Вы спрашиваете: "Какую программу по телевизору или какое кино ты больше всего любишь?" В наше время это непременно будет "бионический человек" или "Война звезд". Потом вы говорите: "А помнишь ты самую первую сцену, когда выходит Стив Остин и играет музыку?" Когда ребенок вспоминает фильм, посмотрите на его глаза, чтобы узнать, каким путем он этому приходит (см. Приложение 1). Если он поднимет глаза вправо, поднимите его правую руку, если влево - левую поднимите. Рука легко перейдет в каталепсию, потому что она управляется тем же мозговым полушарием, которым он обрабатывает информацию, отвечая на ваш вопрос.

Если человек поднимает глаза влево, он извлекает образы из своей памяти, хранящиеся в правом полушарии мозга. И когда вы поднимаете его левую руку, управляемую тем же правым полушарием, он не заметит, что вы делаете с его рукой, - если только вы делаете это осторожно, не прерывая поток его образов. Его левая рука автоматически перейдет в каталепсию, потому что образы полностью занимают его сознание. Как правило, у него не будет представления о том, как вы поднимаете его руку, потому что образы отвлекут все его (сознание) внимание.

Вы можете также спрашивать его о музыке, особенно, если вам известно, что этот человек имеет ярко выраженную слуховую ориентацию. "Когда вы слышали в последний раз интересный ансамбль?" И пока он будет искать ответ, поднимите его руку с той стороны, куда он при этом смотрит.

Когда вы уже добились каталепсии руки, остается сказать: "Очень хорошо. Теперь закрой глаза и посмотри весь фильм подробно, вместе со звуком, а твою любимую часть ты мне расскажешь в конце, это важнее всего. И твоя рука будет опускаться лишь по мере того, как ты увидишь весь фильм".

Это действовало на всех детей, каких я встречал, кроме одной девочки, которая была дочерью гипнотизера и годами подвергалась программированию не поддаваться гипнозу. Она работала примерно с 25 знаменитыми гипнотизерами, и умудрилась нанести им всем поражение. Не пытаясь играть с ней в эту игру, я просто поздравил ее. Я сказал ей, что она не поддается гипнозу, и никак не может войти в транс. Конечно, она попыталась опровергнуть это утверждение, и тут же начала переходить в транс.

После того, как вы подняли руку, и она осталась в каталепсии, вы можете проделать то же самое, что и при любом другом рычажном наведении. Вы можете сказать: "Я не хочу, чтобы вы опустили свою руку до того, как ваше подсознание не просмотрит заново весь этот фильм, чтобы вы могли и сейчас получить от него удовольствие... видеть и слушать все сцены, одну за другой... во всех подробностях... и так приятно видеть забытые части, которые вы вспоминаете сейчас..."

Женщина: Какой рукой надо пользоваться, если у партнера просто расфокусируется зрение, и он смотрит прямо вперед?

Простейший ответ на это - поднять обе руки. Их всего две, та, что упадет не годится.

Женщина: А может ли быть, что человек смотрит в одну сторону, а каталепсия происходит с другой рукой?

Да, можно делать почти все. Но мое объяснение дает вам правило - способ решить, какой рукой пользоваться более эффективно.

Теперь вернемся обратно и обсудим прерванное рукопожатие, которым я обменялся с Дэвидом. Это пример класса наведений, называемых "разрывом шаблона". Выделив любой жесткий шаблон поведения - индивидуальный или связанный с культурой - вы должны начать выполнение этого шаблона, а затем прервать его. Тогда у вас будет та же рычажная ситуация, что и при каталепсии руки. Классический пример - это прерванное рукопожатие.

Рукопожатие - это автоматическая, цельная составляющая поведения в человеческом сознании. Когда мы пожимаем друг другу руки, на вопрос: "Что мы сделали?" каждый ответит: "Вы пожали друг другу руки". Словесное кодирование подсказывает, что это цельная составляющая поведения, и это верно. (Лектор несколько раз протягивает руку Сью, каждый раз убирая руку обратно). Хотя Сью и знает теперь, что это игра, - каждый раз, когда я протягиваю ей руку, зрительный сигнал побуждает ее подать мне руку, потому что это входит в цельную составляющую поведения, запрограммированную в ней. Если бы она должна была сознательно думать, что означает моя протянутая рука, а затем сознательно отреагировать, это получилось бы крайне медленно и неуклюже.

У каждого из нас, тысячи таких автоматических программ. Вам надо лишь заметить, какие из них являются подлинно автоматическими для каждого человека, а затем прервать одну из них. Когда я протягиваю мою руку для рукопожатия, Сью протягивает мне свою. Затем я прерываю программу, схватив ее запястье своей левой рукой и немного приподняв ее руку. Она оказывается на некоторое время без программы, потому что за этим нет никакого следующего шага. Когда вы прерываете цельную составляющую поведения, у человека нет следующего шага. Ему никогда не случалось переходить с середины рукопожатия к чему-то другому. Перед вами момент рычага. Вы должны только сформулировать надлежащее указание, которому, как правило, последует ваш партнер. В этом случае указание будет следующего рода: "Позвольте вашей руке медленно опуститься, но не быстрее, чем вы впадете в глубокий транс..."

Сью: Не можете ли вы указать различие между рычажным наведением и разрывом шаблона?

Различие состоит скорее в организации ваших восприятий, чем в действительном переживании. Рычаг состоит в ситуации, ставящей человека в необычное положение, когда у него уже происходят некоторые явления транса, например, каталепсия. После этого вы используете словесное соединение, чтобы связать это имеющееся поведение с чем-нибудь другим, что вы хотите вызвать.

Разрыв ставит человека в положение, когда он вовлечен в некоторую цельную составляющую наведения, например, в процесс рукопожатия.

Вы прерываете такую цельную составляющую его поведения, и это сбивает его с толку, по крайней мере на некоторое время. Насколько я себе представляю, никто из присутствующих никогда не переходил от середины рукопожатия к какому-нибудь другому образцу поведения, поскольку у рукопожатия нет середины Рукопожатия имели для нас середину, когда нам было три-четыре года, и когда мы проходили сложную перцептуально-моторную программу обучения рукопожатию со взрослым. Когда-то это поведение имело части, точно также как хождение имело части в соответствующий период вашей жизни. Но теперь эти части стали столь хорошо закодированными и отработанными элементами бессознательного поведения, что у таких видов поведения нет уже никакой "середины". И если вы задержите человека посреди чего-то, не имеющего середины, то он останавливается. В этот момент вы можете сформулировать указания, как перейти из этого невозможного положения к желательным для вас реакциям.

Различие между рычагом и разрывом шаблона - есть перцептуальное различие, касающееся гипнотизера. В случае рычага вы создаете своими манерами некоторое необычное поведение, а затем связываете с этим поведением желательную для вас реакцию, как выход из положения рычага.

Разрыв шаблона означает, что вы находите в поведении клиента полную, цельную, повторяющуюся составляющую, а затем прерываете ее посередине. Поскольку она имеет в сознании статус цельной составляющей, у клиента нет программы перехода из ее середины к чему-то другому. И тогда я предоставляю такую программу.

Когда я подошел к Элу и спросил: "Дадите вы мне вашу руку?", я не ждал сознательного ответа, я просто протянул мою руку и поднял его руку. Он мог бы опустить ее, сказав "Нет". Это возможно. Но в случае разрыва такая реакция невозможна, и это одно из различий между разрывами и рычагами. В случае рычага я создаю ситуацию, в которой человек попадает врасплох, оказавшись в необычном положении, вроде каталепсии. В случае разрыва у него нет никакого выбора, потому что это цельная составляющая поведения: вдруг он оказывается посередине процесса, и он не оканчивается.

Кевин: Как мне кажется, у всех присутствующих создалось предубеждение, что в случае такого разрыва каждому придется рано или поздно перейти в транс. Но во внешнем мире дело обстоит иначе. Другими словами, если я встречу кого-нибудь на улице и прерву рукопожатие, все это пойдет несколько труднее.

Согласен, что здесь имеются различные предубеждения, по сравнению с тем, что происходит во внешнем мире. Но, как я предвижу, там это было бы гораздо легче. Пробуждая ваше сознание таким образом, как я это делал здесь, я весьма затрудняю свою задачу в качестве гипнотизера. Если вы уже предупреждены, что здесь будет происходить нечто вроде гипноза, это дает вам возможность выбора, будете вы в этом участвовать или нет. Могу вам гарантировать, что если вы выйдете в холл этого отеля и протянете кому-нибудь руку, как полагается, а затем прервете рукопожатие то этот человек застынет на месте.

Вы можете экспериментировать также с другими шаблонами. Когда в следующий раз кто-то встретит вас приветствиями: "Как поживаете?", попробуйте ответить: "Страшно, просто ужасно. Боюсь, что скоро я умру!", и посмотрите, что произойдет с вашим партнером. В нашей культуре обычная ритуализированная реакция на такое приветствие - "Отлично". Как правило, у людей нет способа реагировать на любой другой ответ, и они ощущают его как разрыв. В особенности это верно, в деловой или профессиональной обстановке.

Для большинства курильщиков - вынуть и зажечь сигарету - вполне бессознательная и цельная компонента поведения. Если вы прервете эту последовательность действий, отобрав у курильщика сигарету, вы увидите реакцию того же рода.

Это гораздо легче получается с людьми, не предупрежденными, что вы занимаетесь разными типами гипноза, нежели в осведомленных группах вроде этой. Если кое-кто в этом сомневается, займитесь здесь всерьез вашими упражнениями, а затем попробуйте, легче или труднее применить те же приемы к вашим клиентам и посторонним.

Мужчина: Что ж предположим, что вы проводите эксперимент с посторонним.

Хорошо. Оставим в стороне вопрос, прилично ли ставить эксперименты на ничего не подозревающей публике, между тем, как полагается работать с людьми, пришедшими просить у вас помощи. Я сказал бы постороннему человеку: "И вы позволите своей руке опускаться, пока она не коснется моей, и в этот момент вы сожмете мою руку, завершив рукопожатие, как будто не случилось ничего особенного". Его рука начнет опускаться пока не приблизится к моей, и в этот момент я схвачу ее и скажу: "Очень приятно". Человек будет в состоянии амнезии относительно того переживания, и я не встречу никакой отрицательной реакции до конца рукопожатия.

Женщина: Почему же у него будет амнезия?

Опять-таки потому, что это цельная компонента поведения. Что может случиться во время рукопожатия? Если вы сделаете соответствующее указание, а затем завершите рукопожатие, как будто ничего не случилось, то в сознании партнера, вероятно, ничего не останется, кроме того, что он с кем-то познакомился.

Мужчина: Я видел Гручо Маркса (американский клоун, один из цирковой группы "Братья Маркс", - прим. перев.), когда он повторял свои старые программы, он часто делал такие вещи. Он протягивал руку для пожатия, а когда другой человек подавал свою, он отнимал свою. Как только тот отводил руку назад, он протягивал свою руку снова.

Женщина: Я думаю, что как только вы пожмете руку, человек почти в тот же момент выйдет из этого состояния и удивится, что же такое произошло.

Так оно и будет, если вы всего лишь прервете рукопожатие, не сделав ничего другого. Это ведь как раз подходящий момент для словесного внушения. Вы можете сформулировать, чего вы хотите от партнера затем. Если дать человеку достаточно времени, он найдет выход из немыслимого положения вроде прерванного рукопожатия. Думаю, на это способен каждый. Я это проверил, и промежуток времени в некоторых случаях длился около 10 секунд, после чего человек приходил в себя со словами: "Это было странно", а в других случаях это затягивалось на пять или десять минут, и человек оставался неподвижным, пока не находил выхода из такого немыслимого положения.

Дэвид: Было ли для вас важно, чтобы я не помнил ничего из того, что случилось со мной в этом состоянии?

Нет. Для меня это не было важно.

Дэвид: Дело в том, что я это помню, но в то же время я чувствовал, что никоим образом не отвлекаюсь от происходящего.

Рон: Можно ли считать разрывом, если я рассчитываю услышать что-нибудь, но ничего не слышу, например, когда Милтон Эриксон бормочет, или чей-нибудь голос снижается до того, что уже ничего не слышно?

Ответ состоит в том, что это обратная связь. Для некоторых это разрыв, а для других - нет. Все испытывают разрыв при прерванном рукопожатии, но у некоторых людей есть много способов приходить в себя от неожиданных слуховых восприятий. То, что вы описывали не подействует как разрыв на людей с изощренным слухом. Но это подействует на не очень изощренных людей, которые слушают вас в этот момент.

Например, вы заметили, как этот ведущий...? (ведущий телевизион. передачи,- прим. перев.)

Ну вот, вы засмеялись в различное время, и это прекрасно свидетельствует о том, сколько времени понадобилось каждому из вас, чтобы прийти в себя от немыслимой слуховой ситуации. Это был отрывок предложения, а не предложение. И если бы вы почувствовали это ожидание конца...

Вот вам пример разрыва.

Мужчина: Это тот самый пример, прием, который применил Милтон Эриксон, когда он в самом деле пожал руку женщине, после чего она впала в транс?

Нет. Это был случай кинестетической неопределенности. Это другой вид разрыва. Я протягиваю руку и в самом деле обмениваюсь с другим человеком рукопожатием, так что через некоторое время вы должны разжать руки. Но я не отпускаю руку, или, как это делал Милтон Эриксон, отпускаю ее, но неопределенно, чтобы человек не знал в точности, когда, в какой момент будет последнее прикосновение, в таком случае он испытывает ощущение задержки, если не получает дальнейшей программы. Если вы читали, как Эриксон об этом рассказывал, он высвобождал свою руку, меняя характер прикосновений так, что эта женщина не была уверена, когда он в действительности прервал рукопожатие. Перед тем, как совсем отпустить ее руку, Эриксон сделал еще одно: он слегка подтолкнул вверх ее запястье, что привело к каталепсии. Это тоже закономерность, как если вы берете кого-нибудь за руку и покачиваете ее до тех пор, пока мускулы партнера не берут на себя ваши действия, поддерживая руку в поднятом положении.

Норма: Как применяется для разрыва шаблонов несоответствие?

Это превосходный способ разрыва. Любопытно, что как раз Норма об этом сказала. Из других разговоров с Нормой я знаю, что у нее поистине утонченная стратегия проверки соответствий. Это очень важная стратегия, и каждый профессиональный коммуникатор должен ее освоить. И все же она не защищена от некоторых манипуляций. Если вы последовательно излагаете некоторый материал, и вдруг... (Лектор продолжает жестикулировать и делать движения ртом, как будто выговаривая слова, но не произносит ни звука). Если вы продолжаете излагать его, как будто ничего не случилось, но при этом просто выключится один канал, в данном случае слуховой, то, как видите, она просто падает вперед со стула. Стратегия проверки соответствий, которой она пользуется, слушая и наблюдая чью-нибудь коммуникацию, требует, чтобы движения губ сопровождались каким-нибудь звуком, что и дает ей возможность проверять соответствие. Если нет звука, то это разрывает ее программу.

Если вы знакомы с тем видом информации, который мы называем "стратегиями" (см книгу "Нейролингвистическое программирование" т. 1), то вам доступен подлинно каждый метод разрыва шаблонов. Когда вы разрываете ключевую стратегию какого-нибудь человека, вы получаете глубокий разрыв. Такие разрывы держатся прочно.

Мужчина: Можно также выдавать людям числа, которые они привыкли получать, определенными кусками, разбивая их на непривычные последовательности. Номер страхового свидетельства, например, делится обычно на куски из трех, двух или четырех чисел.

Да, или можно использовать номер телефона. Семь, восемь, два, четыре... три, шесть, семь. Какой стратегией пользуется человек, можно узнать по его реакциям. Если он применяет для запоминания номера слуховые приемы, всякое другое разбивание вызовет у него полный разрыв. Если же он делает это чисто визуально, это произведет далеко не столь сильное действие.

Разрыв шаблонов можно применять в любом игровом виде спорта. Вы замечаете, что на каждый ваш определенный ход возникает определенная реакция. Затем вы можете прервать этот шаблон и получить от этого преимущество.

Моя жена Джуди хорошо умеет фехтовать на саблях. Она составляет некоторый шаблон движений и повторяет этот шаблон полдюжины раз, замечая привычную реакцию противника. Когда она уже знает, какую реакцию получит на свой прием, она соображает, какая реакция на эту реакцию позволит ей нанести удар. Или же она начинает движения, а потом прерывает его. Ее противник уже успевает втянуться в некоторую реакцию на это движение, и Джули может этим воспользоваться. То же делают боксеры. Они составляют шаблон, а затем разрывают его.

Если вы видели как Бьер Борг играет в теннис, вы знаете, что он не теряет зря свою энергию. Он организует свое сознание в очень узком диапазоне. Его не беспокоит, когда зрители бурно одобряют его или освистывают: он ничего этого не слышит. Его реакция всегда одна и та же, независимо от того, промахнулся он или сделал хороший удар. Он просто поворачивается и снова занимает позицию - он вращает ручку своей ракетки, отходя назад для следующей подачи. Он не теряет зря энергии и полностью сосредоточен на том, что существенно. Эта концентрация защищает его от психологических маневров противника... Если вы сумеете прервать измененное состояние вашего партнера - то самое, которое ему нужно для хорошей игры - то он будет играть плохо, а вы сможете его разбить.

Закон разрыва шаблонов имеет много применений. Эту реакцию называют "все неожиданное". И пока человек "задержан" тем, что вы сделали что-то совершенно неуместное или неожиданное, вы имеете подходящее время, чтобы внушить ему дальнейшую желательную для вас реакцию.

Вы должны упражняться в этой технике, пока не добьетесь достаточной силы личности и последовательности выполнения. Вы должны внушать всем вашим поведением - словесным и несловесным - что нечто как будто должно произойти, - и это произойдет. Когда вы сможете провести этот маневр с полной согласованностью всего вашего самовыражения, вы должны научиться чувствовать реакцию. Вам нужна обратная связь. Ни одно из применяемых нами сообщений не будет работать всегда. Их надо всегда уточнять в соответствии с получаемой обратной связью.

Техника перегрузки

Около двадцати пяти лет назад Джорж Мимер подвел итоги обширной области исследований о восприятии человека и животных в своей классической работе "Магическое число 7±2" Человек способен сознательно держать в поле своего внимания около семи "кусков" информации одновременно. За пределами этого числа он испытывает перегрузку и делает ошибки. Если я назову вам последовательность из семи чисел, вы вероятно, сможете безошибочно удержать ее в памяти. Но если я предложу последовательность из девяти чисел, вам будет гораздо труднее ее запомнить, и вы начнете ошибаться. Каждое число - это "кусок" информации Но если вы - или я - разобьем эти девять цифр на три группы, по три числа в каждой, то вам легче будет запомнить все девять чисел. Группируя информацию в большие куски, можно удержать в области сознательного внимания те 7±2 кусков. Вы можете сознательно держать в поле внимания, семь листьев, семь веток, семь сучьев, семь деревьев или семь лесов. Как много вы делите информацию.

Как бы вы ни выбирали размеры кусков, если вы сознательно удерживаете 7±2 кусков информации, то все остальное не подвергается сознательной обработке. Все, выходящее за пределы 7±2 кусков информации становится перегрузкой, обрабатывается бессознательно.

Приведу пример ситуации, возникшей на другом семинаре. Я спросил, владеет ли кто-нибудь способом легко запоминать имена. Это умела одна женщина по имени Карла, и я попросил ее подойти. В зале, среди аудитории сидела Энн Тичворд, и я сказал Карле: "Знаете ли вы эту женщину?" - показав на Энн "Нет" - ответила Карла. Когда Карлу с кем-нибудь знакомили, у нее расширялись зрачки, и она внутренне отпечатывала имя этого человека у него на лбу. Каждый раз, когда она видела его снова, у нее немного расширялись зрачки и она видела у человека на лбу его имя. Поскольку я знал, как она это делает, я знал, в каком месте последовательности ее переживаний она не сможет сознательно представить какой-либо добавочный сигнал, это произойдет, когда ее внимание будет направлено внутрь, и когда все 7±2 кусков информации, доступные ее вниманию, будут заняты изображением имени человека у него на лбу.

Я сказал Карле: "Посмотрите на эту женщину. Ее зовут Энн..." Здесь я остановился, увидел, что у нее расширились зрачки, а затем прибавил: "Тичворд", она услышала Энн и зрительно записала это имя у Энн на лбу. Затем я спросил у нее: "Как зовут эту женщину?" Ее зрачки снова расширились, и она сказала: "Энн". Я спросил: "Знаете ли вы ее фамилию?" "Нет - ответила она, - вы ее мне не называли". Когда ваше ощущение времени и ваш сенсорный опыт достаточно изощрены, вы знаете, когда внимание человека направлено внутрь, и вы можете ввести в него все, что вам угодно. Когда человек направил внимание внутрь, он отреагирует на ваши указания так, как вы этого хотите, поскольку вы обходите его сознание, он не в состоянии выбирать эти ощущения или защищаться от них.

Дальше я сказал: "Ее зовут Энн Тичворд", и Карла ответила: "Да, да! Теперь я вспомнила". Это была изящная демонстрация того факта, что это имя, недоступное ее сознанию, поскольку оно не прошло через свойственный ей процесс запоминания имен, все же присутствовало в ее сознании. Она узнала фамилию Энн, услышав ее, так что эта фамилия была бессознательно обработана и заложена в память.

Всякий раз, когда сознательная обработка перегружается, вы можете передать информацию прямо в подсознание, и человек будет реагировать на эту информацию. Простейший способ перегрузить внимание человека - это заставить его сосредоточиться на сложном внутреннем переживании.

Я применяю технику перегрузки примерно в половине случаев когда официально навожу транс. Сейчас я это покажу. "Билл, подойдите, пожалуйста, сюда, и встаньте вот здесь.

Хорошо. Теперь закройте пожалуйста глаза. Теперь я попрошу вас вслух отсчитывать числа, начиная с двухсот, выбирая каждое третье. И когда вы это делаете, я опускаю руки вам на плечи и поворачиваю вас кругом, один раз за другим. В любой момент вы можете почувствовать, что вам удобнее просто погрузиться в глубокий, приятный транс: тогда вы это сделаете, вполне понимая, что находитесь во вполне надежных руках".

Когда я это делаю, я создаю перегрузку, заняв все его системы представлений. Он использует зрительную систему, помогая себе перебирать числа в обратном порядке. Слуховая система занята у него тем, что он говорит себе эти числа. Наконец, я кинестетически дезориентирую его вращением Теперь он перегружен разными вещами, требующими его внимания, а я могу себя от этого избавить.

Я мог бы, точно также, сказать: "Теперь медленно поворачивайтесь вокруг своей оси". Но, когда я поворачиваю его руками за плечи, я получаю в изобилии осязательную обратную связь об изменении его состояния и о том, в какое состояние он переходит. Кроме того я доставляю ему еще один предмет кинестетического внимания: ощущение моих рук у него на плечах.

Чтобы убедиться, что перегрузка действует, надо проверить, все ли системы заняты. Когда он занят зрительным представлением и произнесением чисел, и в то же время дезориентирован кинестетически, я могу сформулировать указания, и эти указания пройдут прямо мимо его сознания в подсознание. Если что-нибудь из сказанного мною отвлечет его от выполнения своей задачи, я сразу же об этом узнаю, потому что он считает вслух. Если он перестанет считать, я узнаю одно из двух: либо он погрузился в глубокий транс, либо избавился от дезориентации и слушает сознательно указания, которые я пытаюсь ввести в его подсознание. Тогда я настаиваю, чтобы он продолжал считать, или, если он уже в глубоком трансе, перестаю дурачиться и перехожу к делу.

Кстати, это весьма традиционное наведение транса. Много лет назад я прочел в книге об этом специальном методе, и без всякого опыта стал его попросту применять, точно следуя указаниям, и, конечно, не понимая смысла того, что я делал. Лишь через несколько лет я понял, на чем этот метод основан, и тогда смог его обобщить, применяя различные способы перегрузки. На этом семинаре мы обучаем вас точно таким же путем, поскольку мы стремимся передать вам большую часть сообщений на уровне подсознания.

Дезориентируя человека, вы можете использовать любую сложную задачу, чтобы занять и отвлечь его (внимание) сознание. Затем вы делаете вполне прямое, непосредственное и легко исполнимое внушение, например: "Если в какой-то момент вам покажется, что проще погрузиться в глубокий транс, тогда сделайте это с удовольствием, отдавая себе отчет, что вы находитесь в полной безопасности...".

Вот еще один вариант: Я беру Джека за руку и хочу его перегрузить. Я говорю ему: "Все, что от вас требуется, это сидеть с полным удобством на этом стуле. Сейчас я буду касаться по очереди всех ваших пальцев, называя их один за другим. Ваше дело всего лишь проверять правильно ли я называю пальцы, или нет".

Затем я начинаю касаться пальцев и называть их: "Указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец, большой палец. Средний палец, указательный палец, безымянный палец, большой палец". (Гипнотизер касается мизинца).

Каждый раз, когда я ошибаюсь, партнер делает тоже, что он сделал сейчас: у него расширяются зрачки и задерживается дыхание. Ему требуется некоторое время для вычисления. Чтобы решить, что я "ошибся", ему потребуется больше времени, чем в тех случаях, когда я не "ошибаюсь".

Продолжая этот процесс, я буду совершать все больше таких "ошибок". Скоро партнер будет перегружен сложностью своей задачи, и, защищаясь, начнет переходить в глубокий транс. В этот момент я скажу "Когда я коснусь сейчас вашего безымянного пальца, - причем я коснусь другого пальца, - вы почувствуете себя более расслабленно". Затем, продолжая перегружать, я начну вводить дополнительные указания о нужных мне конкретных наблюдаемых реакциях, свидетельствующих о переходе в транс.

Я посылаю человеку одновременно сигналы по всем трем каналам и требую, чтобы он проверял, соответствует ли слуховой сигнал зрительному или кинестетическому. Скоро он сдастся и скажет, по существу, следующее: "Хорошо, скажите мне, что я должен по существу, делать?"

Вместо того, чтобы перегружать все системы представления, вы можете дать человеку столь сложное задание для одной или двух систем, чтобы оно заняло все 7±2 куска его сознательного внимания. Например, попросите его считать, начиная с тысячи, в обратном порядке, через одну треть, представляя себе каждую дробь с одним цветом для числителя, другим для черты, и третьим для знаменателя, причем так, чтобы каждая следующая дробь имела три других цвета. Затем вы можете прибавить указания такого рода: "С каждым числом вы погружаетесь все глубже". Все это способы манипулировать человеком, перегружая его входные каналы, и тем самым ослаблять его способность понимать то, что вы делаете.

Женщина: Является ли примером перегрузки двойное наведение, описанное в вашей книге "Шаблоны", в томе II?

Да - двойное наведение - это частный случай того, что я сейчас сделал. В этом случае для перегрузки партнера используются два человека. Это действует очень быстро. Вы получаете перегрузку, причем быстро, и получаете очень сильную реакцию. Мы впервые применили двойное наведение случайно, во время семинарских занятий, и заметили, насколько сильной была реакция. Тогда мы начали применять этот метод в частной практике, чтобы выяснить, как его можно использовать.

Примерно через шесть месяцев вышла книга Карлоса Кастаньеды "Путешествие в Икстлан". В конце этой книги есть очень живое описание двойного наведения. Дон Хуан говорит в одно ухо, а Дон Хенаро одновременно в другое. Описания людей, с которыми мы раньше делали двойное наведение, превосходно совпали с описаниями Карлоса, - ощущение расколотого посередине тела и т. д.

Из описания в книге можно понять, что Карлос представляет собой то, что мы называем "производным кино". Он применяет образы и слова, обращая внимание главным образом на ощущения, которые из них проистекают. У такого человека двойной слуховой канал на самом деле вызывает ощущение кинестетического расщепления. Каждое сообщение обрабатывается противоположным полушарием, и производные ощущения испытываются в той же половине тела, куда поступает слуховой сигнал. Различие слуховых сигналов, поступающих в два уха, различным образом представляются в двух половинах тела, различие между такими кинестетическими представлениями наиболее отчетливо выражено вдоль средней линии тела, что и приводит к переживанию расщепления или разделения.

Разрыв шаблонов, рычажное наведение и перегрузка имеют между собой то общее, что все они позволяют вбить свой клин в начатый процесс переживания. Вы применяете эти методы, чтобы сломить состояние сознания, с которым человек к вам приходит, и заменить его более пластичным состоянием. Как только вы построили перегрузку, разрыв шаблонов или ситуацию рычага, вы просто начинаете действовать более повелительно, связывая эту ситуацию с тем, что вы хотите вызвать. "И когда все это происходит или продолжается, ваши глаза слипаются и начинают закрываться, и у вас возникает состояние глубокой расслабленности". Вы продолжаете развивать транс, а затем начинаете использовать состояние транса, как условие для изменений, которые вы хотите провести.

Сила личности

Другой метод наведения - это попросту прямая сила личности Вы просто говорите другому человеку, убедительно поддерживая это всем своим поведением, чтобы он перешел в транс. Если он переходит в транс, превосходно, если нет - подождите, пока он перейдет. Конечно вам должны быть доступны при этом и при том, одновременно, и все другие приемы (несловесное отражение и т. д.). Если вы указываете человеку перейти в транс, и все ваше поведение со стопроцентной убедительностью говорит, что он перейдет в транс, то он перейдет. Чтобы этот маневр удался, вы должны быть очень убедительны, если вы убедительны в ваших желаниях, вы добьетесь нужной реакции.

Для большей эффективности вы можете добавить дополнительные маневры. Если человек отвечает: "Я хотел бы, но не могу", вы говорите: "Конечно, вы не можете. Я жду его". Таким образом вы отклоняете сознательную реакцию, ожидая появления кого-то другого. Если он возражает, не реагируйте на это, а просто ждите того, что должно произойти. Весьма вероятно, что он вернется обратно, и снова попытается перейти в транс, пока это ему не удастся.

Метастратегия для создания в себе убедительности состоит в следующем: вы должны помнить, что можете потерпеть неудачу лишь в одном случае - если ограничите себя во времени. Люди чаще всего полагают, что потерпели неудачу, если им не удалось добиться глубокого транса сразу. Но это означает лишь, что надо действовать дальше, или попробовать что-нибудь другое.

Если у вас есть какие-то личные колебания, или то, что вы хотите делать, выходит у вас неубедительно, можно придать себе убедительности, пользуясь языковым приемом под названием "цитирование". Вы можете сказать: "Я расскажу вам, как последний раз ездил в Финикс, чтобы увидеть Милтона Эриксона". "Я вошел в кабинет Милтона, и он въехал в комнату на своем кресле... и он посмотрел на меня и сказал: "Перейдите в транс!" Пользуясь цитатами, вы окружаете себя барьером с надписью "это не я: это рассказ о моем переживании". Но конечно, вы передаете при этом желательное для вас наведение с полной силой. Если вы получаете реакцию транса, чудесно, используйте. Если нет, и если вам не хочется продолжать до тех пор, пока вы не добьетесь успеха, вы можете отказаться от этого. "Вот, что мне сказал Милтон: конечно, я сам этого делать не стал бы".

Прием цитирования представляет собой очень хороший способ попробовать новое поведение, в котором вы еще не уверены. Вы можете узнать, как бы все это выглядело, если бы вы умели это делать: для этого вы в самом деле это делаете, изображая, что это делает кто-то другой.

Перекрывание реальностей

Другая процедура наведения называется - "перекрывание реальностей". Мне кажется, простейший способ объяснить, что такое перекрывание реальностей, это рассказать вам о том, как я вел однажды семинар в штате Мичиган. Я находился тогда в гостинице Вебера, и говорил с группой людей о метафорах. Когда я говорил им о метафоре, это напомнило мне историю, которую мне рассказывал Милтон Эриксон, о том, как он однажды вел группу в Чикагском университете, где было много народу и они сидели вокруг него точно так же как здесь, в виде полукруга, а он был перед ними. И вот, когда он сидел так и говорил с этой группой людей с Чикагского университета, ему показалось, что лучше всего рассказать им историю, слышанную им от отца, о его дедушке, приехавшем из Швеции. Его дедушка Свем имел в Швеции молочную ферму, и он убедился, что коровы лучше всего успокаивались, когда он рассказывал им спокойным и утешительным голосом что-нибудь, что было у них на уме.

Я сделал только что следующее: я погружал одну историю в другую до тех пор, пока не перегрузил вашу способность следить, к чему относится каждое предложение. Даже с изощренной группой, вроде вашей, я мог бы продолжить эту историю, включая в нее внушения для наведения и вам было бы трудно понять, о какой реальности идет речь: говорю ли я о дедушке Свеме, говорящем что-то своим коровам, или об Эриксоне, говорящем с группой в Чикаго или об отце Эриксона, рассказывающем ему какую-то историю, или это я говорю с вами. В то время как ваше сознание будет пытаться во всем этом разобраться, ваше подсознание будет выдавать требуемые реакции.

Рассмотрим пример, более связанный с терапией. Предложим ко мне приходит женщина и говорит: "У меня возникла проблема !". Я предлагаю ей посмотреть в окно, на секвойи, заметить, как ветер качает верхушки этих деревьев, и начинаю ей рассказывать историю о молодой женщине, которая когда-то пришла ко мне, и сидела на том же стуле, и смотрела... внимательно... на те же верхушки деревьев... и, конечно, их качал такой же ветер... туда-сюда... и эта молодая женщина впала в глубокую задумчивость, и когда она сидела здесь и слушала звук моего голоса, она вспомнила сон, в котором она поехала в деревню кого-то навестить... кого-то, с кем ей было особенно хорошо...

Я только что инкорпорировал в перекрывание реальностей я перегружал сознание этой женщины, ее способность следить, на каком уровне реальности я действую в данный момент. В итоге получается замешательство, но обычно гораздо более слабое замешательство, чем в случае сенсорной перегрузки. Один из способов усилить этот эффект - инкорпорирование в рассказываемую историю элементов сиюминутной реальности. Секвойи существуют в нынешней реальности точно так же, как и в моей истории, и когда я говорю о секвойях, легко связать две эти реальности переходя от одной к другой. Скоро партнер перестает различать, о какой реальности я говорю.

В каждую из этих реальностей я могу инкорпорировать процессуальную инструкцию, ведущую к изменениям поведения: "И когда я говорил с этой молодой женщиной, пришедшей ко мне... хотя у нее было сновидение... которого я не знал, и не должен был знать... важно было только, что знала она... и изменения, бывающие после таких снов... должны благотворно проявляться в ее будущем поведении. И когда я видел ее спящей, я вспомнил кое-что, случившееся однажды, когда я посетил моего старого друга в Финиксе, штат Аризона".

Здесь я делаю две вещи: перекрываю реальности таким образом, чтобы невозможно было за ними уследить, и делаю указание о том, что должна делать пациентка в течение моего дальнейшего рассказа, а именно, увидев сон, который благотворно изменит ее поведение, и т. д.

Если в кабинете окажется еще кто-нибудь другой, я имею все нужное для прямого наведения. Я посмотрю на этого другого человека и скажу: "И Милтон Эриксон посмотрел на меня и вдруг он сказал: "Спите... так долго, сколько вам надо, чтобы... получить удовольствие... совершенно изменив поведение... это вас удивит и обрадует... и вы узнаете о том, что изменилось... как только заметите это в своем поведении... где-то в ближайшие 24 часа... потому что это всегда чудесно... когда вас удивляет ваше подсознание..." и вот Милтон сказал тогда этому человеку, что он может, конечно... в любой момент... когда это будет полезно... и когда его подсознание будет удовлетворено... тем, что оно убедилось в особенной перемене... которая будет ему полезна... он может просто... с чувством свежести и обновления... вернуться медленно и постепенно... на уровень реальности, привычный для него, чтобы научиться важным вещам".

Во всем этом я предполагаю несколько очень важных вещей:

1. силу личности: я убежден в том, что я делаю.

2. раппорт: я достаточно хорошо подстроился к человеку, чтобы он доверял мне, как исполнителю требуемой перемены.

Когда вы этого добились, вы всегда можете инкорпорировать прямое указание, вызывающее гипнотическую реакцию, например, глубокий транс. Перекрывание реальностей дает вам возможность построить раппорт и оценить полученные реакции. Перекрывающая реальность создает не столь сильную перегрузку, как другие виды замешательства и другие виды перегрузки. И поскольку в рассказываемой истории может произойти все, что угодно, вы находит случай инкорпорировать в нее все наведение и последующую утилизацию. Конечно, чтобы сделать все это легко и изящно, вам потребуется больше времени, чем я на это затратил сейчас.

Перекрывание реальности может иметь различные функции. Оно не только предоставляет мне случай инкорпорировать в истории нечто такое, что могло бы вызвать сопротивление создания, оно может также послужить для меня механизмом запуска соответствующего поведения, посредством изменения интонации голос и т. для наведения транса. Когда я говорю об Эриксоне, я слышу, как я говорю тем же тоном каким говорил он, это открывает мне доступ на уровне подсознания ко всему моему опыту общения с Эриксоном. Я не могу представить себе лучший образец наведения гипноза, чем поведение Милтона Эриксона.

Тем из вас, кто хотел бы работать вместе, я предложил бы некоторый проект: разработать весьма общую, открытую систему метафор с целью наведения транса. Постройте набор перекрывающихся реальностей, в который можно было бы инкорпорировать весьма общее гипнотическое наведение. Говоря об открытых метафорах, я имею в виду, что вы, вообще говоря, знаете, куда идете. Вы знаете, где вы начнете, знаете расстановку фигур. Должны произойти некоторые весьма общие взаимодействия, но вы вполне уверены в окончательном общем результате, к которому вы хотите прийти. И при этом вы составите ваши истории настолько открытыми, чтобы в них можно было инкорпорировать любую возможную реакцию. Если вы не получите желательных реакций, вы всегда должны иметь возможность перейти в другую реальность.

Перекрывающиеся реальности предоставляют вам широкие возможности для работы. В рамках этого метода можно найти место для всех остальных методов и приемов, которым мы вас учим.

Упражнение 6

Я только что продемонстрировал еще пять методов наведения:

1) рычажное наведение,

2) разрыв шаблонов,

3) перегрузка сенсорных каналов,

4) силу воздействия личности,

5) перекрывание реальностей.

Через некоторое время я предложу вам разбиться на небольшие группы и испытать эти методы друг на друге. Советую вам выбрать для себя что-нибудь новое. То, что вы уже знаете, вы знаете. Кто-то из приходящих к нам на семинар заново учится тому, что уже умеет.

Советую вам выбрать метод наведения, совершенно вам неизвестный, или такой, о котором вы только слышали, но никогда его не применяли, таким образом, вы расширите свой репертуар. Чем больше у вас будет способов добиться некоторого результата, тем шире будет круг людей, с которыми вы сможете успешно работать. Некоторые методы весьма эффективны в применении к одним людям, но не к другим, если у вас будет много способов наведения транса, вы сможете гипнотизировать всех.

Прошу вас снова разбиться на группы по три человека. Член группы А выберет новый для него метод наведения, и применит его, чтобы вызвать транс у Б. Третий человек В, будет наблюдать реакции, замечая, что происходит с Б, что указывает на изменение его состояния. Это будут изменения в расширении зрачков, цвете кожи, дыхании, мышечном тонусе и т. д. Задача В.- обнаружить эти изменения.

Я попрошу А, после наведения транса прибавить четыре следующих шага:

1) установить какой-нибудь заметный сигнал, указывающий, когда Б стабилизируется на определенном уровне транса: "Продолжайте... углублять... ваш транс... до момента... когда вы почувствуете полную расслабленность... и тогда вы дадите указания... что вы достигли точки, где хотели бы остановиться... простым кивком головы... или подняв правую руку или левую... на несколько дюймов от бедра..."

2) когда Б этого достигнет, предложите ему некоторый весьма общий набор учебных инструкций: "Теперь мне было бы очень приятно заметить, как хорошо ваше подсознание... выбирает некоторое особенно приятное переживание... о котором вы не думали уже много лет... и позволит вам снова с удовольствием увидеть... и услышать, и снова почувствовать... радость... этого забытого переживания... содержащего некоторые из ваших лучших переживаний.

Или же вы можете сказать: "Я хотел бы, чтобы ваше подсознание подарило вам образ, или чувство или звук... то, что вы с особенным удовольствием сделали бы для себя... в виде опыта... через несколько дней... как способ приготовиться к тому, чему вы учитесь на этом семинаре.

Содержание безразлично. Избегайте содержания. Давайте общие указания, заставляющие партнера что-нибудь сделать в состоянии транса, и испытать от этого переживание, несомненно свидетельствующее о том, что он был в новом состоянии сознания. У некоторых из вас могут быть особые переживания, пожелания о том, что вы хотели бы сделать в состоянии транса. Вы можете сказать об этом заранее членам вашей группы.

Формулируя общие учебные инструкции, можно прибавлять нечто в таком роде: "И с каждым вдохом и выдохом вы продолжаете... погружаться глубже... или останавливаетесь на самом глубоком уровне транса... соответствующем вашим возможностям и вашим целям". Не включайте никакого определенного содержания, пусть партнер сам выберет содержание. Дайте ему лишь общие указания сделать выбор и извлечь урок.

3) Какие бы вы ни делали общие указания, прибавьте к ним какое-нибудь высказывание, обеспечивающее вам обратную связь. "И когда ваше подсознание полностью выдаст вам это переживание, дайте об этом знать, позволив вашей руке или обеим рукам подняться искренними, бессознательными движениями, или внезапно раскрыв глаза с чувством свежести и удовольствия оттого, что вы все сделали как нужно". Таким образом, вы встраиваете сигнал, с помощью которого партнер может сообщить вам, когда он окончит свою небольшую работу в измененном состоянии.

4) Получив сигнал, вы должны дать возможность партнеру выйти из состояния транса. "Теперь я начну медленно считать в обратном порядке, с десяти до одного", или "В определенный момент я протяну руку и коснусь вашего плеча". Это объясняет партнеру, что произойдет, и дает ему время приготовиться. "И когда я скажу "один", ваши глаза широко откроются, и вы проснетесь с чувством удовольствия от вашего переживания, освеженный и обновленный тем, что было, и готовый снова к процессу обучения.

В виде альтернативы вы можете поднять руку (его), которая будет в каталепсии, и сказать: "И ваше подсознание позволит вашей руке опуститься, но не скорее, чем вы вернетесь обратно в данную конкретную действительность, принеся с собой чувство освежения и обновления этим переживанием". Или еще: "Когда я дотронусь до вашего плеча, вы испытываете внутренний прилив спокойной энергии, который даст вам радостное чувство благополучия, когда ваши глаза откроются, и вы снова найдете свое место во времени и пространстве".

Есть ли вопросы?

Женщина: Вы дали нам слишком много!

Я дал вам много. Вы удивитесь, как много вещей вы вспомнили, когда будете проходить шаг за шагом: наводить транс, делать общие учебные указания, а затем возвращать партнера обратно. Итак, приступайте.

. . .

Наши рекомендации