ТЕМА 7. ПОДБОР КОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДОВ (см. приложение №2)
Непосредственной деятельностью практического психолога по результатам проведенной диагностики является групповая психологическая коррекция или развитие (например, проведение тренинга на сплоченность группы, преодоление барьеров общения, тренинг на развитие когнитивных или волевых взаимоотношений в группе, организационный тренинг и т.д.) Однако, процедура диагностики малых групп дает объемный материал для разработки направлений индивидуальной терапии или коррекции членов группы (например, коррекция Я-концепции, самооценки, уровня притязания, умения адекватно взаимодействовать с другими членами группы и т.д.) . Поэтому слушателям спецфакультета предлагается продумать возможные направления коррекции по полцученному матриалу, подобрать коррекционный материал по результатам заключения.
Последовательность подбора коррекционного материала:
1.Проанализировать всю совокупность социометрических данных и охарактеризовать групповую структуру межличностных отношений, соотношение лидерства и руководства в классе, определить положение каждого члена коллектива и наметить пути коррекции в системе межличностных отношений.
2.По результатам методики «Аутосоциометрия» подобрать план коррекции рефлексивного образа «Я» у членов группы с завышенной или заниженной самооценкой, с целью коррекции внутригрупповой активности.
3.По результатам методики ММВ определить индивидуальные критерии предпочтений, определить насколько совпадают или не совпадают они с мотивационным ядром выборов в малой группе. Наметить пути коррекции групповой дифференциации посредствам работы с непопулярными, изолированными или отвергаемыми членами группы по выработке у них групповых норм и ценностей.
4.По результатам методик Л.И.Уманского и методики диагностики уровня развития взаимоотношений подобрать коррекционные и развивающие тренинги по видам взаимоотношений, имеющим наименьший показатель развития в группе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОСОБИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ.
Исследования проводятся с учетом стандартных требований диагностики:
1.Оформление практической работы:
а) указание места, времени проведения диагностики;
б) характеристика группы, возрастной и половой состав;
в) название методики;
г) задачи диагностической процедуры;
д) оборудование;
е) ход работы (выполняются необходимые диагностические подсчеты, графики, таблицы, рисунки);
ж) качественный и количественный анализ полученных результатов;
з) вывод – содержит ответ на поставленные в начале исследования задачи.
2. Соблюдение конфиденциальности исследований и предоставление информации в общем, статистическом виде.
3. Соблюдение принципа объективности при количественном анализе и качественной интерпретации полученных результатов.
4. Применение статистики для доказательства достоверности полученных результатов.
Специальные методические рекомендации по диагностике малых групп:
Социометрия.
а) процедура проводится только в группах, имеющих опыт совместной деятельности, поскольку групповая структура формируется, когда члены группы прошли период знакомства друг с другом, накопили хотя бы минимальный опыт взаимодействия;
б) процедура проводится в двух формах: непараметрическая - испытуемым предоставляется полная свобода, количество выборов не ограничивается. параметрическая – количество выборов ограничивается тремя или пятью;
в) бланки исследования обязательно должны быть подписаны, анонимность не допускается;
г) в исследовании должны принимать участие все члены малой группы, исследование выборочного количества членов группы не допускается;
д) для каждой конкретной малой группы составляется социометрическая карточка с учетом критериев выбора;
е) составляются социоматрицы по каждомукритерию выбора. взаимные выборы отмечаются скобками;
ж) составляются социограммы по каждому критерию выбора; при составлении социограммы переносятся все сделанные выборы с помощью специальных обозначений;
Аутосоциометрия.
Исследуются все члены малой группы;
а) список сохраняется тот же, что и в социометрии;
б) аутосоциометрическая карточка составляется по аналогии с социометрической и сбор эмпирического материала проводится одновременно с социометрией;
в) при составлении аутосоциоматрицы строка «количество полученных выборов» берется из социоматрицы.
г) исследуются угаданные выборы путем сравнения социоматрицы и аутосоциоматрицы по соответствующему критерию. совпадения отмечаются окружностью.
д) величина ошибки в осознании каждым членом группы своего положения определяется как разница между количеством полученных и количеством ожидаемых выборов. ошибка с учетом знака – векторная ошибка - указывает на тенденцию к завышению или занижению индивидом своего статуса.
е) составляются аутосоциограммы и сравниваются с социограммами по соответствующим критериям.