Успешная передача информации

1 Пониманиесебя, своих потребностей, своего отношения, того, что вы собираетесь сообщить и с какой целью вы это собираетесь сообщить.

2 Соответствиеваших эмоциональных проявлений и текста, который вы передаете. Довольно часто получается так, что люди, рассказывая о неприятных событиях, из-за которых они нуждаются в помощи, весело шутят, иронизируют над собой или язвят над собственными ценностями. Очень трудно в этом случае относиться к их сообщению всерьез. Ведь эмоциональный барьер, который они ставят между собой и своей проблемой, мешает понять, в чем они нуждаются: в присоединении к их обесцениванию своих трудностей или в поддержке.

3 Подготовкасобеседника к общению с вами и к вашей конкретной теме, чтобы он захотел воспринять ваше сообщение.

Существует шесть вариантов начальных ответов, которые могут или прекратить разговор, или подготовить слушателя для получения последующих сообщений. Например, коллега говорит вам, войдя в офис: «Я чувствую себя неважно с утра. Мигрень и подташнивает».

ШЕСТЬ категорий ответов

Истолковывающий:«Тебе просто хочется избежать новой встречи с начальником». Допросный:«Где ты пьянствовал всю ночь?»

Ободряющий:«У всех бывает, пройдет».

Советующий:«Я на твоем месте отправился бы полежать немного».

Перефразирующий:«Паршивые времена, да?»

Агрессивный (ирония – скрытая агрессия):«Мигрень – это аристократическая болезнь, а у тебя, наверно, чердак раскалывается?»

Если вы хотите увеличить шансы на дальнейшее общение с человеком, то наилучшей категорией вашей первой реакции будет перефразирование.

Оно подразумевает, что вы понимаете, как чувствует себя человек в данный момент. Следующее упражнение поможет вам экспериментировать с перефразированием для того, чтобы вы могли научиться легко делать это.

Упражнение 19

Вспомните человека, который вас по-настоящему раздражает. (Упражнение будет особенно полезным, если вы не знаете причин своего раздражения.) Начните с этим человеком разговор. Заметьте, какую категорию ответов он чаще всего употребляет. Повторите упражнение с тремя (по отдельности) другими знакомыми вам болванами, дураками или олухами.

Поговорите с тремя (по отдельности) людьми, которых вы уважаете, которыми восхищаетесь, которым хотели бы подражать. Проанализируйте стиль их ответов.

Если вы не боитесь слегка рискнуть, в каждом из пяти следующих случайных разговоров применяйте только по одному из всех известных вам типов ответов. Например, обедая в столовой с коллегами, сосредоточьтесь только на истолковывающих ответах. Какую реакцию вы заметите? Откроются вам люди? Или перестанут разговаривать? Встанут и пересядут за соседний столик? Пойдут с вами обратно в офис и будут продолжать беседу?

Вечернее задание

Успешная передача информации - student2.ru

Выберите наиболее удобный для себя стиль ответа. (Возможно, вы решите не вступать в чересчур доверительное общение.)

Сосредоточьтесь на его использовании в течение целого дня. Двумя неделями позже повторите тот же эксперимент. Сделайте пометку в календаре «Повторить снова тип ответов такой-то» через месяц после первой попытки.

Вы можете обнаружить, что от формы общения зависит очень много!

День

Девиз

Выбор средств общения – за вами!

Задача

Выбрать стратегию своего общения

Способы контакта

Наши способы контактировать с другими людьми зависят прежде всего от того, в чем мы нуждаемся и как мы в этом нуждаемся. Например, если вы нуждаетесь в том, чтобы вас ВСЕ любили и уважали, скорее всего, вы строите свой контакт одним из приведенных ниже способов.

Способ 1. Спасатель

Спасатель очень заботится о других (родственниках, друзьях, коллегах, подчиненных), старается всем помочь решить их проблемы и задачи, всем сочувствует и переживает, всегда нагружен работой и заботой. Спасатель старается заработать свою «нужность» у других людей, ожидая в ответ любви всех и каждого. Не переносит критики в свой адрес, каждый раз возмущаясь: «Я для вас всё, а вы меня не любите!»

Формула дня

успешное общение

=

равноценный обмен

Способ 2. Скромник

Скромник молчалив в компании, не рискует «высунуться» со своей точкой зрения, в глубине души убежден в том, что он – никто и ничто, а все вокруг – выдающиеся люди. Избегает конфликтов и контактов в связи с тем, что ему кажется, что его проблемы ничтожны по сравнению с голодающими детьми в Африке, а его достижения чрезвычайно незначительны по сравнению с достижениями ближайшего окружения.

Способ 3. Звезда

Звезда никогда не довольна собой, при этом она многого достигает. Вокруг нее всегда очень много поклонников и друзей, но она не верит в искренность их теплых чувств и старается достигнуть еще большего, чтобы доказать, что ее можно любить и уважать. Если ей не удается хотя бы раз в неделю стать центром внимания, она чувствует себя ужасно плохо, впадает в депрессию и убеждена, что в жизни мало смысла и ее не любит никто. Ее потребность в любви не-насыщаема. Она все время видит огромную дистанцию между собой, как ей кажется, реальной и идеальной картинкой себя. И вот когда ей удается собрать огромную толпу медитирующих на нее людей, она говорит: «ЙЕС! Дистанция равна нулю!», но потом люди почему-то идут по своим делам, и разница между ней идеальной и тем, что, как она считает, является ее реальным «Я», катастрофически увеличивается снова, и тогда она очень злится: «Куда же вы, предатели, пошли?! А как же я???»

Психологи установили, как ведет себя человек, который хочет взять у вас денег в долг: его взгляд приветлив, лицо открытое, рука слегка вытянута вперед, в ней пистолет.

Все три описанных выше способа упираются в одну и ту же иллюзию – что все люди должны относиться к вам хорошо и что отношение других людей к вам – в вашей, а не их власти.

Но невозможно, чтобы вас любили ВСЕ. Если вы осознаете это, тогда нет нужды:

1 братьна себя огромное количество не ваших дел, чтобы почувствовать себя нужным «всем»;

2 отсиживатьсяв углу (вместо того чтобы общаться), рискуя увидеть, что вас не любят «все»;

3 собиратьвокруг себя огромное число людей, чтобы убедиться, что вас любят «все», и тратить на это огромные усилия.

Если вы осознаете, что вам нужна любовь не «всех», а конкретного человека, тогда вы вступаете в контакт с людьми иначе – более плодотворно, с меньшими усилиями и с конкретными целями.

Такими целями могут быть получение услуги, интересный проект, обмен мнениями по поводу чего угодно или просто совместное проведение времени в кино или на огороде. В конечном счете контакт – это еще и возможность разделить с кем-то свою жизнь, свои потребности, свои увлечения, интересы, дела и чувства.

Если вы вступаете в контакт ради того, чтобы что-то получить, и не задумываетесь о том, чем вы можете в ответ поделиться, – это попытка одностороннего контакта. Обычно она чревата конфликтами, недоразумениями и отказом.

Таким же непродуктивным бывает контакт, в котором вы пытаетесь дать другому то, что САМИ считаете нужным ему дать, не спрашивая другого, нуждается ли он в этом, подходит ли ему то, что вы собираетесь ему дать. В зависимости от вида общения, формального или неформального, необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты, слова и выражения.

Процесс общения сложен, на него влияют различные факторы: настроение, характер человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость.

Неформальное общение – это общение дома, с родителями и друзьями; формальное – на работе, во время учебы, с малознакомыми людьми. В общении мы нередко допускаем то, что мешает взаимопониманию. Это использование обидных слов и выражений, оскорбительных прозвищ, иронии, сарказма, обесценивания чувств, ценностей и вкусов собеседника.

Существуют правила, помогающие наладить отношения с людьми.

1 Общениена равных, без грубости и подобострастия.

2 Уважениеличного мнения своего собеседника.

3 Отсутствиежелания выяснять, кто прав, а кто виноват.

4 Общениена уровне предъявления своих потребностей, а не приказов.

5 Поисккомпромиссных решений или согласие на разногласия.

6 Умениеценить решение другого и не пытаться переубедить его.

7 Умениеприслушиваться к советам других и принимать чужой опыт.

8 Умениеценить свой собственный опыт и свои решения, не обесценивая их из-за статуса собеседника.

Уважительное отношение к другому невозможно без уважения его точки зрения, даже если она отлична от вашей. Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно только в том случае, если научиться видеть в каждом человеке уникальность, то есть те черты характера, которые присущи только ему. А также – если осознавать, что вы столь же уникальны и особенны и вас нельзя сравнить с другим в худшую или лучшую сторону в силу уникальности каждого.

Если похвалы, расточаемые друзьями, иной раз дают повод усомниться в их искренности, то зависть врагов заслуживает полного доверия.

Карл Иммерман

Вечернее задание

Успешная передача информации - student2.ru

Каждый из нас достоин уважения. Уважая другого, вы уважаете себя, поэтому, если у вас с кем-то не сложились отношения, в вашей власти приложить усилия для того, чтобы привести их в порядок, при условии, что и другой человек в этом заинтересован.

Чтобы общение состоялось, мало просто произносить слова. Нужно произносить слова, понятные собеседнику.

Мальчик четырех лет спрашивает:

– Пап, а почему, когда я откусываю яблоко, оно потом коричневым становится?

– В яблоке содержатся молекулы железа, в них попадает кислород, и молекулы окисляются, получается оксид железа…

– Пап, а ты с кем разговариваешь?

День

Девиз

Уступите место новому, не волоча за собой прошлое

Задача

Научиться правильно завершать общение

Искусство общения

Для того чтобы общение было приятным, не обременяющим и не оставляло неприятного осадка, очень важно научиться его завершать, даже если это происходит с одним и тем же человеком каждый день. Завершенные отношения не оставляют неприятных навязчивых мыслей.

Упражнение 20

Составьте список людей, с которыми вы встречаетесь и расстаетесь каждый день или, по крайней мере, один раз в неделю. Из этого списка выберите того человека, с которым можно душевно поговорить. Попробуйте каждый раз, когда вы прощаетесь с этим человеком, применять следующий алгоритм.

1 Скажитеему о своих впечатлениях о проведенном вместе времени, не утаивая ни позитивных, ни негативных моментов.

2 Есливы находите что-то хорошим, поблагодарите за это.

3 Есливам жаль расставаться – просто скажите это.

4 И не забудьтезакончить разговор двумя-тремя предложениями о том, что и завтрашний день тоже будет для вас чем-то интересным (даже если вы проведете его с другими людьми).

Практикуйте это упражнение столько раз, сколько понадобится, чтобы оно вошло в вашу привычку. После каждого такого прощания записывайте, какие именно чувства вы переживали. Через два месяца прочтите свои самые первые записи и попробуйте понять, что изменилось за это время.

Людям, которые не любят расставаться из страха одиночества, никогда не бывает хорошо: они сами страдают и заставляют страдать других около себя, поскольку становятся «душными» собеседниками, с которыми трудно попрощаться. Таким людям все время кажется, что они что-то не успели, что им чего-то не хватило. Если это так происходит с вами – нет смысла пытаться добрать что-то лишними минутами прощания, если вы даже не знаете, что именно.

Англичанин уходит не прощаясь, а русский прощается, но не уходит.

Упражнение 21

Если вы замечаете, что каждый раз, когда вы прощаетесь с кем-то, вы не можете закончить разговор и полчаса стоите в коридоре перед входной дверью, то вам полезно будет выполнить это упражнение.

Формула дня

искусство встречаться

+

искусство расставаться и снова встречаться

=

успешное общение

Заметив, что вы попрощались, но не уходите, отметьте состояние, с которым вы это делаете. Обычно это такое тянущее чувство, как будто вы что-то забыли. Запомните его, скажите «пока-пока» и поразмыслите об этом в одиночестве, ответив на вопросы:

1 Чегоименно вам не хватило от этого человека?

2 Что бывы хотели от него услышать или получить?

З Что выне сказали ему, что хотели сказать?

4 Что выне сделали по отношению к нему?

5 Если вызаметили, что сами что-то не сказали или не сделали, – что вас остановило? Стоило ли это того, чтобы не говорить и не делать по отношению к другому то, что вы бы хотели?

6 Если вызаметили, что хотели бы услышать или получить от другого что-то, что вам помешало попросить об этом?

Проанализируйте сегодняшний день в вечернем упражнении.

Вечернее задание

Успешная передача информации - student2.ru

Подводим итоги

1 Основныепринципы построения успешных взаимоотношений – это искренность, уважение к себе и уважение к партнеру.

2 Чтобыдобиться успеха в отношениях, важно точно понимать, что именно вы хотите получить от отношений и что готовы отдать.

3 Успехв отношениях очень сильно зависит от того, кого вы видите перед собой: реального человека или «похожего на всех прошлых».

4 Использованиеличного опыта в отношениях, а не моралей и принципов общества, родителей или подруг является залогом вашего личного успеха.

Если вы ищете рецепт успеха – важно опираться на самого себя, иначе вы построите не свой успех, а «успешную картинку» для других.

УДАЧИ ВАМ!

www.e-puzzle.ru

www.e-puzzle.ru

Наши рекомендации