Связь этнологии с другими науками.

Основным объектом исследования этнологии являются этносы, которые реализуют свою жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и других сферах. Поскольку эти стороны человеческой жизнедеятельности изучаются также соответствующими науками, то этнология непосредственно взаимодействует с другими науками, также изучающими человека, народы, культуры, общество.

Наиболее близкими к этнологии по предмету своих исследований являются антропология, культурология, социология, политология, география, этнография.

Степень взаимосвязи этнологии с этими науками различна, с каждой из них она определяется количеством проблем и вопросов, представляющих взаимный интересе для обеих наук. В этом отношении к этнологии довольно близка антропология: для той и другой общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по нашей планете, изменения физического облика людей в результате культурнр-исторического прогресса, антропологического состава этносов. В настоящее время во взаимосвязи этих наук существует некоторая неопределенность, вызванная существованием самостоятельных научных направлений социальной антропологии и культурной антропологии. Так, ряд этнологов считает, что понятия «этнология» и «антропология» синонимичны. При этом они не принимают во внимание то обстоятельство, что предметом антропологии никогда не были проблемы этногенеза, энтичности, демографических процессов; антропология была и остается наукой о биологической и физической природе человека. Этнология значительно шире по своему предметному полю, чем антропология, что не позволяет говорить об их тождестве.

Монотеизм и политеизм

ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ (греч. poly - много, гао-nos - один, theos - Бог) - религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. П. возникает в период разложения первобытной общины и разделения труда, когда на смену ранним верованиям, включая различных духов, приходит вера в богов, наделяемых определенным обликом, именем и культом. Переход от П. к М. явился отражением определенного этапа развития общества. Был обусловлен укреплением рабовладельческого строя, созданием монархий. Один монарх и царь - один Бог. В результате почитание многих богов сводится к поклонение одному Богу. Сначала Бог почитается как главный, постепенно превращаясь в единственного и всемогущего. Классическими примерами П. могут служить пантеоны богов древних религий греков, римлян, славян. К монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство, ислам.

Этнические стереотипы

Этнические стереотипы. Их структура и содержание

В психологии понятие стереотипа обозначает устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. В основу этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз). Э.С. подразделяется на два вида: автостереотипы (мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, содержат комплекс положительных оценок) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности).

Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом. Особенностях образа жизни и пр. Кроме того Э.С. содержит ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Этнический стереотип – отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов, особенно в таких сферах деятельности как торговля, с/х, пр.

Просто кликните на свой знак! 9 из 10 предсказаний сбываются!

Билеты по этнопсихологии

Этнопсихология как наука. Предмет и методы

Этническая психология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 4) проблемы национального характера; 5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

Объектом исследования являются нации, национальности, национальные общности.

Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при ктором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп

К способам исследования в этнопсихологие относят общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности. тест. Наблюдение – изучение внешних проявлений психики представителей этнических групп происходит в естественных жизненных условиях (должно быть целенаправленным, систематическим, обязательное условие - невмешательство). Эксперимент – активный метод. Экспериментатор создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов. Повторяя исследования при одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор может установить психические особенности. Бывает лабораторным и естественным. В этнопсихологии лучше использовать естественный. Когда существуют две конкурирующие гипотезы, применяется решающий эксперимент. Метод беседы – основан на вербальной коммуникации и имеет частный характер. Применяется в основном при изучении этнической картины мира. Исследование продуктов деятельности – (рисунки, письменные сочинения, фольклор). Тесты – должны являтся подлинным показателем изучаемого явления или процесса; давать возможность изучить именно то, что исследуют, а не похожее явление; важен не только результат решения, но и сам процесс; должен исключать попытки установления предела возможностей представителей этнических групп (Минус: психолог субъективен)

^ Основные направления развития современной этнопсихологической науки

Существует два основных ответвления этнопсихологии: этнологическая (психологическая антропология) и психологическая (сравнительно-культурная или кросс-культурная психология). При этом предметом первой является систематические связи между психологическими переменными (внутренним миром человека) и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Предметом же второй – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кроме того существует еще психология межэтнических отношений, которая является составной частью социальной психологии.

^ Ментальность как интегральный психологический признак нации

Ментальность – спектр социально-психологических явлений, отображающих духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Дает возможность анализировать психический состав людей в социальном, политическом или этническом контексте. Ментальность охватывает различные уровни социальных целостностей. В зарубежной литературе выделяют три структурных компонента ментальности: эмоциональный (эмотивный), когнитивный (вербальный), поведенческий (конативный). Эмоциональный компонент включает: 1) эмоциональные состояния, предшествующие организации вербального и поведенческого компонентов; 2) переживания, связанные с наиболее важными вербальными элементами. Вербальный компонент состоит из знания об объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся результатом приобретения индивидуального жизненного опыта, то есть процессов обучения. Поведенческий компонентслучит импульсом актуализации элементарных фиксированных установок, ценностных ориентаций, этнических ценностей.

Этническая ментальность проявляется в доминирующем настроении человека, в характерных особенностях мировосприятия, в системе моральных требований, норм, ценностей и принципов воспитания, в формах межличностных взаимоотношений… Ментальность выступает целостным выражение духовных направлений (не только религии и исксства), специфическим отображением действительности, обусловленным процессом жизнедеятельностиэтноса в определенном географическом, историческом или культурном пространстве.

^ Общая характеристика основных методов этнопсихологии

Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при ктором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп

К способам исследования в этнопсихологие относят общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности. тест. Наблюдение – изучение внешних проявлений психики представителей этнических групп происходит в естественных жизненных условиях (должно быть целенаправленным, систематическим, обязательное условие - невмешательство). Эксперимент – активный метод. Экспериментатор создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов. Повторяя исследования при одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор может установить психические особенности. Бывает лабораторным и естественным. В этнопсихологии лучше использовать естественный. Когда существуют две конкурирующие гипотезы, применяется решающий эксперимент. Метод беседы – основан на вербальной коммуникации и имеет частный характер. Применяется в основном при изучении этнической картины мира. Исследование продуктов деятельности – (рисунки, письменные сочинения, фольклор). Тесты – должны являтся подлинным показателем изучаемого явления или процесса; давать возможность изучить именно то, что исследуют, а не похожее явление; важен не только результат решения, но и сам процесс; должен исключать попытки установления предела возможностей представителей этнических групп (Минус: психолог субъективен)

^ Психологические характеристики основных признаков этнического самосознания.

Под национальным сознанием следует понимать «сознание принадлежности людей к нации». Это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. …Язык…

Этническое самосознание может также проявляться в виде осознания субъектом своей этнической общности. Наблюдается эффект, напоминающий приобщение человека к религиозным организациям. Осознавая себя членом какой-нибудь этнической группы, человек подавляет в себе страх перед обществом в целом… Члены данной группы представляются ему близкими людьми, на них возлагаются личностные надежды индивида. Он чувствует себя уверенней и ощущает «мнимую» поддержку.

^ Национальные чувства. Проявление национальных чувств в экономике, политике, общественной жизни нации

Национальные чувства – производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным и духовным ценностям. Формируется внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке. Под национализмом мы понимаем: 1) определенный комплекс этнопсихологических установок; 2) систему политических идей; 3) общественное движение. Национализм может выступать в различных формах, от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя целой нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом.

Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. Она базируется на национально-психологических образованиях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей.

Национальное самосознание включает в себя такой спектр чувств как: национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объектов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы национального развития и субъективно представляются как интересы своего народа.

^ Структура и содержание этнической установки, ее основные функции в регуляции социального поведения и деятельности

Этнической установкой является готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Э.У. фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни этнической общности, ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального начала. Всегда бывает либо негативной, либо позитивной относительно объекта… Субъективно всегда представляется ее носителю правильной и наилучшей. Формируется отдельными индивидами и подхватывается массами. Наличие установок на конкретный объект, сходных по направленности и по интенсивности их проявления, служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии. Установка изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи.

^ Этнические стереотипы. Их структура и содержание

В психологии понятие стереотипа обозначает устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. В основу этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз). Э.С. подразделяется на два вида: автостереотипы (мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, содержат комплекс положительных оценок) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности).

Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом. Особенностях образа жизни и пр. Кроме того Э.С. содержит ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Этнический стереотип – отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов, особенно в таких сферах деятельности как торговля, с/х, пр.

^ Диалектика национального и общечеловеческого в национальном характере

Национальный характер – это сумма признаков, отличающая людей одной от людей другой национальности, комплекс физических и духовных качеств, который отличает одну нацию от другой. Это компонент психического склада нации, который определяется как система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, закрепившаяся и проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом.

Национальные особенности заслуживают изучения не только ради познавательного, этнографического интереса. Знание этих особенностей помогает глубже вникать в сущность современных проблем, лучше понимать причину явлений и процессов, механику взаимодействия общественных и политических сил.

Националистическая психология обладает устойчивостью и заразительностью. Однажды воспринятая психикой, она с большим трудом поддается изменению. Далее установки и стереотипы такого рода сохраняются в психике людей в виду того, что поведение, построенное при их помощи облегчает групповую солидарность. Противопоставление «мы»-«они».

^ Этнические установки как предпосылки формирования этнопсихологии

См. вопрос 7

Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия возникновения

Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем подчинения, устранения или уничтожения другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям, (хотя можно стремиться к разным целям, но для их реализации хотеть воспользоваться одними и теми же средствами). В конфликте всегда есть осознание противника. Рождаются на основе антагонизма (комлекса негативных установок и оценок, способных привести к действиям, направленным на устранение или подчинение противника). Может выступать в форме борьбы (стремятся показать свое превосходство) и форме войны (вооруженная борьба за реализацию политических целей).

Представители биологической теории и социал-дарвинизма: «законом жизни является борьба за существование, т.е конфликты необходимы...» - теория несостоятельна. Враждебность возникает под влиянием соответствующего воспитания и имеет определенные причины социального характера. Теория географических факторов связана с претензиями, обосновывающими историческую правомерность притязаний на ту или иную территорию…

Причины возникновения – психологические, связанные с явлением «этноцентризма» ( совокупности массовых иррациональных представлений о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные), т.е. это этнические и национальные предрассудки (установки предвзятого отношения без достаточных на то оснований) и националистические настроения. Решающим фактором в возникновении предрассудков является социально-экономические условия неравенства (отсюда ксенофобия – боязнь иностранцев вообще). Процесс перемещения (направление эмоциональной реакции на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции).

^ Социально-психологическая сущность понятия «нация». Основные этнические и культурологические признаки нации

Нация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры. Общность языка – характерна, но не определяющая черта (англичане и американцы). Общность территории также не доминирующий признак (Польша в период разделов не имела государственной организации). Общность экономической жизни – не доминанта (интересы украинского инженера отличны от интересов немецкого). Осознание своей принадлежности к определенному политическому образованию как признак нации имеет право на существование, но не более того. Только наличие всех признаков образует понятие «нация».

^ Национальное сознание как фактор оптимизации совместной деятельности людей.

Под национальным сознанием следует понимать «сознание принадлежности людей к нации». Это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. Наиболее существенным состоянием народа является язык.

Настоящий национальный патриотизм заключается в осмыслении естественных требований своей нации, критическом понимании требований общечеловеческого прогресса.

^ Психологические механизмы усвоения социотипового поведения

Основные динамические характеристики этноса

Этнос (этническая общность) – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленных племенем, народностью, нацией. Близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов одной этнолингвистической группы (русские, украинцы, белорусы, поляки – славяне). Этнос – не только ныне живущие, но и предки…

^ Психологическая характеристика этноса, условия его происхождения и модификации

Один из первых разработчиков определения этнической общности считает, что «этническая общность есть такая общность людей, которая основана но одном или нескольких следующих видов социальных связей: общности происхождения, языка территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии.» Большинство исследователей однозначно включают в понятие этнической общности лишь наличие языка и территории. Основными признаками этнической общности по мнению В.И.Козлова являются «этническое самосознание и самоназвание, язык. Территория, особенности культуры, определенная форма социально-территориальной организации или четко выраженное стремление к созданию такой организации». Но главным, скорее всего, является не перечень признаков, а выяснение характера связей между входящими в общность людьми и преломления этих связей в сознании.

^ Структурные компоненты психологического состава. К.Юнг про архетипы коллективного подсознательного как основы психологического состава этноса

Внутри каждой этнической общности существуют определенные правила ее функционирования и жизнедеятельности, проявляющиеся в морали, культуре, обычаях. Это в целом формирует специфические особенности этноса, отличающие данный этнос от прочих.

То есть можно в какой то степени рассматривать психику этнической общности, как психику отдельной личности и, отсюда, предполагать, что характеристика психики этноса будет распространятся и на всех лиц, составляющих эту общность.

В однородной этнической среде проявляются индивидуальные психологические особенности ее членов, в то время как в мультиэтническом обществе более заметны этнические особенности психики отдельных индивидов.

Этнические особенности психики отдельных народов необходимо рассматривать как результат функционирования совокупности культуры, обычаев, религии и морали данного этноса. Применение типологии личности К.Г.Юнга к этническим общностям, таким образом, описывает психические особенности этноса с точки зрения психологической оценки его культуры, религии, обычаев, морали.

Концепция Юнга представляет собой отражение информационной модели сознательного и подсознательного уровня человека. Однако и общество обладает сознательным и бессознательным уровнем психики. Таким образом можно соотнести отдельный этнос с определенным психологическим типом. При этом сохраняется структурная модель: сознание (формируется общественным мнением); бессознательное (коллективное бессознательное, в которое входят, например, архетипы).

При такой типологии можно отнести норвежцев, шведов, китайцев к чувствующим интровертам, японцев – к интуитивным интровертам, африканцев – к интуитивным экстравертам, арабов – к мыслительным интровертам, арабов – к мыслительным экстравертам, англичан к ощущающим интровертам, французов к чувствующим экстравертам и пр…

^ Язык и национальное сознание этноса

Национальное сознание – это осознание себя членом определенной нации, относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе, как о представителе определенной нации. Наиболее существенным состоянием, принадлежащим народу, самой активной его частью с мировой культурой является язык. Язык народа обладает способностью убеждения, принуждения. Зачастую достаточно несколько слов, чтобы определить в общих чертах характер народа – носителя языка. Язык играет роль посредника для человека при восприятии им большинства важнейших черт мировых явлений и представляет собой главное средство оказания обратного воздействия на внешний мир.

Наши рекомендации