Синастрические и реверсивные психологические модальности.
Синастрическая внутренняя модальность характерна для трансляций, где протагонист предлагает партнеру углубиться в свой (партнера) внутренний мир:
— (проникновенно) А совесть у тебя есть? (>внут)
— Ты не мне, ты своему покойному отцу ответь: правильно ты себя ведешь или нет? (>внут)
— А если бы ты вернулся в свою юность, как бы ты поступил, Евтихий? (>внут)
— Вспомни, что ты мне обещал год назад — и клялся и божился, что не обманешь! (>внут)
Синастрическая внешняя модальность характерна для обращений к партнеру, предполагающих его ответ как исполнителя определенной внешней социальной роли или функции:
— Ты мне скажи как отец Марфы: когда ей нужно вернуться домой? (>внеш)
— Если ты мой возлюбленный, то где цветы и вино? (>внеш)
— Сходи на рынок и принеси фруктов, и смотри получше выбирай — ясно? (>внеш)
Другой вариант использования синастрической внешней модальности — требование, чтобы партнер отвечал немедленно, особенно в непривычной для себя ситуации:
— (внезапно задирая юбку и поворачиваясь к партнеру задом) Отвечай, но только быстро: ты пойдешь за мной на край света? (>внеш)
Синастрическая демонстративная модальность предполагает ответ партнера с учетом его внутренних ресурсов или личного отношения:
— Скажи мне, Дормидонт, тебе нравится наш начальник? (>дем)
— Неужели тебе не противно мне каждый день лгать — скажи честно, Порфирий! (>дем)
— Подумай и скажи, какую птицу я тебе напоминаю — или может быть это земноводное? (>дем)
Синастрическая наблюдательная модальность характерна для трансляций, в которых протагонист привлекает к себе внимание партнера — прямо или косвенно, намеренно употребляя неизвестные ему слова, выражения, имена или подчеркнуто оставляя свое сообщение незаконченным.:
— Слушай меня и не перебивай! (>вним)
— Гляди, как я это буду изображать! (>вним)
— Если интересно, могу рассказать. (>вним)
— (многозначительно) А меня сегодня Максимилиан пригласил... кое-куда... (>вним)
Реверсивная внутренняя модальность характерна для трансляций, в которых протагонист оценивает предшествующую реплику партнера как не имеющую отношения к нему (протагонисту) лично:
— Может, ты все же обратишь на меня свое внимание, Людвиг? (<внут)
— Я в молодости тоже грезами наяву увлекался... (<внут)
— Ты с кем разговариваешь — со мной или со своим прошлым? (<внут)
Реверсивная внешняя модальность возникает, например, в трансляциях, где протагонист показывает, что воспринял предшествующую реплику партнера по ее непосредственному социальному смыслу без учета особенностей ее психологического наполнения:
— Хорошо, слушаюсь: ты командир. (<внеш)
— Нельзя так нельзя, конечно не буду. (<внеш)
— Я понимаю, вы отвечаете за порядок на производстве. (<внеш)
Реверсивная демонстративная модальность характерна для трансляций, где протагонист дает партнеру понять, что воспринял его предыдущее обращение как личное или заранее спланированное:
— Сильно напрягся, Досифей? Теперь можешь отдохнуть. (<дем)
— Ты почему меня своим считаешь, Радомир? Мы пока что еще мало соли вместе съели. (<дем)
— Ты зря меня так презираешь. (<дем)
Реверсивная наблюдательная модальность характерна для трансляций, где протагонист показывает, что партнер слишком внимательно на него смотрит (его слушает):
— А что? Я ничего особенного тебе не говорю, Гервасий. (<наб)
— Не смотри на меня как на пророка. (<наб)
— Ты что, меня проглотить готовишься? (<наб)
Упражнение 4. В следующей сценке определите синастрические и реверсивные психологические маркеры. Отметьте психологически комплементарные, некомплементарные, конформные и неконформные трансляции.
Захар и Жорж
Зоопарк. Захар, смотритель жирафа Жоржа, убирается у него в вольере.
Жорж. Бездельник ты, Захар.
Захар. Да чего ты взъелся-то на меня, Жорж? Вроде с утра все в порядке было.
Жорж. Да вспомнилась мне свободная юность, африканские саванны... а потом ты со своей метлой явился.
Захар. Ну да, явился — вольер твой чистить.
Жорж. Что ж — чисти, голубчик, пока я тебя ненароком копытом не стукну — по филейным частям.
Захар. Размечтался!
Жорж. (мечтательно) У нас, жирафов, очень сильная агрессия, особенно в брачный период.
Захар. Да привезут тебе подружку, весной директор обещал.
Жорж. Не изображай из себя доброго волшебника, а?
Захар. Мое дело — метла и твоя кормушка.
Жорж. (иронически) По сути — я — твой кормилец.
Захар. Я за тобой ухаживаю — так должен же что-то иметь за свой самоотверженный труд? Ежедневный, вредный и опасный.
Жорж. Все понимаю — но вредный?
Захар. Язва ты африканская.
Жорж. Ты отрицаешь мое право на свой способ видения мира?
Захар. Ты меня обижаешь, это же всем известно.
Жорж. Ой, вечно ты что-то себе под нос бурчишь — учись выразительности, мой друг! (гордо вытягивает шею вверх, куда-то под небеса).
Захар. Дело к пенсии, тут не до цирковых номеров, это же ясно, как Божий день.
Жорж. Ну, это ты зря — бывают очень даже выразительные старики. (мечтательно) Обхохочешься. Вот мой дедушка был — чистый Чаплин.
Захар. Ты меня злостно не обижай, Жорж, не то бананов вовсе лишиться можешь.
Жорж. (презрительно) Ой, испугал — а посетителям на мои ребра смотреть, что ли? (напружинивает грудь)
Захар. Шучу, шучу, не обижайся пожалуйста, Жоржик.
Жорж. (мечтательно) В саванне — вот где опасность горячит кровь! Носороги, бабуины, львы ревут...
Захар. Тебе бы все в небесах летать... Что на ужин хочешь, Жорж?
Жорж. (иронически) Дюжину устриц, под лимонным соком. И шампанского, слышишь, Захар?
Захар. (приставляя руку с уху) А?
Жорж. (прозаично) Ну яблочек там антоновских, капустки свежей, фруктиков можно... из заграницы которые.
Захар. Как хорошо, когда ты по-человечески говоришь...не выпендриваешься. Сейчас схожу, принесу.
Жорж. Неси, неси — только дослушай до конца.
Захар. А?
Жорж. Я — не просто животное, я — (гордо) жираф, ясно тебе?!
Захар. (кивает) Обнакновенное дело.
Жорж. (бессильно, безнадежно) Иди...
Захар. Иду, милок, иду, скоро вернусь.
Жорж. (глядя на удаляющегося Захара; сам себе) Прост, как баобаб.
Конец