Ее связь с другими науками

Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева

Основы

Коррекционной педагогики

Учебно - методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения на факультетах коррекционной педагогики и специальной психологии по специальности 031700 - олигофренопедагогика

Издательство Саратовского педагогического института

Саратов 1999

371 (УДК)

З-17

ББК 74.3

Рецензенты:

Л.Г. Вяткин - профессор, зав. кафедрой педагогики Саратовского государственного университета.

В.И. Страхов - профессор, зав. кафедрой педагогической психологии Педагогического института Саратовского государственного университета.

З-17 Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. 110 с.

ISBN 5-87077-088-2

Учебно - методическое пособие подготовлено в соответствии с новым учебным планом по специальности 031700 - "Олигофренопедагогика". В пособии представлен базовый теоретический материал для дальнейшего изучения курса "Педагогика (общая и коррекционная)".

Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения на факультетах коррекционной педагогики и специальной психологии педагогических вузов.

371 (УДК)

ББК 74.3

Зайцев Д.В.,

Зайцева Н.В., 1999

(С) Издательство Саратовского

педагогического института, 1999

ISBN 5-87077-088-2

Введение

Содержание пособия соответствует программе учебного предмета "Основы коррекционной педагогики", который выступает в качестве введения в специальность для студентов первого курса очного и заочного отделений факультета коррекционной педагогики и специальной психологии.

В рамках курса студенты знакомятся с коррекционной педагогикой как наукой, некоторыми проблемами ее становления в историческом аспекте, ее предметом, задачами, принципами и методами научного исследования, связью с другими науками. Получают представление о роли государства в организации помощи детям с нарушениями психофизического развития, сети специальных коррекционных образовательных учреждений и систем (практик) учебно-воспитательной работы в них, о сущности и причинах возникновения дефектов, различных группах аномальных детей и особенностях их развития.

В разделы пособия включены контрольные вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы студентов, необходимые для активизации процесса усвоения предлагаемого материала и формирования у студентов навыков исследовательской деятельности.

Пособие носит междисциплинарный характер и может быть использовано также на занятиях по дисциплинам дополнительных специализаций: педагог-консультант семейного воспитания, педагог-реабилитатор лиц с нарушением интеллекта (социальный-педагог).

Материал пособия может быть полезен не только студентам факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологических), но и педагогам - практикам, которые работают с детьми, имеющими различные нарушения развития. Кроме того, быстрое увеличение количества детей с проблемами в обычных общеобразовательных школах делает данное пособие актуальным и для студентов всех педагогических специальностей.

ТЕМА 1

Специальная (коррекционная) педагогика как наука.

Ее связь с другими науками

По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%).

Для детей с данными заболеваниями создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, ослабление или замещение недостатков психофизического развития посредством средств образования. Область применения таких технологий, ориентированных на учет особенностей индивидуального развития каждого нетипичного ребенка в процессе его обучения и воспитания называется коррекционной педагогикой (от лат. correctio - исправление).

Термин педагогика (от греч. paides-ребенок, gogos-вести) дословно обозначает - детовождение - это наука о воспитании и обучении детей. Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев по до роге в школу и из нее. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено - так стали называть наставников, лиц, занимавшихся воспитанием, обучением подрастающего поколения и имеющих для этого специальную подготовку. В отдельную отрасль знания педагогика выделилась в начале XVIIв.

Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных коррекционных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений, которые занимаются решением как общих педагогических задач (всестороннее развитие и гуманистическое воспитание личности, обучение, трудовое обучение, профориентация), так и специфических:

· коррекция нарушений развития;

· коррекционное обучение и воспитание;

· лечебно-профилактическая работа;

· профессиональная подготовка по доступной специальности;

· социокультурная интеграция и адаптация.

Дети с ограниченными возможностями -дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом.

Предметом специальной (коррекционной) педагогикиявляется исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей со специальными образовательными потребностями.

Объектомвыступаютопределенные ученическиеколлективы, группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные воспитанники и учащиеся специальных образовательных коррекционных дошкольных учреждений, школ и школ-интернатов.

Основными задачами коррекционной педагогики как науки являются:

1.Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии;

2.Изучение и обобщение передового педагогического опыта;

3.Разработка педагогических технологий по воспитанию, обучению и коррекции психофизических недостатков аномальных детей.

Аномальными (от греч. anomalos - неправильный ) - считаются люди, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития (28)[1]. Под нормой,по-мнению В.П. Кащенко, понимается, "просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее не будет постоянным явлением, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи"2 . Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика(от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (от греч. tiphlos-слепой)- вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика(от греч. olygos-малый, phren-ум)- вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью; логопедия(от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и исправления недостатков речи.

Специальная (коррекционная) педагогика, связана с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских. Это, в-первую очередь, педагогическая психология, так как без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания нетипичных детей.

Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования и развития детей с психофизическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдо- и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).

Разработка фундаментальных методических основ образования и социализации нетипичных детей осуществляется с опорой на общую и специальную (тифло-, сурдо-, олиго-) психологию, изучающую психологические особенности детей с проблемами.

Основные положения обучения и воспитания нетипичных детей коррекционная педагогика разрабатывает в соответствии с общепедагогическими принципами, что и делает ее частью общей педагогики. В свою очередь, специальная (коррекционная) педагогика разрабатывает специфические пути реализации данных принципов, средства и приемы коррекционной работы, что и делает ее самостоятельной наукой.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. В чем отличие коррекционной педагогики от общей педагогики?

2. Что является предметом и объектом исследования в коррекционной педагогике?

3. Каковы основные задачи специальной педагогики?

4. Перечислите отрасли коррекционной педагогики и дайте им характеристику.

5. Какие специфические задачи решают специальные образовательные коррекционные учреждения?

6. Сколько можно найти в тексте синонимов к термину "дети с ограниченными возможностями"?

7. С какими науками связана коррекционная педагогика?

Литература к теме:

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Ч.1 / Собр. соч.: В 6 т.- Т. 5. - М., 1983.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

3. "Дорога-это то, как ты идешь по ней..."/ Под общ. ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой. - Саратов: Изд-во ПФРУЦ, 1996.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994.

5. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития / Под рук. И.Т. Власенко, В.И. Лубовского // Дефектология. - 1989. - №2.

6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.

7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). - М., 1999.

8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993.

9. Юн Г. Дети с отклонениями. / Пер. с нем. - Кишенев, 1987.

10. McCormack A.E., Coping with your handicapped child, L., 1985.

11. Hallahan D., Kauffman J., Exceptional children, Englewood Cliffs (N.J.), 1988.

ТЕМА 2

Наши рекомендации