Индивидуальная профилактика заболеваний пародонта, подбор методов и средств профилактики

Первичная профилактика – это система государственных, социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предупреждение стоматологических заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения, а так же повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, бытовой и производственной среды. Меры первичной профилактики:

Рациональное вскармливание ребенка и питание в последующем.Тренировка жевательного аппарата с целью обеспечения условий нормального формирования пародонта

Раннее ортодонтическое лечение с применением миофункциональной терапии.Привитие гигиенических навыков ухода за полостью рта. Устранение аномалий прикрепления мягких тканей в виде укорочения уздечек, мелкого преддверия. Регулярная санация полости рта

Избирательное пришлифовывание зубов. Полноценное и своевременное ортопедическое лечение. Вторичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний. Она включает следующие моменты: Исключение травматических факторов (зубной камень, нависающая пломба, кариозная полость, некачественные протезы, аномалии прикуса…) Качественный гигиенический уход за полостью рта с проведением контрольных чисток. Лечение гингивита

Третичная профилактика включает весь комплекс мер (терапевтических, хирургических, ортопедических), направленных на реабилитацию стоматологического статуса путем сохранения функциональных возможностей органов и тканей челюстно-лицевой области, в основном, методом замещения. На общегосударственном уровне решаются следующие вопросы: Санация полости рта у беременных, детей, подростков. Рациональное питание в детских садах, школах и других организованных коллективах. Организация специализированных стоматологических отделений для проведения профессиональной гигиены и лечения патологии пародонта. Индивидуальную профилактику осуществляет сам пациент: гигиенический уход, аутомассаж полости рта, рациональное питание, здоровый образ жизни. Профессиональная или врачебная профилактика осуществляется стоматологом и включает в себя следующие пункты: Мотивацию пациента (информирование его о роли микроорганизмов зубной бляшки в возникновении заболеваний пародонта). Инструктаж пациента (обучение его правилам ухода за полостью рта). Контроль качества гигиены полости рта. Своевременная диагностика и т.д.

44.45.46. Особенности обучения в детском возрасте.Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с 2−4−летнего возраста. При этом необходимо учитывать возрастные психологические особенности этой группы детей. Они заключаются в склонности к подражанию, наклонности к коллективным занятиям и осмотрам. Поэтому первоначально осматривают более спокойных детей, что служит примером для подражания. В этом возрасте велика внушаемость, которую надо использовать. Основой работы с детьми должны быть беседа, непосредственное общение. В указанном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта, и объяснение этого для них просто скучно. Вместе с тем приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными и остаются на всю жизнь. Основой их воспитания у детей должны стать игровые ситуации. Обучить детей правильным навыкам ухода за полостью рта можно только в хорошем настроении. Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма предметов, наличие любимых игрушек.

Обучение детей 5−7 лет целесообразно начать с беседы о роли зубов для здоровья, необходимости ухода за ними, так как в этом возрасте дети уже способны воспринять эти знания. Дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры. Обучение чистке зубов обычно независимо от возраста обучаемого начинают с демонстрации. Медицинский работник должен выполнять все манипуляции с объяснением их значения и порядка выполнения. Обычно выделяют 7 этапов: 1) мытье рук; 2) полоскание рта водой; 3) мытье зубной щетки с мылом; 4) нанесение зубной пасты на головку щетки; 5) чистка зубов; 6) полоскание рта водой; 7) мытье зубной щетки, намыливание ее и хранение в стакане. Дошкольников 2−4 лет рекомендуется обучать в детском саду (7 занятий по 15 мин) в следующей последовательности: 1−е занятие-осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя; 2−е занятие-обучение ребенка полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и контролем его после еды; 3−е занятие — рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели; 4−е занятие — обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;5−е занятие — чистка зубов детьми без пасты с последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане с закреплением в дальнейшем этого навыка. 6−е занятие — чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспитателей, медицинского работника);7−е занятие (дома) — чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.У дошкольников 5−7 лет методика обучения аналогична (7 занятий), однако больше внимания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное — контролю за усвоением правил чистки каждым ребенком путем определения индекса гигиены до и после чистки зубов. Поэтому детям нужно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене п р.Для формирования положительных эмоций у детей при обучении необходимо подбирать «вкусную» пасту, яркие щетки, красивую посуду для полоскания. У детей младшего школьного возраста (1−4−е классы) обучение гигиене полости рта проводятся в 5 уроков. В этом возрасте больше внимания следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предотвращения, мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта. Детей целесообразно познакомить с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта: зубными щетками, пастами, порошками и эликсирами. В обучении гигиене п р большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта.

43. Санитарное просвещение по вопросам гигиены полости рта. Какие основные разделы включает санитарно-просветительская работа?

•Стоматологическое просвещение - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья. Методы стоматологического просвещения:

•беседы;•лекции;•семинары;•уроки здоровья;•игры. Средства просвещения:•книги, брошюры;•памятки;•плакаты;•газеты, журналы;•видеофильмы;•реклама на радио и ТВ.

Методы оценки эффективности просвещения могут быть: субъективными (анкетирование населения);•объективными (изменение показателей стоматологического статуса).

Этапы выработки привычки:• Знание•Понимание•Убеждение•Навык•Привычка

Главной задачей стоматологического просвещения •является разъяснение населению значения состояния зубов и полости рта для организма, • роли гигиены и питания в профилактике стоматологических заболеваний. •Санитарное просвещение, согласно ВОЗ, - это базовый метод профилактики, состоящий из распространения медицинских и гигиенических знаний, а также воспитания у широких масс населения гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления их здоровья и общего повышения санитарной культуры. •Конечной целью комплекса санитарно-просветительных мероприятий должно быть воспитание у населения правильных убеждений и поступков в результате приобретения новых знаний, направленных на охрану и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний полости рта.Виды СПР •По видам и организационным формам СПР подразделяют на:•массовую•групповую•индивидуальную•целевую.

Наши рекомендации