Тема 6. Свойства личности работника, их учет со стороны руководителя.
1. Работникам с повышенной активностью (гиперактивным) свойственны: общительность, открытость, предприимчивость, доброжелательность, слабая сосредоточенность. Им требуются большие усилия для занятия однообразной, рутинной, кропотливой работой. Для них более всего подходит живая общественная и организаторская работа.
Лица, склонные к самосозерцанию: скрытные, малообщительны, с трудом входят в коллектив, держатся обособленно, обладают формально-деловой манерой поведения. Такие специалисты могут быть исследователями, конструкторами, экспертами.
Сотрудникам с неустойчивым настроением свойственны: перепады активности и работоспособности, связанные с внешними обстоятельствами и внутренним состоянием. Они могут периодически входить в конфликт, для них сложна работа с постоянным размеренным ритмом.
Работники, не критически оценивающие свои возможности и поведение (демонстративные): стремятся показать себя лучше, чем они есть на самом деле, приспосабливаются к обстоятельствам, а при возможности – манипулируют действиями коллег. Людям данной категории лучше всего заниматься рекламой или работать представительских органах, или там, где демонстрация себя не играет никакой роли.
Властолюбивые, деспотичные, эгоистичные личности: обычно нетерпимы к критике, некогда безосновательно доказывают свою правоту, надолго затаивают обиды, м.б. агрессивны. Работа с такими сотрудниками требует от менеджеров особого подхода и терпеливости, так как они, как правило, честны, открыты и добросовестны.
Пунктуальные, педантичные работники отличаются высокой добросовестностью и достаточно глубокими профессиональными знаниями. Вместе с тем им свойственны сомнения относительно выполненной работы, они постоянно стремятся к ее совершенствованию. В результате им иногда сложно остановить работу на достигнутом уровне (авт. «Меня в детстве научили один раз лезвием стирать ошибки в тетради; протирал до дыр…»).
Люди не самостоятельные («приспособленцы»): часто не собранны, мягки, теряются в сложной и непредсказуемой обстановке, быстро уступают чужим мнениям и требованиям. Такие работники легко проникаются проблемами других сотрудников, сочувствуют им. Склонны сглаживать возникающие конфликты и разногласия. Как утверждают некоторые психологи, из них вырастают незаменимые заместители руководителей.
Работники без твердых принципов и с неразвитым чувством долга: легковесно относятся к служебным обязанностям, мягки и тактичны в общении, меняют множество знакомых на службе и вне ее. Им больше всего подходит работа, где необходимо простое общение с посетителями, частая смена видов деятельности. За такими сотрудниками необходим особо тщательный контроль.
2.Типы темпераментов /предложены И. Кантом/:
1. Сангвиник – живость, быстрая возбудимость, легкая смена эмоций.
2. Холерик – быстрота действий, сильные, быстро возникающие чувства, ярко выражающиеся в речи, жестах, мимике.
3. Меланхолик – человек, склонный к депрессии, грусти, подавленности, обладающий повышенной впечатлительностью, относительно незначительным внешним выражением своих чувств.
4. Флегматик – медлительный, спокойный, со слабым проявлением чувств, граничащим с безразличием ко всему.
Свойства личности | Типы темперамента | |||
сангвиник | холерик | меланхолик | флегматик | |
Эмоции | слабые.кратковрем. | сильн.кратковрем. | сильн.длит-ные | слаб.длит-ные |
Самооценка | реальная | завышенная | средняя | заниженная |
Коммуникабельность | умеренная | высокая | ниже средней | низкая |
Отношение к нововведениям | чаще + | + | чаще - | безразличное |
Отношение к порученному делу | ответственное | поверхностное | формальное | равнодушное |
Поведение в сложных ситуациях | расчетливое | непредсказуемое | растерянное | хладнокровное |
Результативность труда | высокая | средняя | умеренная | средняя |
Отношение к критике | спокойное | агрессивное | обидчивое | безразличное |
Подверженность влиянию | слабая | умеренная | высокая | слабая |