Представления древних о душе. Психология сознания
Анимизм:В ПО всё связывали с действиями души. Она была двойником тела. Таким образом люди объясняли сны,обмороки,смерть. После смерти души занимались теми же делами,составляли те же группы..Всё как и в жизни.
Натурфилософия: Пифагор-представление о числовой гармонии. Душа бессмертна и многократно воплощ.в жив. сущ-х. в соот-ии с числ.закономерностями.
Гераклит- основа мироздания- Огненный Логос-вечный творческий принцип. Из него происходят души. Он скрыт от непосредственного познания и восприятия,но чел может его познать анализа его воплощений в своей души. Души бывают сухие и мокрые(в зависимости от совершенства).
Демокрит: Душа-материал.оживотв. тело орган. Ей руководит дух. Он считал,что всё возникает по неизбежности. Всё в мире состоит из атомов-мелк неделимых частиц,кот пост движутся. Между ними пустота. Наши ощущения возникают когда атомы души приводят в движение атомы предметов или воздуха. Они сущ-т только в нашем воображении,на самом деле сущ-т тока атомы и пустота. Но это не объясняло логического мышления и нравственных качеств=) возникает идеалистические идеи.
Сократ и Платон:Душа- самост. субстанция. Независима от тела и управляет им.=)этические выводы. Платон делил души на части:разум(голова),мужество(грудь),вожделение(брюхо). У отд людей превалирует одна из этих частей. Душа это самое ценное,поэтомунужно быть высоконравственным человеком иначе она не обретет покой после смерти.
Аристотель:«О душе» -1е психолог. произведение. Он совместил идеалист и материалист школы. По его мнению душа нераздельна с телом и не делится на части,она проявляется в различн. Способностях к деят-ти. Души делит по степени развития психич ф-й на растит,живот,разумные. Дальше начинает развивается анатомия: Герафил и Эразистрат (3 в до нэ) открыли нервы,и нашли зависимость между психикой и деят-ю мозга. Гален приблизился к понятию сознания отмечая,что движения делятся на 2 группы: те при которых есть внимание и память,и те которые совершаются во сне. Плотин и Августин(нэ) придали душе сугубо идеалист. характер. В средние века душа была предметом богословия,в кот. Считалось ,что она-высшее разумное начало,способное к самопознанию. Но с развитием общества люди отказываются от церк догм. 16-17 вв с Декарта начинается эпоха рационализма. Он отождествил душу и ум,назвав чувства-модусами ума. Ставил вопросы о нахождении истины: человек с детсва на веру принимает много всего неверного,чтобы докопаться до истины нужно усомнится во всем. И это понимания собственного сомнения породило понятия сознания. Психология должна изучать внутр мир чело методом самонаблюдения.Он открыл рефлекторную природу поведения(мышцы сами реагируют на раздражение без души.а восприятие и запечатление-автоматические процессы).
Джемс:Психологи стали описывать св-ва сознания. «Поле сознания» неоднородно,оно дел-ся на центр часть-фокус сознания-где мысли четкие и ясны. И сущ. периферия сознания- где мысли мутны. Сознание наше нах-ся в непрерыв дв-ии и имеет 2 сост-я: устойчивое(напрмер когда размышляем) и изменчивое(мысль сменяет другую). Это дв-е,непрерывн изм-е его сод-я и сост-й назыв. поток сознания.Его нельзя остановить,состояния не повротяются,тождественными могут быть предметы,но не впечатление от них. Процессы по Джемсу бывают произвольными(направ-ся субъектом) инепроизвольними(сами собой). Св-ва потока:1 каждая мысль связана с другой. 2.Все состояния неповторимы 3.Сознание не делимо на эл-ы 4. Избирательность потока в силу наших потребностей и интересов
Эти св-ва хорошо демонст-т метроним(здает рим на муз инст-х),кот испол-л в своих опытах Вундт.Дело в том,что наше сознание ритмично,звуки римируются либо сами либо под нашим воздейсвтем. Мы можем слышать ритм как «тик-так»,так и «так-тик» С помощью метронома он изучил характеристику сознания-его объем: 1 опыт: челу давали слушать звук ряд,потом 2й. Задание:сравнить длину рядов опираясь только на ощущния. Таким образом люди сравнивали ряды из 8 парных звуков,если же пар становилось больше,то сравнить было нельзя,тк ряд распадался на отд части
2 опыт:снова давали звуки,только теперь надо было произвольно организовать их в сложные такты: и в итоге люди могли слышать целостные ряды из 5 тактов по 8 зв(те всего 40 зв) Вывод:сознание способно насыщаться содержанием,если оно активно объединяется во все более крупные единицы. Это акт апперпции. Вундт выделяд и эл-ы сознания: объективные( из вне: впечатления,ощущ,престтавления. Свойсва их: кач-во и интенсивность. Титченер потом добавил протяженность во времени и прос-ве), субъективные(связ с внутр переживаниями:эмоции и чувства. 3 параметра: удовольствие-неудовольствие,возбуждение-успокоение,напряжение-разрядка)
Метод интоспекции:идея-Локкоснова: св-ва сознания открываются тока субъекту их нельзя постичь из вне. Он выделял 2 источника знаний: объекты внеш мира=)впечатления и деят-ть ума=)рефлексия,те наблюдение за собст деят-ю. Принципы:
1. Сущ. 2 уровня душ.деят-ти: 1-восприятие,мысли,желания 2й-наблюдене за этими мыслями и тп
2.1й уровень есть у всех. 2й требует подготовки=) психолог может исследовать только себя,нужно долго упражнятся.
В 19 в Титченер добавляет: 1.Интр-я должна напр=ся на выд-е простейш эл-в сознания,те ощущения и эл-е чувства.2. Испытуемые не должны пользоваться терминами описания внеш мира. Надо говорить только об ощ=х.(нпрмер не красное яблокоа: красный цвет,гладкий,круглый,вкусный). Но метод интроспекции очень субективный,его результаты нельзя проверить,этот метод не позволял иссл-ть неосоз явления. Поэтому в 20 в назрел кризис психологии.
1) Бихевиоризм
Поведение-внеш проявл-я психич деят-ти
Сознание-сов-ть внутр,субъект переживаний
Факты поведения:1. Внеш проявления физиологии,связ с общением:позы,мимика,напряж-е мышц,блеск глаз…
2.отдельные жесты и дв-я: поклон,кивок головы….
3.поступки
Отношение к сознаниюу Б было крайне критическим. Они считали,что наши осо-ти сознания отражаются в пов-ии и его узачать куда полезнее. Они вообще отризали изучение сознания,в первую очередь из-за несостоятельности метода интроспекции. Нужно было находить др методы исс-я и таким методом стал-объективный метод:Заклучался в том,что предметом иссл-я было поведение,кторое все могли видеть,а следовательно повышался уровень доказуемости каких-то фактов. Поведения могут иисс-ть люди со стороны и причем совместно.
Б-это наука о поведении. Поведение- это система реакций. S-R-это единица поведения(стимул-реакция) Задачи:выявить и описать реакции,исл-ть процесс их образования,изучить законы их комбинаций,научиться предсказвать по стимулам реакции и наоборот.Уотсон-основатель.
Реакции: врожденные(чих,смех,дв-я туловища и тп) и приобретенные(приобретаются путом обуславливания). В работах Павлова и Бехтерева описаны механизмы воз-я условных рефлексов(лампа-корм-слюна собаки,при многократном повторении у собаки уже на одну только лампу выделялась слюна). Условные реакции встречаются и у человека: главное чтобы безусл раздражитель совпадал с условным,через время безусл раздражитель не будет играть роли. Например: Мама гладит ребенка0он улыбается. Мама-безусл стимул,улыбка-безусл р-я. Затем ребенок начинает улыбаться просто при виде мамы. Лицо мамы-усл симул,а улыбка-безусл реакция. Поглаживания уже не нужны.
В дальнейшем исследователи стали замечать,что формула S-R не работает(тк не всегда можно между реакцией и стимулом найти прямую связь) Для решения проблемы была введена промежеточная переменная(V) которая отражала внутр процессы,влияющие на поведение. S-V-R
Так же ввели нов тип усл реакций-оперантные(Скинер) или интструментальные(Торндайк). Смысл был в том,что если подкреплять какое-либо д-е индивида,то оно фиксир-ся и затем воспроиз-ся с большой легкостью.
Классич и оперантное обусловливание=это механизмы научения.
+ - Психология стала естест-науч дисц-й,введ объект метод,основ на регистрации и анализе внеш наблюдаемых фактов,расширился класс изуч-х объектов-пов-е жив.чела.
- - игнор сознания,что привело это направление в тупик.