Цель преподавания дисциплины. Дисциплина Б3.Б.14 «Этические основы социальной работы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина Б3.Б.14 «Этические основы социальной работы»
Укрупненная группа 39.00.00 «Социология и социальная работа»
Направление 39.03.02. «Социальная работа»
Профиль 39.03.02.16 «Социальная работа с молодежью»
Институт Юридический
Кафедра Теории и методики социальной работы
Красноярск
РаБОЧАЯ программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по укрупненной группе 39.00.00 «Социология и социальная работа»
направления (профиля) 39.03.02 «Социальная работа»
Программу составила доцент Жижко Е.В _________________
(должность, фамилия, и. о., подпись)
И.О.Заведующего кафедрой _Никитина Н.А.___________
(фамилия, и. о., подпись)
«_____»_______________201__г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ____________________________
__________
«______» _________________ 201___ г. протокол № _____________
И.О. Заведующего кафедрой _Никитина Н.А.___________
(фамилия, и. о., подпись)
Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ ____________________________
_________
«______» __________________ 201___ г. протокол № _____________
Председатель НМСИ __________________________________________
(фамилия и. о., подпись)
Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.
В рабочую программу вносятся следующие изменения: ________________________________
____________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры __________________
«____» _____________ 201__г. протокол № ________
И.О. Заведующего кафедрой Никитина Н.А_____________
(фамилия, и.о., подпись)
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины
Учебный курс “Этические основы социальной работы” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО по направлению «Социальная работа» (бакалавриат, 144 ч) и включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.
Цель курса – формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях социальной работы как деятельности и профессиональной морали специалистов социальной работы; раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности; формирование основ ценностно-этического мышления специалиста социальной работы.
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Этика в социальной работе – одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности, наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения проблемы, его экономическим обеспечением и организацией выполнения принятого решения. Знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное их применение в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять взаимодействие с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений. Профессиональная этика социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Её нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе.
Социальная работа представляет собой разновидность социальной деятельности общества, направленной на содействие социализации личности и создание для этого благоприятных условий в обществе. Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к его личностным качествам, и тем самым детерминируют содержание данного курса.
Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности.
Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.
Этическая система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом - на общество в целом. Вследствие этого учебный курс “Этические основы социальной работы” является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, выступает основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Данный курс формирует следующие компетенции: ОК - 3, 8; ПК-5, 8, 12, 27.