Никогда, — ответил я. — Мне тебя незачем забывать.

Ты правда меня никогда не забудешь? — тихо, почти шепотом спросила она.

Никогда, — ответил я. — Мне тебя незачем забывать.

Харуки Мураками, «Норвежский лес»

by Seratuswhy (Сидоров Георгий)

Каюсь, ребята и девчонки, прочёл уже имеющиеся рецензии по манге Вако Хонны «Дыра»… И знаете, очень хочется взять платочек и утереть слёзы, из-за того, что это великолепное произведение увешали ярлыками как новогоднюю ёлку – игрушками. Начну, пожалуй, с самого главного – Nozoki Ana (она же известна под разными названиями: «Щель», «Дыра для подглядывания», «Дыра») – ни в коем случае не является представителем хентайного жанра. Да, конечно сцены сексуального характера там имеются, моментов с обнажёнкой вполне достаточно, но куда более точным будет ярлык «эротика», но уж никак не порнография. Ведь, согласитесь, во многих современных фильмах есть сцены и похлеще, показанных на страницах данной манги. Здесь сцены телесных взаимоотношений являются не целью, а скорее средством показа внутреннего состояния героев, они мотивированы и оправданы и призваны вызвать не возбуждение (хентай, собственно говоря, на такой эффект изначально и рассчитан), а скорее отождествление с героем в определённый момент. Помочь понять ход его мыслей, если угодно.

Куда логичнее будет считать Nozoki Ana трагикомедией (или же драмой, что более точно, если обратиться к самому понятию драмы в творчестве) с элементами эротики, потому как действующие лица в ней – люди, которые не обрели своё счастье на момент событий повествования. А то, что они делают для обретения маленькой крупицы счастья, как они это делают – это единственный доступный персонажам способ, ведь огромного чемодана с житейским опытом у них нет, а ситуации возникают исключительные по своей природе. Самая явная из таких ситуаций – это дыра в стене. Её можно просто не замечать, а можно выстроить своеобразный мост для общения с тем, кто вызывает интерес. Что и делает Икуно Эмиру, соседка главного героя – токийского студента Тацухико Кидо.

Есть ли в манге пошлость? Если анализировать её содержание поверхностно – то, буквально в каждой главе. Но если копнуть глубже, сопоставить с реальностью, обыденной жизнью – пошлость отсутствует. Мы сами день за днём видим (а возможно и становимся участниками) подобных «пошлых» игр. Рейтинг 18+ лишь показывает, что решения героев и мотивацию их поступков можно понять, уже обретя какой-никакой опыт. К слову, я познакомился с произведением уже в довольно сознательном для сэйнэна возрасте – в промежуток между 22 и 23 годами. И манга зацепила своей фабулой, своими ходами, и, конечно же, прорисовкой персонажей. Для меня это было чем-то вроде наблюдения за чьей-то жизнью, чьим-то ростом и развитием. Когда читаешь Nozoki Ana – как будто стоишь где-то рядом с героями в Токио и видишь, слышишь всё то, что с ними происходит, но повлиять на события не в силах.

Возможно, это был один из посылов автора – указать читателям на то, что вуайеристами, в том или ином смысле, мы бываем очень часто в своей жизни. Однако сковываем себя рамками и запретами. И для того, чтобы достичь своего счастья – в некоторых случаях можно поступиться устоявшимися законами социума и традициями, которые, как и всё в этом мире, имеют свойство устаревать и требовать пересмотра. «Щель» - это действительно качественная драматическая история, весьма неоднозначная при первом знакомстве, более понятная при втором, а при третьем – уже полностью прожитая. Многие писатели, режиссёры, художники, да и вообще огромная плеяда людей творческих профессий через обнажение пороков показывают себя, общество и каждого из людей, включённых в социум. Ведь только то, что может вызвать отторжение – вызывает наиболее сильный отклик. Если подумать, то именно отталкивающие события и образы вызывают наиболее сильные реакции в наше время, потому как пороки человеческие – это то, что стараются прятать в глубинах своей души. Но нам говорят «Смотрите!», за руку подводят к осознанию, очевидных, в общем-то, вещей, своей одержимости страстями. И мы, читатели, зрители, что-то забираем с собой после знакомства с этим произведением, о чём-то думаем и, вероятно, что-то меняем и решаемся на поступки.

На мой взгляд, Вако Хонна – это своеобразный Харуки Мураками, но только от мира манги. Ведь и у Мураками не всё в его романах, рассказах, зарисовках радужно и красиво. Так и здесь, чтобы сказать что-то очень важное автор заставляет нас смотреть на что-то не сильно приятное, даже отвратительное. Всё это, вкупе с прекрасным переводом на русский язык (да-да, Onibaku Manga Team, у вас получается ничуть не хуже, чем у профессиональных издательств), «вкусной» визуальной частью заставляет добираться через дебри психологии и взаимоотношений с порцией юмора, трагедии и эротики к финалу. Который традиционно окажется хэппи-эндовой открытой концовкой (ведь нам не покажут, что стало с героями после описанных событий). Смотрите – и вы увидите, читайте, и вы поймёте всё сами.

P.S. Nozoki Ana была вообще одной из первых историй, с помощью которых я опять вернулся в мир манги, аниме и ранобэ. И до сих пор с удовольствием перечитываю (уже 3 раза от первой до последней страницы избороздил историю, а всё равно цепляет, как и прежде).

Наши рекомендации