Исследование проблемы любви в юношеском возрасте
А.А. Пронин (студент)1,
Научный руководитель: Н.Г. Абрамян (к.психол.н., доцент)2
1 Факультет психологии, Кафедра ОиПП, группа ФПг-110, специальность03.03.01, E-mail: [email protected]
2 Факультет психологии, Кафедра ОиПП
Проблема любви и дружбы – проблема вечная и всегда актуальная. В традиционной психологии, за исключением психоанализа, категория любви не представлена. В качестве иллюстрации можно привести факт отсутствия понятия любви и дружбы практически во всех отечественных словарях и учебниках, даже в разделах о чувствах и эмоциях человека. Тем не менее, в последнее время появляются исследования, затрагивающие проблему аффилиации.
С другой стороны, необходимость изучения любви связана с критическим положением социально-психологической ситуации в семье, непосредственными проблемами во взаимоотношениях между супругами, ростом разводов в современном мире. Эта проблема особенно остро встает в старшем юношеском возрасте, когда создание семьи является актуальным вопросом для молодых людей. В связи с этим изучение структуры и особенностей представлений о любви и дружбе в сознании современной молодежи и приложение данных исследований к практике позволит более успешно вести консультационную и просветительскую работу по вопросам семейных взаимоотношений и проблематике любви. Решение данной проблемы является актуальной задачей психологии.
Целью нашей работы является изучение особенностей любви в юношеском возрасте.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Описать межличностные отношения в юности;
2. Дать характеристику любви в отечественной и зарубежной психологии;
3. Рассмотреть основные подходы к классификации любви и описать структуру любви;
4. Описать особенности любви в юношеском возрасте.
Объектом исследования является любовь как комплексное явление, предметом – специфика любви в старшем юношеском возрасте.
Методологической основой нашего исследования являются теории К.Э. Изарда, считающего, что любовь – это фундаментальное чувство, включающее паттерн эмоций, драйвов и когнитивных процессов; Эверилла, понимающего любовь как комплексное явление, включающее психологические, социальные, биологические и другие компоненты, ни один из которых не является самодостаточным; П.В. Симонова, сводящего любовь к очень сложной потребности, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями данного общества.
В данной работе мы рассмотрели наиболее важные вопросы в изучении проблемы представлений о любви у студентов. Это позволило нам доказать важность и актуальность изучения данного вопроса как для практической, так и для теоретической психологии.
В исследовании был рассмотрен ряд важных теоретических вопросов. Было выяснено, что проблема любви широко изучалась в психологии, поэтому существует множество определений любви. Разными исследователями она понимается как синдром чувств, набор переживаний, совокупность неких характеристик, одна из потребностей, установка, отношение, умение или способность. На основе анализа взглядов К.Э. Изарда, Р. Стернберга, Е.Н. Шапинской, В.И. Мустейна, П.В. Симонова, О.А. Екимчик, Э.Фромма, С.В. Петрушина, М.С. Пека можно дать следующее целостное определение любви: любовь - это комплексное явление, сформированное под влиянием биологических и социальных факторов, которое включает набор характеристик, относящихся к эмоциональной (симпатия, эмоциональная поддержка, чувство близости и интимности), когнитивной (понимание, объективная оценка качеств любимого, уважение) и мотивационно-потребностной (сексуальная потребность, потребность во взаимности, потребность в общении, потребность в самореализации) сферам психики, и проявляется в заботе, альтруизме, сотрудничестве, преданности по отношению к объекту любви [3].
В рамках теории эмоций понятие любви рассматривалось наиболее подробно. В современной психологической науке существует множество теорий эмоций, которые можно разделить на три группы: физиологические, когнитивные и мотивационные. Они рассматривают эмоции с различных точек зрения, дополняя друг друга. Ученые, объясняющие любовь как эмоцию с биологических позиций, изучают физиологические детерминанты эмоций, роль моторных, нейрогуморальных и центральных механизмов эмоций. К таким теориям можно отнести термостатическую теорию Стэнли-Джонса. Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоции любви через когнитивные факторы, то есть, мышление и сознание. В них рассматривается вопрос о взаимосвязи эмоций и когнитивных процессов, место и роль когнитивной оценки ситуации в эмоциональном процессе. Теории, ученых, которые описывали любовь как эмоцию в связи с процессами мотивации к деятельности можно отнести к разряду мотивационных.
В рамках различных теорий выделяют разнообразные виды любви, различающиеся по основанию классификации. Наиболее разработанными из них являются модели В.М. Кроля, различающего влюбленность, фанатичную любовь к кумиру, неразделенную любовь, любовь человека к самому себе; Т. Кемпера, который говорит о 7 типах любви: романтическая любовь, братская любовь, харизматическая любовь, «измена», влюбленность, «поклонение», любовь между родителем и маленьким ребенком; Р.Стернберга считающего, что существуют следующие виды любви: симпатия, страстная любовь, придуманная любовь, романтическая любовь, любовь-товарищество, слепое увлечение, совершенная любовь. Вышеупомянутые исследователи по-разному описывают структуру любви [1].
При этом наиболее полно любовь как комплексное явление раскрывается в юношеском возрасте, поскольку юность является периодом специфической эмоциональной сензитивности. В этот период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре. Именно это и обусловливает важность любви в период юности [2].