Движущей силой развития является генетически исходное противоречие: отношение социального развития к телесному созреванию.

Источники развития:

1. витальные потребности

2. социум

3. язык

Движущие силы пред­ставляют собой разного рода противоречия: между потребностя­ми человека и внешними обстоятельствами; между возрастающи­ми способностями (физическими и духовными возможностями) и старыми формами деятельности; между порождаемыми новой деятельностью потребностями и возможностями (средствами, способами) их удовлетворения; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями, в общем, диалек­тические противоречия между новым и старым. Другими слова­ми, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его зна­ний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой.

Такое понимание движущих сил психического развития бы­ло сформулировано Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.В. Элькониным. При этом само психическое развитие трактуется ими как прогрессивное качественное изменение личности, в ходе ко­торого с разной динамикой формируются возрастные новообра­зования. «Под возрастными новообразованиями следует пони­мать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые воз­никают на данной возрастной ступени и которые в самом глав­ном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его разви­тия в данный период».

Направление психического развития.

1. С каждым шагом развития психические процессы, свойства, состояния, качества становятся всё более осознанными – осознание психического.

2. С каждым шагом развития человек становится всё более и более личностью, то есть он осваивает и присваивает общественные отношения – социализация.

3. С каждым шагом развития человек усваивает все большее количество способов жизнедеятельности, превращая их в свои способности – это индивидуализация.

Механизмы развития:

Интериоризация.

Гипотезу об интериоризации выдвинул Л.С. Выготский. У человека поведение опосредовано знаком – орудием. Знак принципиально отличается от сигнала, образа, тем, что не имеет естественного отношения к самому предмету. Знаки, их связи находятся в культуре, а их употребление – в социуме. Интериоризация – это переход знака в свойство поведения. Человек осваивает способ, присваивает опыт и усваивает умения.

Гипотезу об интериоризации доказал П.Я. Гальперин, проводя исследования по теории поэтапного формирования умственных действий с заданными свойствами.

Этапы освоения умственного действия:

I. Представление перед лицом учащегося развернутой структуры способа действия – ориентировочной основы действия (ООД). Критерии освоения ООД: 1) полнота ООД, 2) обобщение действия на другие условия, на другом материале, 3) степень усвоения, автоматизации.

Вырабатывается 3 типа ориентировки: репродуктивная, по объяснённому образцу, самостоятельная. Репродуктивная ориентировка неполная, без переноса, действие единично, обобщения не происходит. Ориентировка по объяснённому образцу: ориентировка полная, учитель даёт образец действия и осуществляет ориентирование; происходит частичный перенос; умственное действие может быть доведено до автоматизма, но в узких границах, так как при изменении условий действие не выполняется. Самостоятельная ориентировка: ориентировка полная, происходит широкий перенос на весь класс заданий этого типа.

II. Формирование мотива учения – сознательного желания решить задачу и освоить способ.

III. Совершение действий в плане естественных условий.

IV. Действие в плане громкой речи.

V. Действие в плане внешней беззвучной речи.

VI. Действие постепенно переходит в план внутренней речи – действие становится усвоенным навыком.

2. интернализация – присвоение содержания культуры.

И.С. Кон: «Социология личности», Эрик Берн «Транзактный анализ».

Присвоение социальных ролей. Социальная роль – нормативный регулянт поведения.

3. сознательное овладение поведением за счет овладения языком – рефлексивное поведение.

Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно. По определению Л.С. Выготского, оно может носить революционный, иногда катастрофический характер. Рез­кие сдвиги, обострение противоречий, повороты в развитии могут принимать «форму острого кризиса». В психологии из­вестны пять кризисных периодов, по Л.С. Выготскому. Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года — от младен­чества к раннему детству. Кризис 3 лет — это переход от ран­него детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным воз­растом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом разви­тия при переходе от школьного к пубертатному возрасту (пубертатность — возмужалость, половая зрелость). При этом общая схема некоторого чередования относительно ста­бильных и переломных моментов процесса развития остается постоянной. Здесь необходимо также обратить внимание на то, что кризисы соотносятся с изменениями в условиях жизни ребенка, например с его переходом от дошкольного к школь­ному детству.

Наши рекомендации