Образовательное мероприятие «Мой значимый взрослый (мама, папа, дедушка, бабушка или кто-то другой) по профессии…» 8-12 лет
Цель: презентация профессии. Общение со специалистом – профессионалом.
Возрастная аудитория: 8-12 лет.
Время и материалы: до 10-15 минут на одно выступление - презентацию, мультимедийное оборудование или канцелярский принадлежности.
Структура (процедура и этапы проведения):
Обучающимся младшего возраста дается задание совместно со значимым взрослым подготовить презентации о его профессии (при отсутствии технического оборудования можно предложить сделать стендовый доклад). Доклад-презентация должен включать информацию о названии профессии, месте работе, особенностях, выполняемых действиях и т.п.
На проведение данного мероприятия приглашается родитель (или другой значимый взрослый о профессии которого делается доклад), сама презентация готовиться не более чем на 7-8 минут, после презентации остается время на «живое» общение.
Желательно в одно мероприятие – встречу проводить 2 – 3 презентации профессии. По окончании презентаций обсудить с обучающимися полученную информацию, заполнить анкеты «обратной связи».
Сочинения на тему «Моя будущая профессия – это…..» (образ, качества, профессиональный портрет)
Цель сочинения: рефлексия, размышления о своем профессиональном будущем; это возможность как реально представить себя уже профессионалом в интересующем направлении, так и пофантазировать на эту тему.
Возрастная аудитория: обучающиеся любой возрастной категории 8-11, 12-15, 16-18 лет.
Время и материалы: 20 минут, канцелярские принадлежности.
Структура (процедура и этапы проведения):
В вводном слове к написанию сочинения вожатый должен мотивировать обучающихся к свободным размышлениям о своём предполагаемом профессиональном будущем. Можно представить и описать свой рабочий день или неделю, своё рабочее место, какими качествами и навыками надо обладать, чтобы быть эффективным специалистом, представить себя внешне (если это профессия, требующая ношения формы и с определенной символикой) и т.п.
Обсуждение: основная суть — это «примеривание» на себя профессионального образа соотношение со своими желаниями, особенностями. В группах разных возрастных категорий обучающихся нужно делать немного разные акценты в обсуждении:
- с обучающимися младшего возраста можно поговорить о том, почему эту профессию они выбрали, может кто-то из знакомых работает по данной профессии, видели ли они данную профессиональную деятельность;
- в средней школе можно обсудить какие профессии привлекают мальчиков, а какие девочек, какие профессии они ещё бы могли разделить – на мужские и женские. Почему обучающихся привлекают эти профессии;
- в старшей школе, когда профессиональный выбор уже состоялся или является очень актуальным можно поговорить о необходимых качествах, способностях, компетенциях той или иной профессии, рефлексировать на тему развития этих свойств у обучающихся, дальнейшего профессионально обучения и представлениях о карьерном росте и др.
Это сочинение можно давать обучающимся на разных этапах развития, если есть возможность, отследить динамику их профессиональных «фантазий», профессиональных представлений. Обсудить происходящие изменения.
Интерактивные тренинговые упражнения по направлению «Популяризация профессий»
Цель: в игровой форме мотивировать к познанию и информировать обучающихся о многообразии мира профессий.
Возрастная аудитория: 8-12, 13-15, 16-18 лет (для каждого возраста сложность игры, стимульного материала должна варьироваться).
Время и материалы: до 20 минут, стимульный материал, по необходимости канцелярские принадлежности.
Структура (процедура и этапы проведения):
Игра 1. «Угадай профессию». Раздаточный материл – карточки с названием или картинкой профессии.
1 вариант – по типу интерактивной игры «Крокодил».
Обучающиеся делятся на две группы, вожатый выступает в качестве ведущего. Одному из команды ведущий показывает карточку с названием или картинкой профессии. Задача участника – невербально – мимикой, жестами, какими-то действиями характерными для данной профессии – «показать» своей команде профессию. Тот, кто показывает, не имеет право говорить, участники его команды могут задавать уточняющие вопросы (ответы на которые можно давать только не вербально) или показать какие-то действия. Обязательно на данное взаимодействие отводиться определённое время (3 минуты, например). Выигрывает команда, отгадавшая наибольшее количество профессий.
2 вариант – вербальное взаимодействие «Какую профессию я представляю».
Обучающихся также можно поделить на подгруппы. Теперь только один участник не знает, какая профессия ему «досталось». Он вытягивает (или получает) карточку с профессией, и показывает её остальным членам группы, при этом сам НЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ какая профессия на карточке. Этот игрок задает наводящие вопросы, чтобы узнать, какая это профессия, все члены его команды могут отвечать ему только «Да» или «Нет». Так же обязательно на данное взаимодействие отводиться определённое время (3 минуты, например). Выигрывает команда, отгадавшая наибольшее количество профессий.
Игра 2. «Составление кроссвордов по профессиям».
Можно поделить группу на две команды. На первом этапе каждой команде даются атласы профессий, профессиограммы, справочники профессии или другая литература. Суть этого этапа заключается в составлении кроссворда, используя только названия профессий. На этот этап можно отвести 10-15 минут. Обязательное условие – краткое описание профессии при составлении кроссворда. По окончании выделенного времени, подсчитывается количество слов в составленном кроссворде каждой команды.
На втором этапе игры всю вспомогательную литературу и гаджеты надо убрать (т.е. запрещается использовать вспомогательные материалы). Команды обмениваются кроссвордами, и им дается 10 минут на «отгадывание».
Выигрывает та команда, которая по совокупности игр набрала больше баллов.
Обсуждение – обязательный этап игры, необходимо обсудить не только ход игры и взаимодействие, но и предлагаемые профессии, их особенности и сложности в демонстрации или описании.