Методики диагностики познавательных процессов
Вопрос 10. Диагностика особенностей познавательного развития младших школьников
Развернутый план ответа на вопрос:
1. Основные понятия
2.Развитие познавательных процессов у младших школьников
2.1. Развитие восприятия
2.3. Развития внимания
2.4. Развитие памяти
2.5.Развития воображения
2.6. Развития мышления
3. Методики диагностики познавательных процессов
3.1. «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия
3.2. Методика «Цветовой диктант»
3.3. Методика «Кубики Кооса»
3.4. 3.4. Методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.)
3.5. Методика «Вставь картинку»
Основные понятия
Воображение - это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.
Произвольная память - это когда человек ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо.
Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.
Произвольность внимания - это умение направлять свое внимание и удерживать его на необходимых в данный момент предметах и явлениях.
Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя.
Наглядно - действенное мышление - вид мышления, которая опирается на реальные предметы или их прямые заместители, изображения.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Наблюдение - это возможность ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы и различение отдельных непосредственных свойств вещей.
Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие.
Синтез - синхронизация информации, объединение в единую структуру
2. Развитие познавательных процессов у младших школьников
Познавательные процессы | Начало обучения | Конец обучения |
Внимания | Дети, приходящие в школу, не имеют целенаправленного внимания (1 класс). Они обращают внимания в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью-непроизвольное внимание | Во 2-3 классе многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, т.е. умение направлять внимание ребенка на ту или иную задачу. |
Память | Ребенок первого класса стремится по преимуществу буквально заполнить внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы – непроизвольная (зрительная) память | Стабильно сформируются все виды памяти. |
Воображение | 1 класс (первая стадия) воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями, эти образы статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует словесного описания или картины (к тому же весьма конкретных по содержанию). В начале 2 класса, а затем в 3 классе наблюдается вторая стадия. Прежде всего, значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов - воссоздающее (репродуктивное) воображение. | Творческое (продуктивное) воображение |
Мышление | В 1 и 2 классе анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения. (такой анализ иногда называют практически - действенным или чувственным). Учащиеся 1-2 классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. К 3 классу учащиеся овладевают родовидными соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией. | К концу второй стадии большинство учащихся производят обобщения в плане ранее накопившихся представлений посредством их умственного анализа и синтеза. |
Восприятие | У 1 класса отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов - непроизвольное наблюдение. У них отсутствует анализ и дифференцированность воспринимаемых предметов. | Появляется сложный вид деятельности - наблюдение, которое дает возможность ребенку анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы - произвольное наблюдение |
Методики диагностики познавательных процессов