Отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;

отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.

ри этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения биологического. В биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия.

тражение приобретает на уровне живого две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением.

Вопрос №5

Для отражения на уровне неживой природы характерны моментальность, непосредственность, тотальность и прямая объективность. Сила действия предполагает противодействие, В этом случае возможны варианты в интервале от сохранения структуры тела до его деформации и даже разрушения. Отражение на уровне неживой природы иногда называют зеркальным. Ему присущи информационный момент, но последний сохраняет свою невостребованность.

На уровне живой природы отражение становится регулятором адаптивного поведения, заявляет и востребует свой информационный характер. Последнее обеспечивает избирательность и даже способность упреждать ситуацию, В целом эволюция биологического отражения предполагает: возрастание объема информации и ее усложнение, что обеспечивает переход от раздражимости к чувствительности и формированию психики; развитие условно-рефлекторной деятельности; формирование способности опережать отражение, предвидеть ситуацию и подготовиться к ней; развитие головного мозга как специального аппарата снятия и переработки информации.

Живая природа, реагируя на внешние раздражения, приспосабливается к внешним условиям. Всякий организм стремится выжить. Его эволюция направлена на развитие лабильности, пластичности, динамизма. Качественная особенность биологического отражения связана прежде всего с целесообразностью, с установкой на выживаемость.

Раздражимость обеспечила переход от вещества к организму и ориентировала последний на постоянный поиск оптимального сосуществования со средой. Раздражимость как биологическое отражение эволюционировала от уровня одноклеточного организма до многоклеточного, когда формируется уже нервная система. Наиболее простая организация нервной системы у медузы. Она носит диффузный характер (рассеяна по всему телу). У червей нервная система представлена узлами, у насекомых - цепочками. Формы нервной системы усложняются, и вот уже раздражимость перерастает в ощущение.

Образование центральной нервной системы означало новое качество биологического отражения. Оно принимает форму психики.

Сознание человека - это новое качество отражения, которое имеет свои особые характеристики:

- оно универсально. Будучи высшей формой отражения, сознание способно адекватно отразить любые проявления бытия в мире. Даже чувственный уровень восприятия обеспечивается и контролируется сознанием. В результате "орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла";

- сознание обеспечивает адекватное отражение бытия в мире. Таковым является образ отраженной действительности, объективный по своему содержанию;

- сознание является основой творчества. Его универсальность и объективность обеспечивают условия для конструктивного воображения, создания проектов новой реальности;

- сознание опосредовано языком, что позволяет ориентироваться на чужой эмпирический опыт, а при необходимости подключать весь предшествующий опыт человечества. Чтобы понять значимость языка как одного из важнейших условий функционирования сознания, следует познакомиться с оригинальной работой (см.: Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1982);

- сознание социализировано. Его возможности как на уровне функции отражения, так и на уровне функции творчества формируются и изменяются под влиянием развития общества в целом. Человек XX века видит не только больше орла, но и больше человека античного мира. Благодаря наработанному опыту, современный человек обрел способность не только смотреть, но и видеть за феноменальным миром мир сущностный;

- сознание индивидуально, а стало быть, несет печать уникальности. Уже на уровне отражения в каждом отдельном случае возникает образ объективный по содержанию, но субъективный по восприятию;

- о сознании можно сказать, что оно мыслящее. Отталкиваясь от чувственного воображения, сознание поднимается до уровня мышления, в ходе которого осуществляется осознание и фиксация существенных связей отраженного объекта; творческое созидание новых идей, осмысление проблемных ситуаций и их разрешение. Мышление как высшая форма сознательного отражения бытия в мире является прерогативой человека.

Вопрос №6

Тропизм+ таксис + раздражимость.
Психика появляется тогда, когда есть чувствительность, когда есть отражение хотя бы частично других предметов. А До психики раздражимость!
Живые организмы имеют способность взаимодействовать с внешней средой, получать необходимую для них жизненную информацию. Растения, простейшие, одноклеточные обладают только раздражимостью : растения реагируют на изменения температуры, смену дня и ночи, времена года, инфузория туфелька (J ) и другие одноклеточные –на пищевой раздражитель. Это допсихическая форма отражения физико-химическая реакция , не связанная с формированием идеального образа.
*Тропизм и таксисы.
Раздражимость- допсихическая форма отражения, выступающая как средство регулирования приспособительного поведения

Вопрос №7

Антропопсихизм - Декарт - возникновение психики связывается с появлением человека: психика существует только у человека -> предыстория человеческой психики вычеркнута. В настоящее время некоторые спорят, что психика в собственном смысле является свойством, присущем только человеку.

Панпсихизм - Робине - учение о всеобщей одухотворенности природы (психика - свойство всякой вообще материи)

Биопсихизм - психика признается свойством не всякой вообще материи, но свойство только живой материи. - Вундт.

Нейропсихизм - психика признается свойственной только таким организмам, которые имеют нервную систему. - Дарвин.

Психика - такое свойство материи, которое возникает лишь на высших ступенях ее развития - на ступенях органической, живой материи. Психика может быть лишь продуктом дальнейшего развития живой материи. Неудовлетворительности нейропсихизма в произвольности допущения прямой связи между появлением психики и появлением нервной системы, в неучете, что орган и функция хоть и являются неразрывно взаимосвязанными, но их связь не неподвижна или однозначна, так что аналогичные ф-ции могут осуществляться и другими органами.

Проблема возникновения психики не может считаться решенной даже в ее самой общей форме.

Психика не нужна:

-в процессах, происходящих внутри тела. Это такие сложные процессы, приспособившиеся друг к другу в ходе эволюции таким образом, что психическая регуляция оказывается по большей части вредной (например, сердечная деятельность), т.е. не должно происходить вмешательства в автоматическую работу внутренних органов.

-Не поддаются психической регуляции некоторые формы взаимодействия с окружающей средой, например, дыхание, теплообмен и т.д.

-Формы действий, напоминающие целенаправленное сознательное действие (скручивание листа у насекомоядных растений: при попадании на него насекомого происходит раздражение листа).

- В тех случаях, когда предметы, в которых нуждается организм, есть налицо и их не надо искать.

Т.о. механизм потребности, который есть у всех животных существ, регулирует работу или покой захватывающего механизма. Здесь не требуется никакого другого вмешательства. Успешность реакции обеспечивается биологическим приспособлением.

Психика нужна:

- некоторые органы расстроены болезнью и субъект должен следить за восстановлением их работы по определенному плану.

-Нет налицо раздражителей, которые сами бы вызвали нужную реакцию. Необходимо найти раздражитель, который бы вызвал нужную реакцию.

- Раздражитель должен быть очень обобщенным, а действие очень индивидуальным и точным.

- Любой уже сложившийся механизм, много раз себя оправдавший, способен повторить только то, что уже было. А то, что было, может оказаться непригодным сейчас. Поэтому каждый раз возникает необходимость подгонки имеющегося способа действия у животного к новым обстоятельствам этого действия.

Вопрос №8

Обычно мы имеем в виду только исполнительную часть действия, забыв о зависимости самого исполнения в решающей степени от ориентировки субъекта в условиях этого действия, об ориентировочной части, являющейся управляющей. Ориентировочная часть представляет предмет психологии. В ориентировочной части действия различают мотивационную часть и операционную (часть, в которой представлен состав действия). Операционная делится на четыре компонента. Первый - построение образа наличной ситуации, картины, среди которой предстоит действовать. Она всегда нуждается в уточнении и подтверждении. Второй - выяснение основного значения отдельных компонентов этой ситуации для актуальных интересов действующего субъекта. (личностный смысл по Леонтьеву). Третий - составление плана предстоящих действий. Четвертый - дальнейшая ориентация действия в процессе его выполнения, или регуляция действия в процессе его исполнения, что включает в себя контроль за исполнением и наметка коррекции. У маленького ребенка мы имеем ориентировочную деятельность, в которой познание очень тесно связано и проходит под знаком его непосредственного практического использования, что говорит еще и о качественном различии, помимо количественного. Каждый из этих компонентов может превратиться в самостоятельную область, но в самом начале в самом примитивном виде эти компоненты есть всегда в любой ориентировочной деятельности. Два основных элемента всякой ориентировочной деятельности: образы, в которых представлена окружающая нас действительность в том или ином виде, и действия, которые мы производим в плане этих образов и которые являются идеальными действиями, так же как сами образы являются таковыми. Образы являются продуктами действия с объектами, представленными в этих образах. Первое положение: у Гегеля идеальное - демиург, т.е. управляющее начало всей вселенной, а для Маркса - идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Идеальные действия - действия, производимые нами в поле восприятия, как производные от внешних, материальных, которые во время "пересадки в человеческую голову" и дальнейшего функционирования в ней претерпевают закономерные изменения, в результате чего становятся идеальными. По своему происхождению, содержанию и функции это реальные, предметные, внешние действия. Второе положение: при исследовании образования какого-либо действия, необходимо найти соответствующую форму материального действия и в ней построить это действие, после чего заниматься его превращением в идеальное. Третье положение: не все действия переносятся в умственный план. Не всякий идеальный план является внутренним. Поле восприятия - восприятие - психологическая вещь - идеальный план, который самим субъектом отделяется от плана внешних вещей. Галлюцинации - внешний план (психологически). Наличие двух подсистем: первая подсистема, обеспечивающая построение нового действия (создание оперативной схемы, т.е. алгоритма, которая всегда психологически присутствует), вторая подсистема, обеспечивающая приобретение действием желаемых свойств (как человек может выполнить новое действие, пользуясь схемой ориентировочной основы).

Вопрос №9

По Бюлеру. Во - первых, процесс развития психики в животном мире, трактуемый вне каузальных связей его с его материальной основой, выпадает из общей системы современных научных представлений о ходе эволюции; сложный и многоветвистый путь биологического развития животных превращается у Бюлера в процесс, различные ступени которого вытягиваются в одну прямую линию, разделенную на три строго ограниченных отрезка. Во - вторых, Бюлер оказывается не в состоянии раскрыть, в чем именно состоят и чем объясняются особенности описанных им форм психики у человека и как происходит переход к этим высшим человеческим формам. Этого и невозможно показать, если отвлечься, как это делает Бюлер, от главного: от анализа особенностей самих условий человеческого существования и определенного ими образа жизни людей - жизни, изначально основанной на общественном процессе труда. Итак, главная задача, которую пытался разрешить Бюлер, а именно задача показать внутренюю закономерность процесса духовного развития, остается неразрешенной. Инстинкт, дрессура и интеллект выступают в теории Бюлера лишь как три различных, последовательно налагающихся один на другой механизма, безразличных к тому содержанию, которое они реализуют, и поэтому неспособных к подлинному развитию, к подлинному "самодвижению".
рехступенной теории развития Бюлера:
1) различные ступени в развитии психики определяются изменением форм существования, материальных условий и образа жизни, в свою очередь влияя на изменение последнего.
Умение животного решать те или иные задачи, по которому обыкновенно судят об уровне его интеллектуальных способностей, не является плодом его изолированно взятых психических данных. Оно существенно зависит от общих биологических особенностей данного животного и от того, насколько данная задача им адекватна. Например, крысы лучше, чем обезьяны, решают задачи на прохождение через лабиринт - не потому, что они вообще умнее обезьян, а потому, что эта задача более адекватна для тех специфических способностей, которые должны были развиться у них в связи со специфическими биологическими условиями их существования.
2) различные ступени не наслаиваются лишь внешне друг на друга, а связаны друг с другом многообразными отношениями и взаимопереходами; каждая последующая ступень является качественным новообразованием, и переход от одной ступени к другой представляет скачок в развитии
Для развития психики собственная история существенно связана с развитием форм поведения, которые регулируются через посредство органов чувств и нервной системы. Эти формы поведения подразделяются сперва на две основные большие ступени. I. Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, т. е. несознательные, формы поведения. II. Основанные на исторических формах существования, вырабатывающиеся в процессе общественно - трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения.
Изучая формирование навыков у жаб, Бойтендейк (1930) в одной из серий своих экспериментов давал этим животным таких насекомых, вещество которых вызывало у них резко отрицательную биологическую реакцию. Достаточно было одного единственного опыта, чтобы жаба в течение многих часов после этого отказывалась от попыток съесть такое же или даже другое насекомое, напоминающее его своим видом. В других экспериментах он отгораживал от жабы добычу (дождевого червя) стеклом; при таких условиях, несмотря на то что она всякий раз наталкивалась на стекло, жаба, наоборот, обнаруживала большое упорство; она делала множество попыток, прежде чем ее реакция угасала. Даже усиление момента «наказания» (отрицательного подкрепления) не вызывает в таких случаях прекращения движений. Вот это про жабу)

Вопрос №10

Задача, когда действие можно произвести только один раз, не откладывая его на будущее на столько, на сколько неотложными они являются (прыжок через пропасть, спасение от хищника). Чтобы подогнать действие под конкретную ситуацию, его нужно обязательно выполнить, потому что необходимо определить коррективы для его точного выполнения. Но это недопустимо, т.к. действие должно быть выполнено единожды. Появляется необходимость запасного поля, т.е. поле, раскрываемое не перед субъектом и добычей, на котором воспроизведется отношение поля реального действия, где можно сделать пробу единичного действия и внести поправки, т.е. возникает необходимость в идеальном поле, выступающем у животных, как поле восприятия. Поле восприятия - идеальное поле, которое животное видит, т.е. оно не только существует перед ним, но и видимо. Возникает необходимость идеального предварительного примеривания действия в поле восприятия, после чего уже можно с учетом поправок идеального поля выполнять с уверенностью окончательное, физическое действие (с индивидуальной поправкой на это индивидуальное отношение). Так же необходим непрерывный контроль исполнения. Т.о. действие должно быть на основе некоторого плана, должно реализовываться с непрерывным контролем в процессе выполнения. Наличие ориентировки на основе образа ситуации действия является необходимым условием успешности этого действия. Возникновение психической регуляции не означает появления новых форм, а, наоборот, означает возможность экономного использования уже наличных форм в очень широкой зоне их применения.

Регуляция на основе образа - сначала ориентировка в поле образа, потом ориентировка самого действия, которое сначала намечается, затем реализуется. Эта ориентировка происходит на основе образа и действия в плане этого образа.

Вопрос №11

Животное живет в мире инстинктивных отношений и значимый для него предмет сразу как безусловный раздражитель вызывает к себе положительное или отрицательное отношение. Инстинкт есть цепь двигательных реакций, целесообразных в обычных условиях. Но если изменить эти условия, то поведение оказывается нецелесообразным. Животное, которое объективно имеет возможность достать пищу, не способно даже чуть-чуть изменить конкретные условия. Фабр считал: животное, конечно, глупо, но его целесообразное поведение, т.е. инстинкт, свидетельствует об идее, главенствующей над материей.

Цельная деятельность для животного разбивается на отдельные маленькие операции, и оно может индивидуально приспосабливаться к обстоятельствам только внутри этих отдельных операций (поведение осы: построить ячейку, добыть кузнечика, отложить яичко, заделать вход). Поведение даже высших животных делится на операции. Цельное поведение как задача перед животным не выступает. Для него задачей выступает только то, что оно должно делать на определенном отрезке. В обычных условиях это, в общем, целесообразно, но если условия изменяются, то сразу выступает слепота инстинкта. Но в рамках одного отрезка действия животного не однообразны (способы борьбы и захвата детеныша при драке двух обезьян). Внутри каждой операции сохраняется возможность индивидуального приспособления действий к обстоятельствам на основе образа этих обстоятельств, потому что без этого невозможно приспособление к меняющимся обстоятельствам, но только в пределах этой операции. Психологическое поведение животных возможно только внутри этих операций. Инстинкты - такие сложные действия, в которых важна не столько стереотипность двигательных реакций, сколько разделение на операции, пройдя которые, животное не возвращается к прежним, даже если разрушено что-то уже построенное им и это грозит сделать бессмысленным все действие. Животное выполняет все действие по отдельным операциям, будучи активным каждый раз только в отношении выполняемой операции.

Есть некий конечный результат, который предопределен тем, что у животного возникает какая-то потребность, которая создает чувствительность к определенным раздражителям внешней среды. Действия, производимые животными, могут варьироваться, приспосабливаться к конкретным обстоятельствам. Здесь животные действуют на основе образа этой ситуации, но сами раздражители, чувствительность по отношению к ним - это вещи, предустановленные организацией животных. Предустановленное отношение к определенным объектам среды как раздражителям, заложенное в тело животных - характерная черта всякого инстинктивного поведения.

Вопрос №12

Инстинкт - цепь действий, каждое из которых ведет за собой последующее и само вызывается предыдущим, цепь, которая в результате биологического приспособления оказалась очень целесообразной, но совершаемой механически. В результате проверки оказалось, что инстинктивные реакции не так грубо механистичны, а внутри этого врожденного поведения есть своя мобильность, гибкость и приспособляемость к конкретным условиям.

Цельная деятельность для животного разбивается на отдельные маленькие операции, и оно может индивидуально приспосабливаться к обстоятельствам только внутри этих отдельных операций (поведение осы: построить ячейку, добыть кузнечика, отложить яичко, заделать вход).

Инстинкт есть цепь двигательных реакций, целесообразных в обычных условиях. Но если изменить эти условия, то поведение оказывается нецелесообразным. Инстинкт представляет собой не столько цепь определенных действий, сколько цепь отдельных маленьких операций, на которые это действие делится и внутри которых животное может проявлять известную активность и подвижность, несомненно, ориентируясь в конкретной ситуации. Психологическое поведение животных возможно только внутри этих операций.

Механизм образования условных рефлексов довольно ограниченный и наряду с ним существует импринтинг, т.е. механизм прямого запечатления. Он отличается от условных рефлексов тем, что он производится прямо, без какого-то подкрепления. Импринтинг - понятие механическое, так как оно означает впечатление независимо от последствий.

Что касается представления о рефлексивном действии как о сложившемся механизме, который реагирует независимо от обстоятельств и только объективно оказывается полезным в обычных условиях жизни животных, то это именно то, против чего говорят все факты инстинктивного поведения. Нет такого готового механизма. Центр тяжести инстинктивного поведения лежит не в наличии готовых реакций.

Механизм поведения: движения могут быть всякими, но эти движения, если они побуждаются одной потребностью, носят характер аппетантного поведения, если потребность связана со специфической чувствительностью, то при встрече с безусловным раздражителем она дает специфическое поведение, которое выступает как инстинктивное.

Вопрос №13

Инстинкт как побуждение к неосознанным, но объективно целесообразным поступкам.

Позднее, инстинкты - сложные, хорошо скоординированные, объективно целесообразные действия, которые животное производит без всякого научения, т.е. характерное для всех представителей данного вида поведение оказывается сразу готовым и единообразным, имеющим видовой, неиндивидуальный характер. Инстинкты врожденны, передаются по наследству, представляют собой стереотипные, сложные, объективно целесообразные виды поведения, которые животное выполняет, явно не понимая того, что оно делает. Инстинкт есть цепь двигательных реакций, целесообразных в обычных условиях. Но если изменить эти условия, то поведение оказывается нецелесообразным. Животное, которое объективно имеет возможность достать пищу, не способно даже чуть-чуть изменить конкретные условия.

Инстинкт - цепь действий, каждое из которых ведет за собой последующее и само вызывается предыдущим, цепь, которая в результате биологического приспособления оказалась очень целесообразной, но совершаемой механически. Предустановленное отношение к определенным объектам среды как раздражителям, заложенное в тело животных - характерная черта всякого инстинктивного поведения.

Вопрос №14

Основатель этологии - Конрад Лоренц. Этология - наука о поведении.

Лоренц опирался на теорию, по которой у каждого животного по мере роста созревают инстинкты, появляются особые механизмы поведения. К какому-то времени определенный вид поведения окончательно складывается, его механизмы совершенно готовы, но еще остаются блокированными. В какой-то момент внешние раздражители снимают блокировку с этих раздражителей - "освобождающие механизмы"="релизы". После этого выстреливает механизм поведения и образуется инстинктивное поведение.

По мнению Лоренца эта схема применима к человеку: в основе человеческого поведения лежит набор первичных, врожденных, готовых, инстинктивных реакций. У животных нет ничего человеческого, но у людей много животного. Подлинно гуманный человек пока не сформировался.

Вопрос №15

1. метод муляжа; К группе методических приемов муляжирования относится воспроизведение как моделей животных, растений, так и пищевых веществ, запахов и звуков, имитирующих природные раздражители. Метод имитирования природных взаимоотношений широко распространен в экспериментальной биологии. Он широко применялся еще Фабром в наблюдениях над насекомыми. Интересными фактами, установленными с помощью муляжей, являются факты усиления врожденных реакций или их ослабления при соответствующем усилении или ослаблении контрастности цветов раздражителя (например, более яркое оперение муляжа птицы-партнера при половом поведении), при действии запахового раздражителя большей интенсивности, чем природный, и т. д. Эти факты представляются важными для изучения проблем физиологической адекватности раздражителей, значения силовых отношений природных раздражителей.


2.Перекрестного воспитания (похожие виды);

Перекрестное воспитание – метод заключается в выявлении инстинктивных реакций при воспитании детенышей чужими родителями. Эксперименты проводились путем помещения детенышей крыс в семью песчанок и наоборот. Песчанки, живущие в песках, роют и находясь в семье крыс; крысы, выросшие в семье песчанок, роют медленно и коряво, так как этот навык не является инстинктивным, а появляется в процессе факультативного научения.


3.хронометража (фиксирования всех данных); Качественный прием характеристики инстинктивного поведения, описанный выше, дополняется также и количественным, в основе которого лежит изучение протекания реакций во времени. Для этого применяется метод хронометража, когда определенные двигательные акты фиксируются во времени либо визуально, либо с помощью специальной аппаратуры. Наиболее простым примером такой регистрации поведения является изучение суммарной двигательной активности животного в течение суток, в разные сезоны года, в разных условиях среды.

Техника регистрации при хронометрировании поведения очень разнообразна и зависит от задачи исследования, объекта и оснащенности исследователя. Применяются метод графической регистрации (на механической, электрической или радиоэлектрической основе), метод визуального наблюдения и механической регистрации специальными отметчиками и счетчиками, записи акустических явлений и т. д. Как известно, этологический метод предполагает регистрацию и всесторонний анализ большого числа единиц поведения, для чего необходимы четкая идентификация актов поведения и поз, а также система их классификации (с этой целью были созданы "Этологические атласы").


4.изоляция новорожденных. Все должно происходить в естественных условиях. изоляции новорожденного от определенных факторов внешней среды (так называемый метод Каспар-Хаузера).

Применение подобного метода встречалось в глубокой древности. Легендарный законодатель древней Спарты Ликург поместил двух щенков одного помета в яму, а двух других вырастил на воле в общении с другими собаками. Когда собаки подросли, он в присутствии большого стечения народа выпустил зайца. Щенок, воспитанный на воле, бросился за зайцем, поймал и задушил его. Щенок, воспитанный в полной изоляции, трусливо бросился бежать от зайца. Этот опыт имел большое значение для понимания роли воспитания в формировании характеров. Несмотря на целиком легендарный характер самого опыта (равно как и его автора), он был неоднократно повторяем в разных вариантах в лабораториях И.П. Павлова, где подтвердились основные выводы Ликурга. Как прием изоляции организма от внешних раздражителей этот эксперимент сохранил всё свое значение до наших дней и стал основой изучения врожденного, независимого от условий воспитания внешней среды поведения организмов.

Наши рекомендации