Ослепительное солнце. 1997
Заключение
Список литературы
Примечания
Приложения
Введение
Век инноваций, в котором мы живём, стремительно изменяет форму мировосприятия, мироощущения и самосознания человека, позволяет преодолеть локальные взгляды на действительность. Динамика развития нашего времени характеризуется обращением к архетипическим мотивам, поиску первичных форм постижения внешнего мира. Художники как люди, чутко реагирующие на эти изменения, используют в своем творчестве универсальные символы для раскрытия закономерностей окружающего мира, составляющих культуру всего человечества.
Никем не изученное ранее творчество Дмитрия Бабина представляет собой настоящий клад. Творчеству этого талантливого художника можно посвятить целый сборник научных статей не только по искусствоведению, но и по психологии. Несмотря на то, что Дмитрий Бабин был малоизвестным для нас, он является членом Екатеринбургского отделения Всероссийской творческой общественной организации Союз Художников России в секции «Графика» с 1998 года. Этот факт доказывает художественное мастерство художника и признание его творческих поисков коллегами.
Бабин Дмитрий - современный художник-пейзажист, наш земляк, уроженец г. Красноуфимска. Дмитрий Иванович считается художником мгновенья: он рисует лишь то, что в данный момент его поразило. Его работы не только живые, но имеют и запах - запах снега, дождя, солнечных лучей, воды, времен года. К сожалению, художник трагически погиб в 2004 году. И для нас особенно важно прикоснуться к живительному роднику его творчества, сделать первые шаги в изучении его наследия с помощью раскрытия архетипических мотивов в его картинах, что доказывает актуальность проекта. На данный момент творческое наследие Дмитрия Ивановича составляет более 1,5 тысяч работ, которые хранятся в частных коллекциях стран Китая, Германии, Киргизии, и российских городах Хабаровске, Казани, Екатеринбурге, семейной коллекции в Красноуфимске.
Объект исследования: архетипические мотивы в изобразительной деятельности
Предмет исследования: творческое наследие Дмитрия Ивановича Бабина
Целью моего исследовательского проекта является выявление архетипических мотивов в творчестве Дмитрия Бабина
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
отобрать из творческого наследия художника работы с архетипической символикой; определить символику мотивов для интерпретации творческого наследия художника; проанализировать наиболее ярко выраженные архетипические мотивы в картинах мастера;
Методы исследования: метод восхождения от абстрактного к конкретному, формальный и иконологический метод при искусствоведческом анализе.
Мне совместно со своим научным руководителем Чухаревой Анжеликой Витальевной пришлось, прежде чем приступить к изучению творчества художника проделать огромнейшую работу: встретиться с родственниками художника, искать его работы в частных коллекциях, сфотографировать найденные работы, выяснить их названия, год создания и размеры. А затем все это систематизировать в хронологическом порядке. Единственная работа, которая была у нас на руках это реферат «Удивительная судьба: Бабин Дмитрий – художник России» учащегося Красноуфимской детской школы искусств Балашова Миши, который является скорее творческой работой, чем исследовательской.
При написании проекта мне понадобилось изучить понятие архетипов и их символов. В этом мне помогла литература по психологии - книга Карла Густава Юнга «Человек и его символы», а так же электронный документ «Архетипы коллективного бессознательного». Интерпретация творчества художника с помощью архетипических мотивов встречается не так уж и часто, больше внимания этому методу уделено исследователями при интерпретации литературного творчества. В искусствоведческом плане мне хотелось бы отметить работы Афанасьевой Н.Ю, Берга А, Богомолова А.Л. Кроме этого работа Богомолова А.Л. «Иконологический анализ картины Т.Н. Глебовой и А.И. Порет «Дом в разрезе» очень помог мне как образец применения метода иконологического анализа.
Мне хочется выразить свою благодарность матери художника Бабиной Наталье Васильевне за огромное содействие в работе, а также научному руководителю Чухаревой Анжелике Витальевне за помощь в сборе и обработке материала.
Глава I.
Архетипическая символика Самости - мотив солнца
Изучая сны и фантазии своих пациентов, знаменитый швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг, обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующие даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы 1 (от греческого «архе» - «начало» и «типос» - «образ») – мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания2 . Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Каким-то неясным пока способом они передаются из поколения в поколение и составляют структуру мировоззрения. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием. И наиболее важным архетипом является архетип Самости3 . Она представляет собой сердцевину личности, вокруг которой объединяются все остальные аспекты души, более того, часто Самость отождествляется с психикой в целом. Также это – архетип порядка и любой упорядоченности и олицетворяет полноту жизни, союз всех её противоположностей, иногда называется «образом Бога» в душе. Представляется круглыми фигурами и предметами, брачной и солнечной символикой. Можно бесконечно рассуждать о значении данного архетипа, но для нас важно то, что Самость играет ведущую роль в процессе индивидуации (самоосуществления).
Изучая творчество Бабина Дмитрия Ивановича, мы обнаружили многочисленное количество картин, где изображение солнца или его отражения является центральным. Солнце символизирует главный принцип жизненной энергии человека, то есть самую суть его личности, или сознательного «я». Оно так же управляет и склонностью выражать себя в качестве независимой личности. Кроме того, изображение солнечных образов или самого солнца аппелирует к архетипу Самости. Поэтому можно сказать, что через эти работы и проходила индивидуация художника. Ещё тот факт, что архетипическая энергия солнца по своей природе мужская и отражает важные элементы мужской психики, говорит о значимости этих полотен в жизни Дмитрия Бабина. Обратимся непосредственно к некоторым работам, из творческого наследия художника.
Одна из ранних картин «Первый стог. Перед грозой» (1993)4 полна ярких красок, пронизана динамизмом, движением и… ожиданием страшного – грозы. Небо тревожно, скоро солнце «поглотят» тяжелые, мрачные тучи… Но гроза – явление, не только высвобождающее силу природы, но и помогающее полёту фантазии. На это нам указывают птицы, улетающие в даль, символизирующие одухотворенность, душу, устремившуюся ввысь и восторженное состояние.
Работы «Солнечные лучи»5 (1995), «Ослепительное солнце»6 (1997) и «Лучезарное солнце»7 (2001) выполнены в разные годы, но, по моему мнению, они выражают одну идею – небесное влияние солнца.
На более ранней работе «Солнечные лучи» (1995) белый солнечный диск выражает сильную небесную энергию солнца, а его лучи предстаются в образе дороги этой энергии на землю. Если присмотреться, то можно заметить, что число лучей равно восьми. Это несет особый смысл: число 8 символизирует бесконечность завершенности, так же его значение аналогично символике круга 8 . Таким образом, 8 лучей, идущих на землю передают бесконечный поток не только жизненной энергии, но и психической. Через два года был написан холст «Ослепительное солнце» (1997), пейзаж иной, а идея та же. Однако диск солнца уже не белый, а голубой, который ассоциируется с небом. Желтый же цвет, преобладающий в изображении солнца связан с мужским началом и обозначает энергию, движение. На картине «Лучезарное солнце» (2001) солнце не такое яркое, да и сам диск несколько теряются на общем бледном фоне, но главное, то, что оно есть и солнце протягивает свои руки-лучи к земле. Чего, например, нет на картине «Соломник 2»9 (1997). В изображении солнца на этом полотне отсутствуют лучи, т.е. энергия солнца не доходит до земли, но ярко-голубой диск на бледном фоне неба все же ещё раз показывает силу небесного влияния солнца.
Совершенно иной характер имеют картины «Удивительный ландшафт»10 (1998) и «Солнечный зайчик»11 (1998). Глядя на них, вспоминаешь есенинскую Россию – «страну березового ситца» и любуешься чистой, девственной природой. А солнце лишь дополняет светлый образ картины.
Есть среди многочисленных работ художника картины, где изображено не само солнце, а его отражение в воде. Как, например, на картинах «Солнечный день» 12 (1999), «Отражение» 13 (1999), «Водная рябь» 14 (2000) и «В сети Таврушки» 15 (2001). Отражение обычно выражает истину, тем более в воде (т.к. вода – это символ очищения ).16 По моему мнению, отражение солнца в воде художник выполнил, потому что хотел показать, что солнце имеет влияние не только на небе, но и в воде. Мы понимаем, что солнце вездесуще и его энергия питает все живое.
На холсте «Солнечная радуга»17 (1999) мы наблюдаем закат, точнее мы любуемся закатом и пейзажем, выполненным в пастельных тонах, с нежным отблеском алого цвета на снегу, с красиво уходящим за горизонт солнцем….
Картина «Солнечный парашют» 18 (2001) вторит предыдущей. Но здесь солнце уже высоко над горизонтом. Возможно, художник мог увидеть такой пейзаж во сне. Солнце, изображенное на нем напоминает комету, стремящуюся вверх, однако, может создаться впечатление, что оно «сползает» вниз – трудно разобрать. Несомненно, картина символична, но о том, о чём она повествует, можно лишь догадываться.
Работы, выполненные в 2001 году, можно назвать серией, так как они близки по сюжету. Первая картина из этой, так называемой серии, «Боковые лучи»19 (2001). Изображение солнца на ней напоминает нам более раннюю работу «Соломник 2» (1997), только здесь изменилась композиция и лучи, исходящие от диска более четкие.
Вторая картина – это «Улыбающийся закат»20 (2001) излучает энергию огненного шара – солнца. Тепло и энергия, исходящие от него, сначала изображены голубым цветом, то есть исходит поначалу небесная энергия, которая затем превращается в земную – желтую. Следующие две картины связаны между собой. Первая из них «Перед всплеском»21 (2001) наполнена ожиданием: все будто бы замерло, но ощущается движение солнца, хотя энергия его ещё скрыта, а на картине «Всплеск»22 (2001), эта энергия вырывается наружу. И она, несмотря на то, что солнце уходит за горизонт, мощна. Но два стога сена в центре картины являются преградой для полного принятия нами солнечного света.
Рисунок «Любопытное солнце»23 (2001) забавляет нас своим веселым характером. Солнышко полуигриво выглядывает из-за крыши дома и освещает его двор. Картина жизнерадостна и оптимистична. Весеннее солнце оживляет все вокруг. Как на полотне «Освещенный ледоход»24 (2001). Здесь мы наблюдаем панорамное изображение весеннего ледохода. И снова ощущается сила небесной энергии солнца, благодаря которой преображается мир.
Совсем иной предстает весна в городе. Её художник запечатлел на картинах «Солнечная капель» 25 (2000) и «Вездесущее солнце»26 (2002).
Название картины «Солнечная капель» (2000) настраивает нас на что-то яркое. И, действительно, перед нами предстает достаточно необычный весенний городской пейзаж. И необычное в нем – это изображение солнца: огромный диск и эти разноцветные кругообразные ореолы вокруг него, сияние, распространяющееся по небу подобно волновым импульсам. Мы замечаем нечто подобное лучам на картине, это, наверное, и есть так называемая «солнечная капель». Пейзаж нашего маленького города здесь почему-то напоминает мне мегаполис, для которого характерна дисгармония и дисбаланс.
Возвышение света над миром мрака изображено на картине «Вездесущее солнце» (2002). Н ад серыми бетонными стенами домов горделиво светит солнце, даря нам надежду на светлое будущее!
Подводя итог, следует отметить, что в своем творчестве через символы художник отображает свои субъективные взгляды на окружающий мир и то, к чему он стремится. Рассмотрев многие картины Дмитрия Бабина, я выяснила, что важнейшим символом для него является круг. Круг – вероятно, самый древний и почитаемый символ. Людям он изначально был явлен формой солнечного диска и луны, а также связан с суточными и другими циклами в природе. В большинстве культур изображение солнца – основной символ созидательной энергии. Круг же является символом единства и целостности, а также вечности, имеющее непосредственное отношение к единению пространственно-временных связей макро- и микрокосмоса.27 Понятие вечности в определенном смысле, можно объяснить, лишь опираясь на структуру архетипа Самости, который, как уже упоминалось ранее, помогает в процессе индивидуации. Поэтому я могу сказать, что все символы в сочетании передают стремление художника к независимости и гармонии с миром.
Глава II.
Символика луны как отражение архетипа Тени
Луна… Вечный спутник Земли и нашей жизни, мы достаточно часто оказываемся под её влиянием, не обошло стороной это влияние и творчество Дмитрия Бабина. Как известно, луна символизирует те наши элементы, которые лежат в основе сознательного «я» и скрыты от него, а также отражает психосоматическую основу личности, которая эмоционально и инстинктивно реагирует на раздражение. Так же луна связана с теми сторонами психики, которые мы не осознаём. Помимо этого символ луны показывает связь с женским началом, с узами между матерью и ребёнком в раннем возрасте, с женскими персонажами, играющими важную роль в жизни человека, с его домом и с наследием предков.28
Обратимся к раннему полотну «Одиночество»29 (1992), которое несёт в себе достаточно печальный и даже несколько «мрачноватый» характер. Обуславливается это воздействием на зрителя, доминирующим в этой работе синим цветом, являющимся цветом печали. Композиция картины вселяет тревогу. Тяжелые, темные облака затрудняют принятие нами исходящего от луны света, представленного кольцеобразными лучами, что напоминает нам о символике архетипа Самости. Интересен образ собаки, воющей на луну. Она символизирует «мужское начало, преданное служение, а также забвение собственных интересов ради других и чувство долга».30 Ощущение тоски, навеваемое картиной, дополняет дом, одиноко стоящий в этом пустыре.
В том же году, что и картина «Одиночество» (1992) выполнено полотно «Лунный свет»31 (1992). Мы видим знакомый пейзаж, однако «Лунный свет» (1992) имеет совсем другой характер нежели «Одиночество» (1992). Тишина, спокойствие, нежный отблеск лунного света на снегу… это передает нам чувство душевного равновесия и покоя.
В таких картинах как «Снег»32 (1992) и «Отражение луны»33 (1993?1994), в отличие от предыдущих работ, луна является не столько частью пейзажа, сколько главным действующим лицом.
Глядя на луну в картине «Снег» (1992) создается ощущение бесконечности, уводящей в даль. В этом нам помогают те же кольцеобразные лучи, которые создают образ спирали, в центре которой находится луна. Интересно, что цвет диска луны белый, как снег, который, как известно, является цветом чистоты, девственности и духовности. Луна находится в центре серого круга, что напоминает символ мандалы. Серый цвет в мандале символизирует священное место, и внутренний покой. А белый цвет – это «поток либидо (психической энергии), направленный в бессознательное, процесс возникновения новой ценности в результате внутренней работы по разрешения интрапсихических конфликтов, повышению общей сензитивности и реалиям духовного измерения»34 . В общем, и кольцеобразные лучи, и луна вместе создают эффект движения в даль, образ пути к ожидаемой цели, сводящегося к архетипу Самости. В картине «Отражение луны» (1993?1994) снова наблюдается как свинцовые, тяжёлые облака создают преграду лунному свету, но все же свет до нас доходит.
Иногда полотна художника бывают такими лиричными, что вспоминаешь поэзию великих русских писателей. Так, например, невольно вспоминаются слова А.С. Пушкина: «Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела…», когда смотришь на картину «Собор Александра Невского»35 (1996). Ночь, полнолуние, бледная луна и церковь создают несколько ностальгическое настроение.
Работы «Полнолуние»36 (год создания неизвестен), «Серп»37 (год создания неизвестен) и «Луна»38 (год создания неизвестен) являются лишь этюдами, но они важны при анализе творчества художника. На картинах «Полнолуние» и «Луна» луна – белый диск, а белый круг олицетворяет энергию и небесное влияние. Изображение неполной луны, точнее тонкого серпа, на этюде «Серп» напоминает нам о фазах луны. Появление, рост, убыль, исчезновение, за которым следует новое появление через три тёмные ночи – отождествляется с рождением человека, его развитием, одряхлением и исчезновением.
«Холод, пронизывающий насквозь»39 (1998)…. Экспрессия, резкость, грубость пронизывают этот холст насквозь. Художник настолько мастерски подобрал тона, что, глядя на него, мы ощущаем этот холод, пронизывающий насквозь все и… даже нас. Написанное в том же году полотно «Растущая луна»40 (1998) наполнено совсем непохожим на предыдущую картину характером. Нас окутывает лирическое, нежное настроение. Тихий, спокойный пейзаж успокаивает и вселяет чувство умиротворенности. А оттенки неба ласкают взгляд и, глядя на картину, возникает желание погрузиться в забытие. А рассматривая картину «Искристые звезды»41 (1999?2000), хочется не погрузиться в забытие, а улететь в страну мечты и грёз. Волшебная звездная ночь и мирным пейзаж очаровывают нас, напоминая произведение «Ночь перед Рождеством» великого русского писателя Н.В.Гоголя.
Холст «Убывающая луна»42 (2001) можно назвать этюдом к более поздней работе «Изморозь»43 (2004). Убывающая луна сходно с закатом солнца и ассоциируется как с завершением какого- то цикла жизни или же самой жизни. Сюжет трагичен, но слабое нежно-розовое зарево напоминает о светлом дне и то, что ночь когда-нибудь закончится…
Ночь, луна, церковь – те же детали композиции, что и на более ранней картине «Собор Александра Невского» (1996), но совершенно иной сюжет наблюдаем мы на холсте «Идет служба» 44 (2001). Луна не похожа на «бледное пятно», желтевшее сквозь мрачные тучи, она наоборот ярка среди темных, как ночь, туч. Создается ощущение, будто художник наблюдает всю картину с крыши соседнего дома, тем самым, желая быть ближе к луне, но она далека и, как всегда, недоступна. Полотно пронизано тревожным характером – скоро луна будет поглощена «мазутными» тучами.
Немножко иная картина «Речное зеркало»45 (2001). На первый взгляд она не очень примечательна, но если всмотреться пристальнее, то можно заметить её глубокий смысл. Что мы видим? Ночь, река, лед, луна и её отражение – все это символы, функцией которых является донести до нас определенную информацию и если разобрать каждый образ, то мы сможем выявить идею, которую преследовал Д. Бабин, работая над картиной. Итак, ночь, как символ, обозначает способность к внутреннему росту, глубинные превращения; река или вода является символом очищения и земной жизни; символика льда сводится к отображению потенции жизни, ожидания, вечности и стойкости. Внимательно глядя на полотно, можно заметить, что отражение луны в реке напоминает солнце, об этом говорят исходящие от диска бледные лучики. Итак, учитывая символику образов, отражение луны в воде говорит о том, что в земной жизни светило ночи уподобляется солнцу, между ними тонкая грань они бессмертны и неразделимы.
Холст «Изморозь» (2004)- это картина, написанная в год смерти художника, и при анализе его творчества она очень важна. Для более полного её понимания необходимо сравнение с полотном «Убывающая луна» (2001), которая является своеобразным этюдом. Как уже упоминалось ранее луна, уходящая за горизонт ассоциируется с завершением жизни, и на обеих картинах это можно пронаблюдать, однако в «Изморози» (2004) луна снова окольцована. Эти кольца являются светом, остающимся после её ухода. Но если посмотреть на полотно издали, то можно заметить нечто вроде отражения на снегу света луны, то есть свет распространяется не только по небу, но и на земле. Перенеся эту ситуацию на человека, понимаешь, что светом для Бабина Дмитрия является его творчество – его картины. Жизнь не вечна – вечно то, что оставляет человек после себя.
Итак, работая над анализом вышеперечисленных картин Дмитрия Бабина, я пришла к выводу, что все они выражают стремление художника познать тайны мира мрака (так как луна олицетворяет его), найти путь к солнцу, свету и обрести душевный покой. Однако, картины посвященные луне могут аппелировать не только к архетипу Самости, но и к архетипу Тени, которая является обратным отражением Эго.i Так же как Солнце и Луна соотносятся между собой, так относятся Самость и Тень. Тень помимо того, что является темным отражением Самости, это также хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень, несомненно, также как и Самость важна в процессе индивидуации.
Глава III.
Мотив дома как символ архетипа Персоны
Нет места лучше дома! Дом – самое святое место для человека, без которого невозможно жить. Дом – это крепость, храм, который защищает, оберегает и помогает выжить в нашем жестоком мире. Не поэтому ли эта тема не осталась незатронутой ни одним художником, ни одним поэтом во все времена существования нашей Земли? Священный образ дома в творчестве Дмитрия Бабина занимает самое почетное место. Во время изучения символики разных архетипов, выяснилось, что дом в подсознании человека относится к символам архетипа Персоны. Персона иначе называется маска – это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Маска обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, маска служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.i Изучая творчество художника, мы обнаружили, что полотна с архетипическим мотивом дома делятся на две линии: линия городских домов и линия домов деревенских. Ниже мы рассмотрим некоторые картины из обеих линий и проанализируем полученную информацию.
Обычно дом ассоциируется с теплом, гармонией, однако во многих работах, особенно связанных с городом, художника мы встречаем несколько странную тенденцию – изображать дома сквозь преграду, будь то деревья или обыкновенный забор, которая мешает его полному восприятию. Это мы замечаем в таких картинах как «Козий парк»i (1994), «Вечер с тополями»ii (1994) , «Дом за тополями»iii (1994) зритель вместе с художником смотрит на изображение как через «решетку». Что это могло бы означать? Зная, что дом представляет архетип Персоны можно предположить, что данные образы символично представляют то, как художник смотрел на свои социальные роли. Возможно, он не мог самореализоваться в обществе, и эти картины подтверждают эту мысль. Если посмотреть на аналогичные работы «Голубой дом»iv (1996) и «Весенние блики»v (1996), то можно заметить, что «преграда» поредела – деревьев не так много как на картинах, написанных на два года ранее. А на холсте «Голубой дом» (1996) преграды как таковой уже нет. Вывод очевиден. Однако рассматривать преграду можно буквально – художник ищет свой вечный дом, место упокоения и забвения и… не может найти.
На таких работах как «Желтое здание» i (1998?) и «Весенняя грязь»ii (год создания неизвестен) представлен весенний городской пейзаж. Картины выполнены в достаточно спокойных тонах и отображают взгляд художника на весну в городе, которая несет обновление. Ясное небо, нежно-розовые облака, представленные на картине «Радостные мазки»iii (2001), очень романтичны, однако дом, одиноко возвышающийся над множеством деревянных изб, по моему мнению, не очень гармонично вписывается в это настроение. И снова мы встречаем преграду – забор, хотя он не так сильно затрудняет принятие нами дома, но все же сам факт присутствия этого забора наводит нас на мысль о каких-то проблемах художника в отношении дома или в обществе. Но надежду подает сам дом, его желтый цвет символизирует прозрение и надежду (Архетипы коллективного бессознательного). Картина «Обрезная доска»iv (2001) несколько необычна: мы видим не отдельный дом, как привыкли видеть обычно, а улицу. Дома будто проскальзывают мимо нашего взгляда, а центральное место в картине занимает не сами дома, а дорога, заваленная посередине обрезной доской. Дорога выражает движение, а доски останавливают его. Снова какая-то преграда? Скорее всего, да. Движение замерло,… может это означает, что в жизни самого художника, на пути к его цели возникли какие-то неудачи?
Очень светлые, по-летнему свежие и яркие работы «Белый дом»i (2001) и «Утренняя нежность»ii (2003). Чем не отличается полотно «Ночной квартал»iii (год создания неизвестен). Очень темно, холодно и тоскливо становится, когда смотришь на него. Пейзаж нашего города на этом холсте мне напоминает мегаполис, где рушатся мечты и разбиваются жизни, где человек – ничто, пытающееся выжить в страшных условиях реальности. Город - "неритмичная страна", которая задает основной контур конфликта: место встречи идеального и реального, границу между формальным, абстрактным, "ранжиром" - и "болотом", "стихией". Крыша как часть дома имеет свое особенное значение. Являясь верхней частью дома, крыша отражает связь с небом. Бабин Дмитрий нередко отдельно изображал эту часть дома, подтверждая тем стремление к свободе и к творческому полету, как на картине «Фрагмент здания»iv (1993). Кроме того, связь с небом и стремление к полету показывают и птицы, летящие в высь.
На протяжении все «деревенской» линии мы встречаем унылые пейзажи как, например, на картинах «В деревне. Первый снег»i (1994), «Уфа перед ледоходом»ii (1996) и «Домик на острове»iii (1996). Полотно «Первый снег»iv, написанная в 1995, заняла особенное место в творчестве художника, так как именно она вошла в число тринадцати полотен послуживших основанием для членства в Союзе Художников России. На картине «Лохматый снег»v (1997), по моему мнению, нарисован не дом, а баня, обыкновенная деревенская баня и изображена она во время снегопада. Вся работа символизирует упоение, очищение и благополучие.
Полотно «Снежные хлопья»i (1997) является одним из ключевых в творчестве Дмитрия Бабина. Существует этюд к этой картине, а так же через много лет он создаст её повторение. Значит, она имела большее значение для художника, чем многие другие. На полотне мы видим крыльцо дома. Из-за падающего света центр композиции картины мы предполагаем, что дверь открыта, что может расцениваться как приглашение к тайне, открытие пространства и обещание перемен к лучшему. Собака, находящаяся напротив двери, означает (как уже упоминалось ранее) мужское начало, охрану, преданное служение и чувство долга. В общем, характер картины спокойный, даже умиротворенный и наполненный ожиданием перемен к лучшему.
Две работы «Вечер»i (1998) и «Полярная звезда»ii (1998) являются частями одного диптиха. Глядя на них, кажется, что дом – это храм, на который художник смотрит, поднимаясь на гору. Первая (левая) часть диптиха «Вечер» исполнена в более серых и мрачных тонах. О хмурости характера картины так же говорит огромное темное облако, нависшее прямо над домом. Вторая (правая) часть диптиха «Полярная звезда» более ясная: небо чистое, а дом освещен будто бы волшебным светом рассвета. Более поздние работы «На подворье. Весна»iii (1999) и «Удивительная тень»iv (2001) являются зарисовками природы, выражающие эмоциональное состояние художника: любование тихими, умиротворенными пейзажами.
Одной из последних работ художника является холст «Снежные хлопья 2»i (2004). И как уже отмечалось выше, эта картина является повтором более ранней работы «Снежные хлопья» (1997?). Многое изменилось: исчезла собака, сидящая напротив открытой двери, изображение двора стало панорамным и мы ясно видим, что необычно-голубой свет, окрашивающий все вокруг себя, исходит из самого дома. Поиск своего «маленького космоса» в жизни, побуждал Бабина Дмитрия искать и свет в нем. Похоже, что художник нашел его, но тогда почему мы чувствуем необъяснимую печаль, глядя на картину? Почему зима? Это любимое его время года? Кто знает…. Но я предполагаю, что зима, как вечно холодная стихия, больше навевала мысли о домашнем очаге, о милом и уютном доме. Яркий свет, падающий из двери, несет за собой надежду, однако создается впечатление, будто художник прощается, перед тем как уйти. Навсегда….
Город и деревня. Что заставляло художника постоянно обращаться в своём творчестве то к теме города, то к теме деревни? Я думаю, что поиск своего личного пространства заставлял художника стремиться разобраться, что ждет его в городе или же в деревне. Хотя, он наверняка знал, что везде его ждет одиночество. Сравнивая среду деревенскую и городскую в картинах художника, можно заметить, что он больше тяготел к деревне. Все мы знаем, что у творческих людей очень хорошо развита интуиция – ею не был обделен и Дмитрий Бабин, в подтверждении этого, скажу, что большинство его городских пейзажей напоминают мегаполис, потому что художник предчувствовал скорый рост урбанизации в нашем провинциальном городе. А, как известно, городская жизнь склоняет к индивидуализму, что ведет к непониманию среди людей и к одиночеству. А деревенская среда как исконно русская ведет к объединению. Хотя и здесь произошли изменения и не в лучшую сторону. Художник понимал это, поэтому его работы были наполнены тоской, а преграды всего лишь защищали его от суетной реальности.
Глава IV.
Символический аспект архетипического мотива – окно
Окно…. Просто проем в стене или что-то высшее? Почему именно окно сыграло роковую роль в жизни такого талантливого художника? 72 что за этим стоит? Много вопросов такого рода возникает во время изучения жизни и творчества Дмитрия Бабина. И мне предстоит на них ответить.
Количество картин, где отдельно изображено окно, нисколько не уступает числу работ с изображением солнца или дома – это всего лишь еще одно доказательство того, что образ окна имел немалое значение не только в творчестве, но и жизни художника. Интерпретация символики окна достаточна разнообразна. Например, мотив окна может олицетворять свободу и открытие нового мира, как, например, на картине «Натюрморт с розой»73 (1997), где окно является выходом в мир: мы видим город в оконном проеме. Выполненная в том же году картина «Оттаявшее окно» 74 (1997) несколько мрачновата, но не лишена оптимизма – окно тает, то есть на смену холоду пришло тепло. Два следующих натюрморта «Хурма - отвали!» 75 (2000) и «Яблоки» 76 (2000) несут в себе идею лишнего элемента и несовместимости. На картине «Хурма – отвали!» (2000) мы видим диспропорциональность первой пары: один слишком большой, другой – маленький, но все же они вместе, хотя и не на блюдечке. Два других одинаковых яблока вместе находятся на блюдечке. Что же касается хурмы, то она, не имея пары, откатилась. Возможно, это несет в себе темы несправедливости и, как всегда, одиночества. На натюрморте «Яблоки» (2000) мы видим ненужность одного из яблок, красный фрукт на картине подобно «белой вороне», он здесь лишний. Ситуации с яблоками, символизирующими земные желания и потворство им, на данных натюрмортах можно с легкостью перенести на человеческое общество. Каждый может чувствовать себя одиноким в толпе людей, так же как и эти фрукты на холсте.
Достаточно много среди работ художника, где представлено окно, на подоконнике которого одиноко стоит комнатный цветок. Подобное мы можем увидеть на картине «Пышный цвет» 77 (год создания неизвестен), «Живой цветок» 78 (2000), «Филлокактус» 79 (год создания неизвестен), «Выскочка» 80 (2001) и «Амариллис» 81 (2001). Цветок, символизируя красоту и преходящие радости, так же может обозначать центр энергии в пространстве, что, безусловно, находит отражение в вышеперечисленных работах, так как цветы заполняют собой пространство картин и концентрируют вокруг себя энергию. Рассматривая рисунок «Поздние астры»vi (1998), можно сказать то же самое. Но характер этой картины несколько иной. Трещины на подоконнике, вянущие цветы указывают больше на мимолетность и непостоянность всего в этом мире. Холст «Луна из окна»vii (год создания неизвестен) повторят идею о том, что закрытое окно не позволяет художнику обрести свободу. Характер полотна несколько тосклив, глядя на нее, кажется, что ты и есть тот цветок, заточенный в плен, тоскливо смотрящий на белую луну на синем небе.
Полотно «Барометр»i (1998) напоминает икону. Оконный проем выступает в роли рамы, а дерево – центр картины выражает идею о бессмертии и уверенность в будущем. Кроме открытия нового мира, мотив окна также символизирует выход к Богу, что приемлемо для этого полотна. Созданный годом позже холст «За окном дождь»ii (1999) символизирует очищение, иллюзорность неприятностей и земные радости бытия.
Картина «Планета Земля из окна космоса»i (1999) поражает нас своей необычностью, не только в плане сюжета, но и плане того, что в этой работе сконцентрировались символы разных архетипов. Деформированное окно будто плывет, подобно амебе, в пространстве космоса, то есть «плывущее» окно символизирует движение. Всматриваясь в пространство космоса, мы замечаем, что среди непонятных образов четко видишь планету Сатурн и желтое пятно в правом верхнем углу, напоминающее солнце. Среди множества планет, почему художник изобразил Сатурн? Сатурн – самая мрачная, таинственная планета солнечной системы, выражающая инертность и мрачность, а солнце же, наоборот, символизирует свет и движение. То есть получается противопоставление света тьме и активности инертности. Что мы видим в окне? Маленькое солнце в виде небольшого белого пятнышка на голубом небе, нечто подобие лестнице и еще какое-то темное пятно, не понятно на что похожее. Белое солнце, как мы уже говорили ранее, символизирует небесное влияние и поток энергии. Лестница может говорить соедини миров, пути к Богу и доступу к незримому, сокрытому в вышине. Во многом схожа с предыдущей картина «Космический взрыв»ii (год создания неизвестен) хаотична, и трудно что-то разобрать кроме четкого изображения солнца в окне. Маленькая спираль в нижнем левом углу очень символична. Она включает в себя архетип Космического древа, олицетворяющего вечно возрождающуюся потенцию Вселенной. Древо - зримый символ развития, распространенный на всех континентах Старого и Нового Света.iii
Необыкновенная духовность чувствуется на картинах «Заснеженный купол»89 (2000) и «Оконная тень»90 (2000). Они с одной стороны похожи между собой, а с другой – совсем разные. На первой, храм представлен в ракурсе с угла, то есть половина его темная, а другая – светлая. Улетающие в даль птицы символизируют связь неба и земли. На картине «Оконная тень» (2000) мы видим снегопад, что выражает инертность и жажду духовного, а храм символизирует духовное богатство…
Творческим потенциалом и активностью наполнена картина «Атрибуты художника» 91 (2000). Если присмотреться, то вполне можно заметить, что одна из кисточек будто бы в действии, мы не видим руку, которая бы держала её, но все же заметно, что кистью орудуют. Картина выражает стремление художника к активности, желание творить оптимистичность указывает также солнечный свет, падающий на палитру с красками. Черный кот, напряжено следящий за чем-то из окна, делает картину «Наблюдательный пункт»92 (2001) пугающей. Это связано с тем, что черный кот символизирует тайну, мрак и смерть. Фигура кота ассоциируется с самим художником, который пристально всматривается в мир сквозь оконную раму. Эту тему прослеживается и в рисунке «Летняя палитра»iii (2000). Почему художник любуется таким красивым, светлым деревенским пейзажем сквозь закрытое окно? Почему он не откроет его? Этот барьер, поставленный самим художником, замыкает его в пространстве и делает отчужденным.
«Мои любимые одуванчики»94 (2004). Серо-черные тона, засохшие цветы… все такое неживое, будто бы художником потерян смысл жизни, ему уже ничего не хочется кроме покоя. Глядя на неё, у меня возникают вопросы: почему ваза с мертвыми цветами стоит на зеркале? что означает отражение оконного света на этом зеркале? Разбираясь с символикой каждого предмета на картине, я выяснила, что изображение вазы передает покой, сосредоточенность на внутреннем, приятие гармонии и возвышенность помыслов и чувств. Зеркало же выражает самопознание и самоконтроль, а свет озарение ума. Соединяя все вместе, мы понимаем состояние художника – возможно, он устал и понял какую-то важную для себя истину и постиг смысл бытия.
Одной из последних работ является картина «Трещина в стекле»95 (2004). Характер картины несколько экспрессивный и возбужденный. Эмоциональные переживания художника, испытываемые им при работе над холстом, передаются и нам. Мы чувствуем, что трещина в стекле – это крушение «оконного» мира художника, которым он жил много лет. А цветы (вероятно находящиеся на балконе) удивляют нас своим количеством: насколько я помню, комнатные цветы художник изображал поодиночке, кроме того, они почему-то находятся за окном. Окно, помимо всех написанных ранее значений, по Библии является выходом в мир смерти и символом одиночества96…. Все на картине изображено за окном, то есть художник оставляет земные радости (цветы), стремление к духовности (храм), свою жизнь в мире, где ему уже нет места….
Окно как открытие нового мира, как выход к Богу и стремление к свободе в любых своих значениях нашло отражение в творчестве Дмитрия Бабина. Это сыграло немаловажную роль и в жизни художника. Но почему? Все это тесно связано и с архетипами, которые во многом определяли его творчество и личной жизнью художника, с процессом индивидуализации и индивидуации. Для полного раскрытия причин творчества нашего земляка необходимо глубоко углубляться в психоанализ, что мы ставили для себя целью, однако мотивы архетипические мы постарались раскрыть и открыть творчество Бабина Д.И. для вас с новой стороны.
Заключение
В данной работе мною была рассмотрена совсем малая часть творческого наследия Дмитрия Бабина. Надеюсь, что мой проект – это лишь первая ступень в изучении творчества художника. Хочется верить, что новые исследователи при анализе картин Дмитрия Бабина будут опираться на мою работу.
Что касается архетипических мотивов в творчестве художника, то я поражена их большим количеством. Ведь нужно пройти по лезвию бритвы, чтобы, напрямую обратившись к глубинным источникам творческой энергии – архетипам, не подчиниться их мощи, не сойти с ума, не соблазниться пустым нагромождением фантастических образов. Мною были исследованы всего четыре архетипических мотива: солнца, луны, дома и окна, хотя их количество в творчестве Дмитрия Ивановича не исчерпывается названными.
Архетипический мотив солнца, ярко выраженный в творчестве Дмитрия Бабина, может рассматриваться как первая ступень в процессе его творческого самоосуществления. Мотив луны - инстинкт к творчеству, так как архетип Тени –обратной стороны Эго, является хранилищем жизненной энергии, инстинктов, источником творчества. Символический мотив дома в картинах Дмитрия Ивановича можно рассматривать как главную для художника цель в жизни – поиск своего личного пространства, домашнего очага. При этом мотив солнца неразделим с мотивом дома, так как архетип Самости, к которому аппелирует изображение солнца, часто рассматривается как путь к себе. Соединив их можно утверждать, что свое творчество художник рассматривал как путь к дому, миру и счастью. Архетипический мотив окна интерпретируется нами как связь с внешним миром или же, наоборот, как символ отторжения себя от пугающей реальности, символ признания своего одиночества.
Архетипические мотивы, которые я смогла выявить в творчестве художника, как было отмечено выше, не исчерпываются названными. В более полутора тысячах работ Дмитрия Бабина встречаются самые разнообразная символика архетипов, которые отражают совсем иные проблемы, волновавшие мастера.
Вообще сила архетипов, к которым художник, может быть непроизвольно, обращался, очень сильна при воздействии на разум человека, потому что они содержат вечные ответы на вечные вопросы нашей жизни, за ними всегда стоит «нечто большее», и даже «нечто свыше».
Список литературы
1. Архетип и комплекс [электрон. ресурс].- элекрон. док. (1 файл) http://www.jungland.ru/forum/voprocy?Page=6&from=1
2.Архетипы коллективного бессознательного [электрон. ресурс].- элекрон. док. (1 файл)
3. Архетипы [электрон. ресурс].- элекрон. док. (1 файл)
4. Архетипы [электрон. ресурс].- элекрон. док. (1 файл)
5.Архетипы [электрон. ресурс].- элекрон. док. (1 файл)
6.Аналитическая психология: основные концепции и принципы [электрон. ресурс].- элекрон. док. (1 файл)
7.Афанасьева Н.Ю. Архетипические мотивы живописных произведений Сергея Дыкова//Известия Уральского государственного университета – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2006. - №47 – с.179-184
8.Балашов М. «Удивительная судьба: Бабин Дмитрий – художник России»: Реферат/ Красноуфимская детская школа искусств – Красноуфимск, 2001. -23с.
9. Безруких А.В. Пилявина О.М. «Архетипы в психотерапии» [электрон. ресурс].- элекрон. док. (1 файл)
10. Берг А. К определению архетипической живописи Светланы Тумановой [электрон. ресурс].- элекрон. док. (1 файл)
11. Богомолов А.Л. Иконологический анализ картины Т.Н. Глебовой и А.И. Порет «Дом в разрезе» [электрон. ресурс].- элекрон. док. (1 файл)
12. Большой толковый психологический словарь Т.1(А-О); пер. с англ./Ребер Артур.- ООО «Изд-во «АСТ»; «Изд-во «Вече», 2001.-592
13. Завершнева Е.Ю. Превращенные формы в теории архетипов К.Г. Юнга.
14. Новая Российская Энциклопедия. В.12Т./Редкол.: Некипелов А.Д., Данилов-Данильян В.И., Карев В.М. и др. – М.: ООО «Изд-во «Энциклопедия»: ИД «ИНФА - М», Т2.: А-Баяр. – 2005. -960с.: ил.
15.Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. – СПб, ФПБ – ТОО «БИОНТ», 1997. – 64с.
16. Символическая интерпретация логотипа психологического консультирования ТРИАЛОГ [электрон. ресурс].- элекрон. док. (1 файл)
17. Феодоритов Ю. Символы динамики [электрон. ресурс].- элекрон. док. (1 файл) http://sigils.ru/symbols/ogon.html
18. Чернов Д. Вечность, архетип Самости и его символы [электрон. ресурс].- элекрон. док.(1файл)
http://www/artlib.ru/index.php?id.=&idp=&fp=2&uid=4937&=0&user_serie=1842-31k-
19. Элиаде М. «Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторение» [электрон. ресурс].- элекрон. док. (1 файл)
http://www.jungland.ru/library/elmifovozyr.htm
20. Юнг К.Г. Человек и его символы пер. с англ. – СПб: Б.С.К., 1996. – 45с., ил.
Приложение 1
Автопортрет. 2000
Картон, пастель. 30х21
Собственность семьи автора
Приложение 2
2.1. Первый стог. Перед грозой. 1993
ДВП, масло. 99х71
Собственность семьи автора
Солнечные лучи. 1995
ДВП, масло. 23,5х30,5
Собственность семьи автора
Соломник 2. 1997
Холст, масло. 30х42
Собственность семьи автора
Ослепительное солнце. 1997
Холст, масло. 30 х 42
Из коллекции Бабина Г.И.