Лексические средства описания научного исследования
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1
Памятка
для студентов
по выполнению курсовой работы
по психологии
Автор-составитель:
преподаватель психологии
Карамышев В.И.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с учебным планом среднего профессионального образования студенты специальности 060109 «Сестринское дело» 51 на заключительном этапе изучения дисциплины «Психология» выполняют курсовую работу.
При написании курсовой работы вам необходимо проявить следующие умения:
· четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности;
· обосновать выбранные методы решения поставленных задач;
· самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами;
· отбирать нужные сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстративной форме;
· делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации (в соответствующих случаях);
· излагать свои мысли грамотно, литературным языком, правильно оформлять работу.
Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя психологии.
В ходе консультаций руководитель разъясняет цели и задачи курсовой работы, предлагает рекомендуемую тематику, помогает в формулировке темы, сообщает этапы работы, требования, предъявляемые к структуре, содержанию и оформлению работы, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы и дает ответы на вопросы студентов.
Курсовая работа выполняется в следующей последовательности:
1. Выбор темы, подбор и изучение литературы.
2. Разработка рабочего плана и основных вопросов.
3. Сбор, анализ и обобщение материалов по теме.
4. Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.
5. Оформление курсовой работы.
6. Написание отзыва и её оценка руководителем.
7. Защита курсовой работы.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Первым этапом подготовки курсовой работы является выбор темы и ее согласование с руководителем.
Второй этап – подбор и изучение источников и литературы по теме.
Важным критерием отбора литературы является ее соответствие выбранной теме. Сначала необходимо отобрать информацию, которая имеет хоть какое-нибудь отношение к теме курсовой работы. Потом – информацию, которая имеет непосредственное отношение к теме работы. При написании работы очень важно отбрасывать то, что не нужно, и оставлять нужное.
Данный этап подразумевает большой объём просмотренной литературы, что возможно лишь при «беглом» её изучении. Цель быстрого чтения – определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу курсовой работы имеет отношение информация, как ее применить, и возможно ли её дополнить.
Быстрое чтение будет эффективным при выполнении следующих правил:
· ясно осознавать цель чтения, по какому именно вопросу нужна информация, для чего она нужна, ее характер и т.д.;
· оперативно менять скорость чтения, замедляя её на информации, прямо соответствующей цели, увеличивая скорость чтения других частей. Описательный текст читается быстрее, чем текст сложных умозаключений, доказательств;
· сосредоточенно работать над текстом, не отвлекаясь, что обеспечит глубокое понимание текста;
· определять структуру текста – соподчинённость частей текста (глав, параграфов, рубрик), взаимосвязь текста с рисунками, таблицами, графиками, сносками, примечаниями и приложениями;
· понимать смысл прочитанного при беглом ознакомлении с текстом (выработать способность при прочтении целого предложения сразу понимать его смысл и значение).
Третьим этапом подготовки курсовой работы является анализ выявленных материалов. На этом же этапе осуществляется систематизация имеющейся информации, сопоставление различных точек зрения, выявление возможных противоречий и причин их появления, распределение подобранных материалов по соответствующим разделам курсовой работы.
При изучении литературы целесообразно вести записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей – план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.
План, являясь наиболее краткой формой записи прочитанного, представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье.
Тезисы – сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания.
Аннотация – краткое изложение содержания, дающие общее представление о книге, брошюре, статье.
Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.
Основу конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника – цитат, с сохранением логики и структуры текста. Свободный конспект основан на изложении материала в удобном для вас порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема или проблема, он может быть составлен по нескольким источникам.
Полезно изучить и выписать основные термины по теме курсовой работы с использованием словарей и справочников.
Заключительный этапподготовки курсовой работы – составление текста работы. При составлении текста необходимо стремиться к проявлению самостоятельности в сравнениях, обобщениях и выводах.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
В каждой курсовой работе должны присутствовать следующие обязательные разделы:
· Введение.
· Основная часть работы (разделенная по необходимости на главы, параграфы или пункты).
· Заключение.
· Список литературы.
В работу могут быть введены и дополнительные разделы:
· Приложения.
· Глоссарий.
В ведение необходимо:
· показать актуальность и практическую значимость темы;
· сформулировать цель и задачи исследования;
· перечислить используемые методики и источники информации;
· описать и обосновать структуру работы (круг вопросов, которые будут рассмотрены в курсовой работе).
Введение лучше писать после того, как будет готова основная часть работы, поскольку эта часть курсовой работы в процессе изучения претерпевает значительные изменения. Целесообразно сначала обозначить во введении в схематичном виде основные используемые в работе моменты, а, после написания основной части работы, сформировать окончательный его текст.
Объём введения – не более двух страниц (до 10 % от общего объема).
В основной части предполагается обзор источников и литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировка выводов и их аргументация. Здесь же дается сравнительный анализ и оценка различных подходов к решению поставленной проблемы различными авторами.
При изложении материала необходимо придерживаться следующих общих принципов.
1. В представлении точек зрения на проблему важно идти от общего к частному, не возвращаясь вновь к общим положениям.
2. Сходные точки зрения следует отмечать не повторным описанием идей, а перечислением авторов, занимающих данную позицию. Здесь возможны такие формулы, как: «Этой же точки зрения придерживаются...» (приводятся фамилии авторов и указываются (в ссылке) работы, в которых эти точки зрения представлены), «Эту же точку зрения находим в...» (указывается источник, в котором эта точка зрения излагается) и т.п.
3. Противоположные точки зрения на проблему следует приводить рядом друг с другом, четко сопоставляя их и подчеркивая противоположность. Здесь полезно употребление таких формул, как: С одной стороны, ... / С другой стороны, ...; X. считает, что ... / Y., напротив, полагает, что ... и т.п. Упоминание каждого имени исследователя должно сопровождаться ссылкой на используемый источник информации.
В соответствии с логикой исследования основная часть делится на разделы (главы) и обычно содержит два-три раздела, каждый из которых делится на два-три подраздела (параграфа).
В каждом разделе рассматривается самостоятельный вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в подразделах – отдельные части вопроса.
Перечень разделов и подразделов курсовой работы определяется совместно с руководителем в ходе выполнения работы.
Заключение курсовой работы служит для подведения итогов, для изложения результатов исследования, выводов и рекомендаций относительно возможностей практического применения материалов курсовой работы.
Выводы должны быть краткими и соответствовать сформулированным во введении цели и задачам курсовой работы. Каждый вывод рекомендуется выделить в отдельный абзац. Желательно представлять выводы в виде пронумерованного списка.
Таким образом, введение должно ответить на вопрос, что студент хочет делать и как, а заключение – к каким выводам он пришел в результате этой работы.
По объему заключение занимает 1-2 страницы.
Для составления текста работы рекомендуется обратиться к Приложению 1, где приведены примеры различных лексических средств.
Список литературы представляет собой перечисление всех документов, монографий, книг, статей и других публикаций, использованных при работе над темой.
Все использованные источники и литература размещаются в списке по алфавиту – в алфавитном порядке фамилий авторов. Все публикации, включенные в список, нумеруются. Нумерация должна быть сквозной.
Образцы оформления библиографических описаний приводятся в Приложении 2.
Приложение является дополнением к основному тексту курсовой работы и выделяется в том случае, если есть объемные материалы, которые имеют вспомогательное значение для достижения цели работы.
Приложения нумеруются по порядку, каждому дается самостоятельное название, характеризующее его, и каждое оформляется на отдельных листах. Ссылка на приложение в основном тексте работы делается посредством указания номера приложения (например, (см. Приложение № 1)).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
Курсовая работа должна быть выполнена на листах бумаги стандартного формата (А4, 210х297 мм) на одной стороне листа.
Работа может быть написана четким почерком или отпечатана на компьютере (шрифт – № 14, Times New Roman).
Межстрочный интервал – полуторный, отступ красной строки – 1,25 (5 знаков), выравнивание текста – по ширине.
Каждая страница имеет одинаковые поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.
По объему курсовая работа должна быть не менее 15-20 страниц печатного текста.
На титульном листе указывается (см. Приложение 3):
· наименование учебного заведения;
· тема курсовой работы:
· фамилия и инициалы студента (с указанием номера группы);
· фамилия и инициалы руководителя (с указанием ученой степени, ученого звания, должности);
· местонахождение учебного заведения и год выполнения работы.
Титульный лист включается в общую нумерацию, при этом номер страницы на нем не ставится.
Второй лист работы – содержание (оглавление). В содержании последовательно перечисляются названия всех структурных элементов курсовой работы и указываются страницы, на которых начинаются соответствующие разделы (Приложение 4).
На последующих листах размещается текст курсовой работы. Каждый раздел, выделенный в содержании работы, следует начинать с отдельной страницы. Названия всех структурных частей работы, нумерация их страниц в тексте должны точно соответствовать их перечню в оглавлении работы. Заголовки выделяются более жирным или более крупным шрифтом, точки в конце наименований не ставятся.
Наименование разделов и подразделов должно быть по возможности коротким. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Расстояние между заголовками и текстом – 3 межстрочных интервала, расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 межстрочных интервала.
Обязательным требованием к оформлению курсовой работы является наличие ссылок на источники цитируемых материалов. Ссылки на используемые источники можно давать в скобках в соответствии с нумерацией списка литературы с обязательным указанием номера страницы источника. Например: (15, с. 123) или Немов Р.С. (7, с. 123-125). При ссылке без цитаты указывается только номер источника.
Следует иметь в виду, что обязательно должны быть подтверждены ссылками прямые цитаты, статистические и другие данные.
Возможны три способа использования цитат в тексте.
1. Включение их в придаточные предложения после союза «что» – в конструкциях типа «...автор утверждает, что « .....»» (в кавычках идет цитата со сточной буквы).
2. Приведение их после непосредственного указания на цитирование – в конструкциях типа «...автор утверждает следующее: « ......»». Обычно так цитируется какой-то целостный, но не очень большой по размерам отрывок, отдельное предложение или его начальная часть. Цитата в таких случаях начинается с заглавной буквы.
3. Приведение цитаты в кавычках без каких-либо дополнительных комментариев. В этом случае цитата как бы составляет часть собственных рассуждений студента. При этом указание на источник цитируемой мысли обязательно во всех случаях.
Иллюстративный материал (чертежи, графики, схемы, документы, рисунки, снимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. Если места недостаточно, то – в начале следующей страницы. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. В тексте помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения (рис. 3) либо в виде оборота: …как это видно на рис. 3.
Таблицы в курсовой работе располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Нумерация таблиц должна быть сквозной по всему тексту курсовой работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием после слова «Таблица» (например, Таблица 5). Заголовок таблицы размещается над таблицей и выравнивается по центру строки, точка в конце заголовка не ставится.
Приложение оформляется как продолжение работы. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет название, отражающее их содержание, и порядковый номер, на который в тексте основной части должны быть даны ссылки. Слово «приложение» и его номер печатают в верхнем правом углу над заголовком (например, Приложение 1).
Страницы курсовой работы, включая приложения, нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации. Порядковый номер страницы размещается по центру нижнего поля страницы.
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
При защите курсовой работы вы должны продемонстрировать владение материалом курсовой работы, отвечать на вопросы теоретического и практического характера, знать основные проблемы темы.
Примерная структура доклада при защите работы включает в себя следующие пункты.
1. Представление темы работы
2. Причины выбора, актуальность темы.
3. Цель работы и ее задачи.
4. Степень изученности темы.
5. Основные результаты работы и выводы автора.
Выступление на конференции, публикация статьи в студенческой газете колледжа по итогам курсовой работы засчитываются как процедура защиты.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
На «отлично» оценивается работа по следующим признакам:
· название работы отражает её реальное содержание;
· обоснован выбор темы работы, четко сформулированы цели и задачи;
· выполнен анализ литературы по проблематике курсовой работы;
· содержание и объем работы соответствуют теме, целям и задачам;
· структура курсовой работы логична;
· материалы изложены четко и грамотно;
· обоснованы основные положения;
· суждения и выводы аргументированы и носят самостоятельный характер;
· оформление курсовой работы соответствует предъявляемым требованиям;
· соблюдены все сроки выполнения курсовой работы.
Оценка «хорошо» ставится том случае, если курсовая работа имеет отдельные недостатки или не соответствует одному из предъявляемых требований, например:
· недостаточно глубоко проведен анализ литературы;
· в структуре работы имеются некоторые логические расхождения;
· недостатки в оформлении работы;
Оценка также может быть снижена, если студент систематически нарушал учебный план выполнения курсовой работы без уважительных причин.
На «удовлетворительно» оценивается курсовая работа, которая в целом раскрывает содержание темы, но имеет ряд недостатков:
· нет обоснования актуальности работы;
· существенные недостатки в оформлении;
· описательный характер курсовой работы;
· используются большие куски чужих текстов без указания их источника;
· работа выполнена не в полном объеме;
· суждения и выводы не самостоятельны;
· в структуре работы имеются существенные логические расхождения.
На доработку с оценкой «неудовлетворительно» возвращается работа, имеющая следующие недостатки:
· не раскрыто содержание темы;
· основные вопросы изложены схематично, фрагментарно;
· нет выводов;
· небрежное или неправильное оформление работы;
· работа взята в готовом виде из базы сети Интернет или полностью списана из литературных источников или у других авторов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Лексические средства описания научного исследования
Речевая функция | Лексические средства |
Причина и следствие, условие и следствие | (и) поэтому, потому, так как |
Поскольку | |
Отсюда следует Откуда | |
Вследствие | |
В результате | |
В силу этого Ввиду | |
В зависимости от | |
В связи с этим, согласно этому | |
В таком случае В этом | |
В этих условиях В таких | |
(а) если (же)…, то… | |
Что | свидетельствует |
указывает | |
говорит | |
соответствует | |
дает возможность | |
позволяет | |
способствует | |
имеет значение | |
Временная соотнесенность и порядок изложения | Сначала, прежде всего, в первую очередь |
Первым Последующим шагом Предшествующим | |
Одновременно, в то же время, здесь же | |
Наряду с этим | |
Предварительно, ранее, выше | |
Еще раз, вновь, снова | |
Затем, далее, потом, ниже | |
В дальнейшем, в последующем, впоследствии | |
Во-первых, во-вторых и т.д. | |
В настоящее время, до настоящего времени | |
В последние годы, за последние годы | |
Наконец, в заключении | |
Сопоставление и противопоставление | Однако, но, а, же |
Как…, так и…; так же, как и… | |
Не только, но и… | |
По сравнению; если…, то | |
В отличие, в противоположность, наоборот | |
Аналогично, также, таким же образом | |
С одной стороны, с другой стороны | |
В то время как, между тем, вместе с тем | |
Тем не менее | |
Дополнение или уточнение | Также и, причем, при этом, вместе с тем |
Кроме Сверх того Более | |
Главным образом, особенно | |
Ссылка на предыдущее или последующее высказывание | Тем более, что…. |
В том числе, в случае, то есть, а именно | сказано |
показано | |
упомянуто | |
отмечено | |
установлено | |
получено | |
обнаружено | |
найдено | |
говорилось Как указывалось выше отмечалось подчеркивалось | |
Согласно Сообразно этому Соответственно | |
В соответствии с этим, в связи с этим | |
В связи с вышеизложенным | |
Данный, названный, рассматриваемый и т.д. | |
Такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный Подобного рода, подобного типа | |
Следующий, последующий, некоторый | |
Многие из них, один из них, некоторые из них | |
Большая часть, большинство | |
Обобщение, вывод | Таким образом, итак, следовательно |
В результате, в итоге, в конечном счете | |
следует Из этого вытекает Отсюда понятно ясно | |
позволяет сделать вывод Это сводится к следующему свидетельствует | |
Наконец, в заключение | |
Иллюстрация сказанного | Например, так, в качестве примера |
Примером может служить | |
Такой, как (например) | |
В случае, для случая | |
О чем можно судить, что очевидно | |
Введение новой информации | Рассмотрим следующие случаи |
Остановимся подробно на… | |
Приведем несколько примеров | |
Основные преимущества этого метода… | |
Некоторые дополнительные замечания… |
Приложение 2