Ложное Я в определённом Корневом центре
Здесь тема Ложного Я проявляет себя наиболее энергично. Открытый Корневой центр чувствителен к давлению. Находясь под его воздействием, человек либо спешит, стараясь быстрее всё закончить, либо пытается избежать прессинга. Что и даёт определенному Корневому центру власть оказывать давление и подгонять другого.
Это проявляется в различных сферах жизни: работа в жёстком графике, под началом шефа-самодура, давление родителей на детей и наоборот - весь этот стресс вокруг нас.
Тот, кто оказывает такого рода давление, чувствует себя особенно могущественным. Это происходит потому, что реальный выброс адреналина перекрывает все другие телесные механизмы. Оказывать на кого-то давление - значит на время выключить его мышление, чувства, усталость и боль.
Этот механизм может привести к совершенно необъяснимому поведению: так честный служащий нападает на три банка, чтобы избавиться от своих долгов. Это значит, что давление его долгов было настолько велико, что мышление, чувства, боль и усталость временно были отключены. По этой причине он сделал то, что в нормальном состоянии было бы для него абсолютно невозможно.
Ложное Я определённого Корневого центра заключается в том, чтобы оказывать давление на другого, вследствие чего наносится вред самому себе. Внушающий страх начальник, даже простое появление которого уже внушает страх, может наслаждаться своей властью и, вероятно, поэтому при приёме на работу будет предпочитать людей с открытым Корневым центром. Но ни работоспособность таких людей, ни производственные результаты фирмы от этого не улучшатся.
Ложное Я в определённом Теменном центре
Эта тема не может рассматриваться как отдельная. Теменной центр определяется через определённую Аджну. Соответствующий механизм был уже объяснён при рассмотрении Аджны.
Ложное Я в определённом Джи-центре
Определённый центр Джи имеет зафиксированную идентичность. Открытый центр Джи ищет свою идентичность. Когда они встречаются, открытый Джи находит с чем ему отождествиться, а определённый узнаёт в другом «такого же, как я».
Здесь Ложное Я определённого центра заключается в навязывании другим собственной идентичности. При этом говорится: «Если ты не такой, как я, ты не существуешь для меня».
Конечно, особенно сильно эта тема будет проявляться в партнёрских отношениях и в семье, здесь тоже возникнет связь «преступник-жертва»: «Ты меня интересуешь, потому что я могу заставлять тебя быть таким, как я», - говорит определенный Джи и надевает на открытый Джи смирительную рубашку. Открытый Джи не спорит, так как смирительная рубашка лучше, чем отсутствие ответа на вопрос «Кто я?».
Для определённого Джи неправильно совершать выбор, не соответствующий собственному внутреннему авторитету. Определённый Джи, самоутверждающийся за счет навязывания другим собственной идентичности, может пропустить правильного партнера, потому что у того другая идентичность, и вместо него повернуться к человеку с открытым Джи, видя в нем своё отражение.
Ложное Я в определённом Эго
Сила воли очень привлекательна для многих именно потому, что у большинства этот центр не определён. У людей с определённым Эго зачастую самооценка выше, чем у тех, чье Эго открыто.
Таким образом, с самого начала есть заметное преимущество в пользу определённого Эго, которое чувствует себя более сильным, более властным, более успешным или просто более ценным.
Такое преобладание легко может использоваться для навязывания другим собственной воли со следующими словами: «Если ты будешь делать то, что я хочу, ты тоже будешь что-то стоить».
Все механизмы - от вовлечения другого в реализацию своих желаний до фактического использования власти - ведут к тому, чтобы исполнялись потребности Ложного Я: «Да будет воля моя», хочешь ты этого или нет.
Ложное Я в определённом Горловом центре
Такое Ложное Я не существует само по себе. Горловой центр - чистая механика выражения, и любое обуславливание возникает в случае соединения Горла с другим центром. Варианты проявления Ложного Я в Горле нужно рассматривать исходя из возникающих комбинаций:
Когда с Горлом соединяется Эмоциональный центр, Ложное Я начинает шантажировать, манифестируя эмоции.
Если Джи соединен с Горлом, Ложное Я говорит: «Если твое Горло не выражает себя как моё, ты для меня не существуешь».
Таким образом, соединения с Горловым центром имеют огромное значение. Если в чьём-то Бодиграфе есть такая определённость, то это представляет собой зафиксированный способ действий, манифестирования и собственно существования.
При этом появляется точное описание того, каким образом Ложное Я будет оказывать давление: «Эмоционально шантажируя, я заставляю тебя поступать так, как хочется мне» или «Я склоняю тебя быть спонтанным, как я». Очевидно, что Горловой центр выполняет здесь вспомогательную функцию и поэтому не обладает своим собственным конкретным Ложным Я.
Предложения для терапевтов и клиентов
На этих страницах все вышесказанное будет применено к сферам терапевтической деятельности. Терапия здесь понимается в самом широком смысле слова: это и психотерапевтическая практика, применяющая разнообразные методики, и консультации в различных областях, и педагогические программы.
Если вы терапевт такого широкого профиля, то вы оказываетесь, в общем-то, в сложной ситуации: вы не знаете точно, кто вы и вы не можете знать, кто ваш клиент.
Сложные ситуации всегда способствуют развитию утончённого инструментария. Удивительно, насколько точные методики самоанализа обнаружены в психотерапии. Эти инструменты, рождённые после многочисленных опытов с применением различных терапий, и природные таланты самих терапевтов привели к тому, что существует успешная терапия и успешные терапевты, хотя они не знают географической карты, то есть Бодиграфа.
В то же время, очевидно, что не все терапии срабатывают, по крайней мере, не всегда. Очевидно, что не каждый терапевт правильно обращается со своим клиентом и корректно воспринимает себя самого.
Прежде всего, необходимо поставить под вопрос само понятие терапии. Когда клиент имеет терапевтическую задачу и терапевт соглашается помочь её решить, мы уже вступаем на зыбкую почву. Скорее всего, клиент живёт в Ложном Я и формулирует продуманные цели. В случае успешной терапии (клиент и терапевт единодушны в достижении общей цели) облегчение получает лишь Ложное Я клиента.
В большинстве случаев терапевт получил такое образование, в котором самопознанию отводилась существенная роль. Самопознание и самонаблюдение могут привести к очень точному восприятию себя и к соответствующему обращению с самим собой. Но, что не может знать даже самый лучший терапевт, так это то, как действуют на клиента его определенные центры, то есть, как клиента обуславливает присутствие терапевта. Обуславливание, конечно, не улица с односторонним движением. Клиент тоже воздействует на терапевта, который при всей своей способности рефлексировать и наблюдать, не всегда способен в полной мере это заметить.
Поэтому особое внимание в следующей части будет уделено взаимодействию клиента и терапевта, будут схематично рассмотрены все возможные комбинации соединения центров.
Кроме того, следующим примером мне хочется продемонстрировать пользу, которую может извлечь терапия из простого понимания Бодиграфа.
Вам, наверное, знаком такой тезис: «Ты - это не твои эмоции». Для меня это утверждение представляет верх того, что может произойти без знания географической карты, Бодиграфа. У любого человека есть открытый или определённый Эмоциональный центр. Если Вы, не зная Бодиграф человека, говорите ему: «Ты - это не твои эмоции», то это будет правильно для 50% людей. Эмоционально открытые люди составляют 50% человечества, и для них правильно не давать авторитет эмоциям, не идентифицироваться с эмоциями и не ориентироваться на них.
У другой половины человечества определённый Эмоциональный центр. Если этим людям сказать: «Ты - это не твои эмоции», результат будет противоречивым. Такие люди должны научиться доверять волне, не решать и не действовать, исходя из моментального чувства. В таком контексте цитируемый тезис верен. Тот, кто не приравнивает себя к своим эмоциям, во всяком случае, не приравнивает себя и к эмоциональной волне в моменте, и соответственно тезису не будет действовать или решать что-то из волны.
Разумеется, при этом эмоционально определённые люди лишаются чего-то важного: возможности через созревание эмоционального заключения прийти к окончательному решению, основанному на эмоциях, которые представляют собой Внутренний Авторитет для таких людей.
Поэтому я убежден, что для любой терапевтической и консультационной работы знание Бодиграфа может быть невероятно полезным, и совершенно необязательно для этого годами изучать Дизайн Человека. Знание представленных здесь основных понятий будет способствовать эффективности и точности терапевтического посредничества.
Суть терапевтической ситуации
Любая терапевтическая ситуация это взаимное обуславливание: присутствие терапевта на время «изменяет» клиента, и присутствие клиента также сказывается на терапевте. Это означает, что конфигурация соединения конкретного клиента с конкретным терапевтом уникальна и для обоих представляет совершенно конкретное обуславливание.
Терапевту важно понимать, что с точки зрения Системы Дизайн Человека он не неизменный нейтральный персонаж, в каждой встрече он разный. Он может лишь осознавать специфические факторы, проявляющиеся в этих сеансах-консультациях-терапии.
Знание собственного Бодиграфа и Бодиграфа клиента формирует основу для понимания происходящего. Уже на уровне центров можно увидеть следующие возможные соотношения:
1. Терапевт определён, клиент определён.
2. Терапевт определён, клиент открыт.
3. Терапевт открыт, клиент определён.
4. Терапевт открыт, клиент открыт.
Внимательно исследуя каждый центр, посмотрим, как это влияет на терапевтическую ситуацию и какие даёт возможности.
Соотношения Центра Селезёнки
Вариант 1: Терапевт и клиент определены.
В этом случае темы Центра Селезёнки играют скорее второстепенную роль. Ни терапевт, ни клиент структурно не зависят друг от друга. Клиент пришел не потому, что он от кого-то зависит или кто-то его использует. Возможный терапевтический запрос (здесь вступает Центр Селезёнки) заключается в поддержании его спонтанности (если Центр Селезёнки его внутренний авторитет, в том случае, когда Эмоциональный центр открыт). Если терапевт сам по-здоровому проживает свою спонтанность, то для него это будет выполнимо. Это может проявиться в том, что для обоих, например, не будет проблемой не раз перенести время встречи.
Второй вариант может быть таким: клиент, злоупотребляя силой, сам использует кого-то и от этого попадает в ловушку. Решение заключается в принятии спонтанного поведения или укреплении в таком стиле реагирования. Тогда могут разрешиться нездоровые для клиента отношения.
Вариант 2: Терапевт определён, клиент открыт.
В этом случае клиент хорошо себя чувствует в присутствии терапевта и поэтому доверяет ему. Это сразу создаёт приятную атмосферу, но вместе с тем и ту ситуацию, которая уже не раз вредила клиенту. Скрытая опасность в том, что клиент зависит от терапевта, и терапевтические отношения будут сохраняться, пока он будет не здоров.
Результатом может быть бесконечная терапия, при этом клиент не будет тяготиться тем, что она не имеет окончательного разрешения.
Терапевт со своей стороны, по крайней мере, должен учитывать возможность примирения с такой ситуацией. Дело может дойти даже до молчаливого сговора: для клиента зависимость от терапевта может быть менее разрушительна, чем любая другая, но до разрешения основной проблемы - зависимые отношения - дело никогда не дойдёт.
Распространенной причиной визита к терапевту будут в этом случае проблематичные отношения, из которых клиент не может выйти, или непонятные физические недомогания и симптомы. На уровне рассуждений может появиться тема вины, так как многие люди с открытой Селезёнкой думают, что они виноваты в том, что они себя плохо чувствуют. Здесь важнейшей задачей для терапевта было бы укрепление независимости клиента и даже укрепление его независимости от себя.
Вариант 3: Терапевт открыт, клиент определён.
В этом случае очень многое зависит от самопознания терапевта. Если ему известна чуткость его Селезёнки, он может быть блестящим диагностом, особенно на телесном уровне. Если в своих персональных отношениях он склонен попадать в зависимость, то вероятно, он доверится клиенту, хоть это и не будет правомерно.
В последнем случае это может иметь большое значение, когда в терапевтический процесс будут включены несколько человек, например, супружеская пара. Если терапевт больше доверяет определённой Селезёнке, чем открытой, ему будет трудно удерживать нейтральную позицию. Для клиента темы Селезёнки, скорее всего, не будут причиной для визита (как правило, клиент приходит из-за своих открытых центров). Возможным исключением будет тот случай, когда клиент злоупотребляет отношениями, и с помощью терапии он будет хотеть оправдать себя или проблему, порожденную его существующей спонтанностью.
Вариант 4: Терапевт открыт, клиент открыт.
Это очень благоприятная комбинация, особенно если причиной прихода клиента являются классические темы Селезёнки. Здесь нет опасности возникновения зависимости или ошибочного доверия, так как при их взаимодействии не происходит никаких перемен в ощущениях физического хорошего самочувствия. Оба остаются ясными и неизмененными.
К тому же, терапевт сам знаком с проблемами клиента. Может, они были не так драматичны и не достигли патологических масштабов, но темы зависимости, необоснованного доверия и позволения злоупотреблять собой любая открытая Селезёнка хоть раз, но переживала.
В этом терапевт похож на своего клиента и знает способы принуждения из своего опыта. Ему не нужно будет понимать клиента интеллектуально, он и так достаточно эмпатичен, поскольку всё это, в определённой степени, он знает сам. Может, следующий терапевтический сеанс они проведут, гуляя по лесу.
Соотношения Аджны
Как только мы переходим в ментальное поле, всё несколько усложняется. Аджна может определяться соединением с Теменным или с Горловым центром. Выражаясь упрощенно - это «Мыслитель» и «Выразитель». Давайте сконцентрируемся на ментальном поле и обратим внимание на разницу между «Мыслителем» и «Выразителем» там, где это будет необходимо.
Вариант 1: Терапевт определён, клиент определён.
В этом случае мы имеем независимое друг от друга мышление. Поэтому ментальное обусловливание не играет здесь большой роли. Возможно, что у клиента и терапевта зафиксирован одинаковый способ мышления/выражения или нет. Когда, например, оба определены логическим потоком, они будут разговаривать друг с другом очень рассудительно, и у обоих останется впечатление, что это правильно.
Обоим будет приятно, что они понимают друг друга. Но стремление найти ментальное решение может в этом случае укрепиться, то есть, в конце концов, авторитет может быть передан мышлению. Это начнется уже с объяснения причины прихода к терапии. Если клиент - «Выразитель», он очень разумно объяснит, почему ему нужна терапия. Если терапевт думает таким же способом, как клиент, то он может не заметить, что здесь говорит только ум, и все сказанное не обязательно имеет отношение к реальности.
Концентрация обоих на ментальном поле приведёт к усовершенствованию мыслей, объяснений, концепций и обоснований, но за этим не последует существенных изменений. Ключ, конечно же, у терапевта.
Если он знает Бодиграф клиента и видит оттуда, где его внутренний авторитет, он может направить беседу туда, где это будет полезно: к пониманию или наблюдению, например, эмоций. В том месте, куда будет направлен фокус, разум превратится в союзника процесса. На этом примере клиенту будет легче объяснить свои чувства.
Когда терапевт и клиент определены разными ментальными потоками, это может затруднить понимание. Когда один ищет обоснований, а другой смысл, они не понимают друг друга и обоим процесс кажется утомительным. В худшем случае родится дискуссия, в ходе которой каждый будет хотеть доказать другому правоту или превосходство своей точки зрения.
Но если терапевт знает Бодиграф клиента, он увидит, что они мыслят по-разному. Тогда он может постараться объясниться на доступном для клиента языке, чтобы тот лучше понял его. Но, в конечном счете, и здесь ментальное поле не место для решения, но место для рефлексии. Темой для рефлексии будет не мышление и не проблема, но внутренний авторитет клиента. Тогда терапевт может стать ценным проводником в процессе разобуславливания.
Вариант 2: Терапевт определён, клиент открыт.
При такой комбинации особенно велика вероятность, что клиент придёт к терапевту из-за ментальных проблем. Конечно, это не его собственные проблемы, а проблемы других людей - как правило, из его близкого окружения - которые клиент воспринял и усилил. В ментально нездоровом окружении всегда есть открытый ум, который сильнее всего воспринимает ментальную болезнь и затем выражает ее. (У Адольфа Гитлера был открытый ум. Не он был душевнобольным антисемитом - он воспринял психическое заболевание своего времени, усилил его и выразил).
Ментально открытый клиент пришел из-за «ментальных проблем», с которыми он отождествился и принял за свои собственные. Если терапевт воспринимает это как должное, то запускается ужасный процесс: укрепление Ложного Я с помощью терапии!
При этом терапевт может быть гениален при разборе деталей, может быть другом человека, святым, проникнутым чистым желанием помочь... Но если он пытается излечить то, что не является частью идентичности клиента, он укрепляет в нём предрасположенность отождествляться с Ложным Я. Результатом в лучшем случае будет некоторое смягчение страданий Ложного Я (и то не сразу).
При такой конфигурации терапевту будет особенно сложно разобраться. Во-первых, он сам расположен отдавать авторитет уму - как у ментально определённого человека у него есть тенденция «быть правым». И вот приходит клиент со своими ментальными проблемами и ведёт себя как человек, который знает, что он «не прав». Кто ближе терапевта, который знает о своей правоте и говорит клиенту, как будет правильно? И кажется, что это работает! В ауре терапевта ментально открытый клиент думает, конечно, так же, как терапевт!
Он заменяет клиенту ментально деструктивное обуславливание на ментально конструктивное. Конечно, это приятнее,
и клиент думает, что, наконец, он обрёл истину, которую он всегда искал своим открытым умом. Но это новое обуславливание не обладает постоянством - вернувшись обратно в прежнее окружение, клиент снова будет думать так же деструктивно, как и прежде.
Отсюда появляются две возможности: либо клиент полностью меняет свое окружение, либо он понимает, что «его» ум - не часть его идентичности.
Понятно, что не всегда можно или нужно расставаться с персональным окружением.
Кроме того, нет гарантии, что следующее окружение снова не обусловит мыслить деструктивно. Можно утверждать, что у любого окружения найдутся свои психические заболевания.
Единственное «излечение» надолго возможно только при неотождествлении себя с умом. Если бы Гитлер будучи антисемитом, не высказывался бы по этому поводу, не предпринимал ксенофобских действий, не отождествлялся бы со «своими» мыслями - где была бы проблема? Снова там, где и должна быть - в его окружении.
При таком сочетании необходим терапевт, который обусловит клиента не относиться серьезно к мыслям и не ориентироваться на них. Единственно имеющее смысл обуславливание - обуславливание разобуславливания.
Вариант 3: Терапевт отрыт, клиент определён.
Этот клиент приходит не из-за своих ментальных проблем, хотя он может создавать ментальные трудности в своем окружении. Он приходит по другой причине, и он знает почему: либо он объяснит терапевту всё очень точно, либо расскажет более или менее убедительную историю своей проблемы, либо у него есть свои собственные представления об этом.
Открытость терапевта позволит ему понять клиента в любом случае. В ауре клиента он думает так же, как клиент, и поэтому ход мысли клиента терапевту доступен. Из этого вытекают три возможности:
а) Терапевт ещё не очень опытен и не понял особенность своего открытого ума. Тогда он в определённой степени принимает точку зрения клиента и будет опираться на неё в дальнейшем ходе консультации.
б) Наиболее вероятный случай: терапевт будет вносить изменения в то, о чём рассказал клиент. Всё сказанное не принимается за чистую монету, а служит отправной точкой для изменений. Типичным примером этого может быть так называемая нарративная терапия, которая всё происходящее в жизни (всё, что сообщается в ходе консультации) воспринимает как историю, которую можно рассказать ещё и по-другому. Если клиент рассказывает терапевту деструктивную историю, терапевт пробует вместе с клиентом сделать её конструктивной и понятной. Это может получиться, и тогда ум клиента разгрузится.
в) Терапевт показывает клиенту, что он понимает его мышление и его ментальные потребности. Но он сосредотачивается не на них, а на корневой проблеме, которая заключена в том, что персональный авторитет отдаётся мышлению. Не придавая такое значение мышлению, можно избавиться от постоянно ощущаемого давления.
Если терапевт будет ещё знать ментальные потоки клиента, он сможет ему объяснить, как функционирует его ум и как рано или поздно можно получить конструктивные ответы на ментальном уровне.
Вариант 4: Терапевт открыт, клиент открыт.
В основе этой ситуации заложено ментальное обуславливание. Для клиента, которому на протяжении всей жизни кто-то что-то внушал, это может быть очень расслабляющее понимание, которое создаст предпосылку для доверия. («Он не пытается мне ничего внушать, поэтому я ему доверюсь»).
Эта комбинация допускает различные возможности: если терапевт и клиент живут в Ложном Я, они могут годами проводить время в поисках истины клиента, и, конечно, не найдут её. При этом они будут касаться философии и религии, будут вести весьма интересные беседы, поэтому клиент охотно будет приходить к терапевту. («Мне это, собственно, не помогает, но часы, проведенные у терапевта, настолько интересны, что мне это доставляет радость»).
Если терапевт понимает основную тему ментальной открытости, он может помочь клиенту перестать отождествлять себя с умом.
В отличие от второго варианта это будет поддерживаться тем, что терапевт неизбежно привнесет свой опыт. Он знает ситуацию «изнутри» и поэтому может быть особенно хорошим проводником по выходу из неё.