Методы генерации новых идей
Существует несколько методов генерации новых идей, которые могут быть использованы в предпринимательской практике.
В основе метода мозговой атакилежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы человека стоит его поместить в необычные условия, вырвать из привычной обстановки, сделав, например, участником игры.
Метод мозговой атаки доступен каждому. Достаточно собрать группу из 6-12 людей самих разных профессий, которые желают принять участие в разработке идеи. Конечно, большинство выраженных предложений окажутся на проверку совсем абсурдными, но среди них может промелькнуть и действительно интересна мысль.
Подготовка к дискуссии начинается с формулировки проблемы, которая не должна быть ни слишком общей, ни слишком узкой.
Предприниматель, который проводит мозговую атаку должен строго придерживаться нескольких правил.
• Никаких критических замечаний в адрес участников обсуждения. Пусть все высказываются.
• Поощряйте свободный полет мысли. Чем оригинальней идея, тем лучше.
• Много идей - залог успеха.
• Идея, как мяч на поле, должна быть подхваченная и обыгранная всеми участниками обсуждения.
Инвентаризация „слабых мест”начинается с того, что участникам дискуссии вручают предварительно составленный список «слабых мест» продукции, которая относится к определенной товарной группе, и предлагают «привязать» к отдельным имеющимся на рынке образцам продукции известных марок, а затем объяснить свой выбор. В табл. 1 приведен перечень наиболее типичных „слабых мест” продуктов питания.
Таблица 1 - „Слабые места” продуктов питания (типичный перечень)
Физиология и психология | Ощущение | Обработка и потребление | Покупка |
А. Калорийность: полнит, „лишние калории” | А. Вкус: Кисло не смакует солено | А. Планування вопрос: забываешь использовать приедается | А. Транспортабельность: удобно взять на работе в путешествие |
Б. Вгамування голоду: „тяжелая” еда, не утоляет голод | Б. Зовнишний вид: неприятный цвет неудачная форма | Бы. Хранение: быстро заканчивается быстро портится | Бы. Количество: слишком большая порция слишком имела порция |
В. Вгамування жажды: Не угомоняет, а еще более возбуждает жажду | В. Консистенция: сухая жесткая жидкая сальная | В. Приготовление: очень сложное требует много времени, требует много посуды | В. Доступность: сезонный продукт не всегда бывает в ближайшем магазине |
Г. Здоров’я : Плохо переваривается Портит зубы, возбуждает, затруднительно заснуть, повышает кислотность | Грамм. Запах: слишком сильный неприятный | Г. Використання домашней техники: Загрязняет плиту создает стойкий запах в холодильнике | Грамм. Стоимость: слишком дорогой |
Метод вопросникапомогает генерировать новые идеи путем использования списка вопросов и предложений, которые имеют отношение к анализируемой проблеме. Он применим как для разработки принципиально новых решений, так и для поиска новых идей в предварительно очерченной области. Вопросник составляют в произвольной форме. Приведем пример универсального списка, где название обсуждаемого продукта заменено словом «это».
• Можно ли найти для этого какой-то другой способ применения? Можно ли по-другому использовать то, что известно?
• Можно ли это адаптировать? Есть ли где-то что-то похожее? Не приводит ли это на другие идеи? Может, что-то такое уже было в прошлом? Что можно скопировать? Кого можно превзойти?
• Можно ли это модифицировать? Можно ли повернуть это по-новому? Допустимо ли изменить содержание, цвет, движение, запах, форму, силуэт? Что еще можно изменить?
• Можно ли это увеличить? Если так, то, что именно: время, частоту, мощность, размер, плотность? Можно ли прибавить этому новую ценность, прибавив новое свойство? Можно ли включить в состав этого новые компоненты? Не стоит ли продавать это в двух или многих экземплярах?
• Можно ли это уменьшить? Если так, то, как это сделать? Уменьшить размеры? Повысить концентрацию? Миниатюризувати? Сделать ниже? Короче? Легче? Забрать компонент? Забрать все излишне? Разбить на части? Приуменьшить?
Можно ли это заменить? Если так, то чім, как ли? Заменить один ингредиент? Использовать другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Найти другое место? Другой подход? Прибавить звук другой тон?
• Можно ли это перекомпоновать? Если так, то как? Поменять местами элементы? Использовать другую схему? Другую структуру? Другой порядок? Поменять местами причину и следствие? Изменить ритм? Изменить график?
• Можно ли вообще все поменять местами? Если так, то как? Заменить плюс на минус? Делать не это, а что-то прямо противоположное? Двигаться не вперед, а назад? Переставить с ног на голову? Поменять местами роли? Левый ботинок надеть на правую ногу, а правый - на левую? Переставить столы? Подставить другую щеку?
• Можно ли это скомбинировать? Если так, то как? Что, если сделать сплав, смесь, набор, комплект? Объединить силы? Цели? Преимущества? Идеи?
Метод функционально стоимостного анализаориентирован на выдержку максимальной выгоды и требует детального анализа всех компонентов продукта с той точки зрения, можно ли снизить их стоимость и, следовательно, качество без убытка для целого.