Отношения между людьми на авиационном предприятии.
Данные опроса летчиков (%), N = 262
Да | Нет | Воздержались | |
Люди в эскадрилье безразличны друг другу | |||
Кроме работы у людей в экипаже есть общие интересы | |||
Готовы способствовать своими действиями улучшению социального климата |
Велика роль лидера в организации труда. Он должен обеспечить успешную работу экипажа. Каждый член экипажа должен получить возможность работать так, чтобы работа доставляла ему удовольствие. Спокойным, доброжелательным, ровным ко всем отношением командир обязан создать благоприятную рабочую атмосферу. Между тем командиры разных рангов часто становятся проводниками недоброй воли администрации.
Высказывания летчиков о том, какими должны быть отношения в экипаже: «отношения должны основываться на доброте, взаимопонимании, человечности», «необходимо лучше относиться к людям, их просьбам, живее реагировать на все хорошее, проявлять порядочную требовательность», «необходимо организовать совместные мероприятия: театр, кино, рыбалка, спорт выезды на природу вместе с детьми».
Некоторые командиры воздушных судов допускают бестактность, грубость, иногда даже оскорбления в отношениях с подчиненными. В условиях полной зависимости подчиненных от командира все это остается безнаказанным. Сопротивление рядовых операторов такой командир может подавить указанием на ошибки, низкий профессионализм. При этом он часто перекладывает на другого свою вину. Такой тип отношений деформирует личность рядового работника, воспитывает привычку молча принимать оскорбления и покрывать нарушителей.
Известно, что неумение распределить функции - один из наибольших недостатков руководителя, от чего страдает весь экипаж. Молодым пилотам такие командиры часто вообще не доверяют штурвал. Другие, поручив пилоту выполнять снижение, могут вдруг отобрать управление, предложив следить за каким-нибудь прибором. Третьи не умеют поддержать дисциплину в кабине в наиболее сложной или опасной ситуации.
Летные документы предусматривают несколько вариантов распределения обязанностей в полете. В каждом случае командир должен решить, какой является наиболее подходящим.
При полетах в сложных условиях, когда события разворачиваются очень быстро, объем информации возрастает, возрастает неопределенность, значительную роль играет дополнительное распределение обязанностей командиром: он выделяет особо важный сектор наблюдения, обычно один-два прибора, которые нужно контролировать с наибольшим вниманием, или незаметно кивает в сторону слабого товарища, призывая остальных операторов внимательно контролировать его действия.
Второй пилот выполняет на борту функцию дублера - он должен заменить командира в случае болезни. В остальное время он помогает командиру в управлении воздушным судном или в контроле за полетом. Степень его полезности зависит от того, насколько правильно и четко командир распределил обязанности, и от того, как построено общение между пилотами.
На месте второго пилота часто работает начинающий летчик осваивающий воздушное судно. Командир должен обучить его и подготовить к переходу на командирское кресло. Командир оценивает профессиональную подготовку и моральный облик второго пилота. Его слово будет решающим в определении дальнейшей профессиональной судьбы второго пилота. Обычно он находится в полной зависимости от командира. Отношения между командиром и вторым пилотом не всегда складываются благополучно. Затруднения в общении могут стать препятствием в профессиональном продвижении второго пилота. Если же на правом месте работает пожилой специалист, для которого нет возможности перейти на место командира, отношения в экипаже будут иными. От командира такой пилот меньше зависит и поэтому может активнее участвовать в создании благоприятного социально психологического климата, воздействовать на командира, исправлять его недостатки и вредные привычки.
С другой стороны, активность, проницательность, самостоятельность второго пилота в сочетании с профессиональным мастерством и педантичностью могут способствовать усилению напряжения в отношениях между членами экипажа и даже привести к расколу. Решение конфликта зависит от гибкости командира.
Штурман находится в особом положении. При наличии автоматов и компьютеров на борту за ним сохраняются контрольные функции, которые он должен выполнять в ходе всего полета: ведение бортжурнала, контроль времени, места и скорости. В отличие от бортинженера или от пилота, штурман находится в течение полета на непрерывном дежурстве. У пилотов эта работа обычно не вызывает того уважения, которого она заслуживает. Штурманы с сожалением отмечают высокомерие пилотов, этакий профессиональный снобизм по отношению к другим специалистам, работающим с ними в одной кабине. Возможно, причина кроется в стремлении прикрыть, оправдать неудовлетворенность содержанием своей, пилотской, профессии. Из-за неправильной оценки их труда страдают многие штурманы. Глубокое чувство обиды иногда проявляется в работе. Так, пилоты отмечали, что возникают ситуации, когда штурман «не слышит» прямых обращений к нему. Это - затаенная обида, бывают и открытые срывы, когда командир, вопреки рекомендации штурмана, резко изменил маршрут обхода грозового очага, штурман сорвал наушники, резко швырнул на стол навигационную линейку, сжал голову руками и воскликнул: «Ну и летите, как знаете!» А потом еще некоторое время не мог вернуться к выполнению своих функций. Разумеется, такие случаи редки и запоминаются надолго.
Летчики и штурманы рассказывали и о дружных слетанных экипажах. Но как может о них узнать психолог? Там, где все благополучно, провести исследование почти невозможно. Мы здесь потому обращаем внимание на негативные факты, что в авиации о них не принято говорить открыто. Они до сих пор остаются за рамками научных исследований. Найти решение проблем, которые есть в операторских командах, можно только после того, как они выделены и четко описаны, прослежены тенденции их возникновения и развития.
Социально-психологическая работа в отрядах и летных эскадрильях пока ведется редко. Этому препятствует администрация либо из-за непонимания ее важности, либо из-за страха обнаружить те стороны своей активности, которые она тщательно скрывает. Не хотят включаться в нее и рядовые летчики, поскольку с опаской относятся к психологам, считая, что их функция только в одном - оценить пригодность к летной работе и как можно быстрее отправить на пенсию. Не способствуют успеху и чрезвычайная узость, академичность психологии. Осведомленный об арсенале методик, психолог вдруг понимает, что для практической работы на предприятии необходимы свои, особые методы. В ходе их разработки психолог может начать взаимодействие с коллективом, организовав просветительскую работу. Занятия будут более успешными, если психологу удастся сначала «разогреть» аудиторию, обращая ее внимание на актуальные практические вопросы предприятия. Организовав обсуждение проблемы и направляя его, психолог контролирует продвижение к финалу, где он должен обобщить все, что прозвучало, и подвести итоги, подчеркивая психологические стороны наиболее важных вопросов. Сама дискуссия идет бурно, летчики активны, их опыт отношений глубок и содержателен. Такой дискуссией трудно управлять без ассистента. Специфика занятий на предприятиях состоит в том, что их не удается проводить часто. Поэтому каждое занятие должно носить завершенный характер. Деловые игры возможны при работе с резервом на повышение должности.