Информативная – передача информации

Вопросы.

  1. что такое язык?
  2. функции языка
  3. что такое коммуникация?
  4. какую роль играет язык в формировании личности?
  5. обозначьте тенденции развития русского языка в конце 20 – начале 21 вв.
  6. что такое культура речи?
  7. назовите аспекты культуры речи
  8. что такое речь?
  9. как соотносится язык и речь?
  10. нормативный аспект культуры речи.
  11. коммуникативный аспект культуры речи.
  12. этический аспект культуры речи.
  13. что такое русский литературный язык?
  14. в чем заключается классификация функциональных разновидностей языка, предложенная академиком Шмелевым?
  15. охарактеризуйте разговорную речь.
  16. охарактеризуйте научный стиль.
  17. что такое официально-деловой стиль?
  18. назовите подстили официально-делового стиля
  19. что понимают под формой документа?
  20. охарактеризуйте классическую модель композиции речи.
  21. какие функции выполняет публицистический стиль?
  22. каков характер информации в публицистическом стиле?
  23. перечислите функции СМИ.
  24. какие информационные нормы имеют место в СМИ?
  25. что такое информационное поле?

  1. что такое язык?

Язык – лицо общественности, зеркало культуры.

Язык – это средство общения, средство выражения мыслей. Язык хранит в себе культурные ценности в лексике, грамматике, художественной и научной литературе.

Язык – это передача культуры, осваивая русский язык, дети усваивают с ним всю предшествующую им культуру.

  1. функции языка.

Язык выполняет ряд функций:

Коммуникативная – основная функция языка, использование языка для передачи информации (помогает общаться).

Когнитивная (познавательная) - язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям

  1. что такое коммуникация?

Коммуникация – это акт общения, связь между индивидами, основанная на взаимопонимании. Сообщение информации одним лицом другому или группе лиц.

  1. какую роль играет язык в формировании личности?

Язык играет большую роль в формировании личности. Носители языка через навязанные ему языком или заложенные в языке виденья мира, менталитет – через культуру народа.

Человек родился и с первой минуты слышит звуки своего будущего родного языка. Язык знакомит его с окружающим миром, навязывая ему, то видение, ту картину, которую «нарисовали» до него и без него. Одновременно через язык человек получает представление о мире и обществе, членом которого он стал, о его культуре, то есть о правилах общежития, о системе ценностей, морали, поведении и т. п.

  1. обозначьте тенденции развития русского языка в конце 20 – начале 21 вв.

В 90х годах:

1.возвращение устаревших слов (архаизмы – устаревшие слова). Например: очи - глаза, красный – красивый, салазки – санки.

2. проникновения в наш язык иностранных слов

3. проникновение вульгаризмов, жаргонизмов, бранных слов.

  1. что такое культура речи?

Владение нормами устно и письменного литературного языка. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности, называется культурой.

Культура речи – такой выбор, такая организация языковых средств, которая в определенной ситуации общения, при соблюдении современных норм и этики общения, позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

  1. назовите аспекты культуры речи.

Важнейшими аспектами культуры речи, являются: нормативный, коммуникативный, этический.

  1. что такое речь?
  1. как соотносятся язык и речь?
Язык Речь
Средство общения Средство реализации, воплощения языка
Формален, абстрактен Материальна
Стабилен, статичен Изменчив
Состояние общества, в нем отражается картина, говорящего на нем народа Речь индивидуальна
Имеет уровневую организацию Речь линейна
  1. нормативный аспект культуры речи.

нормативный аспект - предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи (норма – это совокупность наиболее пригодных для общества языковых средств).

Нормы: орфоэпические (описывают правильное произношение слов), орфографические (закрепляют единообразие передачи речи на письме), словообразовательные, лексические (обеспечивают правильность выбора слов), грамматические.

  1. коммуникативный аспект культуры речи.

Коммуникативный аспект культуры речи -навыки отбора таких средств, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения, т.е. умение найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку.

  1. этический аспект культуры речи.

Этический аспект культуры речи предполагает владение нормами и правилами речевого поведения в процессе общения, владение системой речевых формул общения.

  1. что такое русский литературный язык?

Русский язык – национальный язык русского народа, исторически сложившееся общество людей, объединенных единством территории, экономики, психологического уклада и языка. Начало формирования – 17 век, конец – 19 век. Основоположник русского литературного языка – Пушкин, он не только упорядочил художественные средства русского национального языка, но и существенно обогатил его лексические, грамматические, стилистические ресурсы.

  1. в чем заключается классификация функциональных разновидностей языка, разработанная академиком Шмелевым?

Классификация функциональных разновидностей, которую разработал академик Д. Н. Шмелев:

  • Разговорная речь.
  • Язык художественной литературы.
  • Функциональные стили: официально-деловой, научный, публицистический.
  1. охарактеризуйте разговорную речь.

Разговорная речь - разновидность языка, которая используется повседневно в процессе неофициального общения. Разговорная речь характеризуется 3 экстралингвистическими признаками: осуществляется при неофициальном разговоре, рождается спонтанно, не нормирована.

  1. охарактеризуйте научный стиль.

Научный стиль принадлежит книжному стилю, которому присущ ряж общих условий функционирования и я зыковых особенностей:

  1. обдумывание высказывания
  2. монологический характер высказывания
  3. тяготение речи

возникновение научной терминологии произошло в Александровский период, когда в греческом языке стала складываться научная терминология, в последствии она пополняется терминами латыни. Ученые стремились к сжатому и точному изложению, свободную от эмоционально-художественных элементов, противоречащих абстрактному логическому отображению природы.

Функции научного стиля:

  1. передача логической информации, доказательство ее истины
  2. активизация логического мышления слушателя или читателя.

Научный стиль имеет ряд общих норм, проявляющихся независимо от науки и различий между жанрами высказывания.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научных предложений, по возможности точно и полно объяснить факты окружающей действительности, показать причину следственной связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития.

В научном стиле выделяют три подстиля:

1. собственно-научный (лекции, рефераты и т.д.)

2. научно – учебный (учебники, статьи)

3. научно-популярный (журналы и книги, детские энциклопедии).

  1. что такое официально-деловой стиль?

Деловой стиль –совокупность языковых средств, функции которых: обслуживание сферы официально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной, юридической деятельности.

Следствия официально-делового стиля:

  1. существует три подстиля:

собственно-официально-деловой

юридический (язык законов и указов)

дипломатический

  1. форма и язык документов выступают как стандартизированные (соответствуют единому образцу)
  2. в сфере деловой речи мы имеем дело с документами (бумагами, имеющими юридическую силу), сам этот факт обуславливает письменный характер реализации языковых средств, а это, в свою очередь, влияет на его язык (язык документа). Речь в отсутствии собеседника, требующая развернутости и полноты изложения, т.к. ситуация должна быть воспроизведена во всех подробностях, чтобы стать понятным собеседнику.
  3. существует два типа текста: информативный и экспрессивный. Предельная информативная предназначенность дел текста требует от пишущего стремления к максимально строгому и сдержанному характеру изложения, а также использованию нейтральных или книжных элементов.
  4. требование однозначности – требование предопределяет в деловой речи терминов и термизированных языковых средств. Не использовать в деловой речи лично-указательных местоимений (он, она, они).
  1. назовите подстили официально-делового стиля.

Существует три подстиля:

1. собственно-официально-деловой

2. юридический (язык законов и указов)

3. дипломатический

  1. что понимают под формой документа?

Форма документа -это сумма его реквизитов и содержательно-композиционная схема - их взаимосвязь, последовательность и расположение.

  1. охарактеризуйте классическую модель композиции речи.

Композиция речи – закономерное мотивированное замыслом и содержанием расположением все частей речи и целесообразное их соотношение. Система организации материала.

Классическая композиция речи состоит из 5 частей:

  1. зачин речи
  2. вступление
  3. основная часть
  4. заключение
  5. концовка речи

сжатая композиция состоит из 3 частей: вступление, основная часть, заключение.

  1. какие функции выполняет публицистический стиль?

Функции публицистического стиля:

  • Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях.
  • Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей.
  1. каков характер информации в публицистическом стиле?

Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах. Так, телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

  1. перечислите функции СМИ.

информативная – передача информации

Наши рекомендации