Информативная – передача информации
Вопросы.
- что такое язык?
- функции языка
- что такое коммуникация?
- какую роль играет язык в формировании личности?
- обозначьте тенденции развития русского языка в конце 20 – начале 21 вв.
- что такое культура речи?
- назовите аспекты культуры речи
- что такое речь?
- как соотносится язык и речь?
- нормативный аспект культуры речи.
- коммуникативный аспект культуры речи.
- этический аспект культуры речи.
- что такое русский литературный язык?
- в чем заключается классификация функциональных разновидностей языка, предложенная академиком Шмелевым?
- охарактеризуйте разговорную речь.
- охарактеризуйте научный стиль.
- что такое официально-деловой стиль?
- назовите подстили официально-делового стиля
- что понимают под формой документа?
- охарактеризуйте классическую модель композиции речи.
- какие функции выполняет публицистический стиль?
- каков характер информации в публицистическом стиле?
- перечислите функции СМИ.
- какие информационные нормы имеют место в СМИ?
- что такое информационное поле?
- что такое язык?
Язык – лицо общественности, зеркало культуры.
Язык – это средство общения, средство выражения мыслей. Язык хранит в себе культурные ценности в лексике, грамматике, художественной и научной литературе.
Язык – это передача культуры, осваивая русский язык, дети усваивают с ним всю предшествующую им культуру.
- функции языка.
Язык выполняет ряд функций:
Коммуникативная – основная функция языка, использование языка для передачи информации (помогает общаться).
Когнитивная (познавательная) - язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям
- что такое коммуникация?
Коммуникация – это акт общения, связь между индивидами, основанная на взаимопонимании. Сообщение информации одним лицом другому или группе лиц.
- какую роль играет язык в формировании личности?
Язык играет большую роль в формировании личности. Носители языка через навязанные ему языком или заложенные в языке виденья мира, менталитет – через культуру народа.
Человек родился и с первой минуты слышит звуки своего будущего родного языка. Язык знакомит его с окружающим миром, навязывая ему, то видение, ту картину, которую «нарисовали» до него и без него. Одновременно через язык человек получает представление о мире и обществе, членом которого он стал, о его культуре, то есть о правилах общежития, о системе ценностей, морали, поведении и т. п.
- обозначьте тенденции развития русского языка в конце 20 – начале 21 вв.
В 90х годах:
1.возвращение устаревших слов (архаизмы – устаревшие слова). Например: очи - глаза, красный – красивый, салазки – санки.
2. проникновения в наш язык иностранных слов
3. проникновение вульгаризмов, жаргонизмов, бранных слов.
- что такое культура речи?
Владение нормами устно и письменного литературного языка. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности, называется культурой.
Культура речи – такой выбор, такая организация языковых средств, которая в определенной ситуации общения, при соблюдении современных норм и этики общения, позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
- назовите аспекты культуры речи.
Важнейшими аспектами культуры речи, являются: нормативный, коммуникативный, этический.
- что такое речь?
- как соотносятся язык и речь?
Язык | Речь |
Средство общения | Средство реализации, воплощения языка |
Формален, абстрактен | Материальна |
Стабилен, статичен | Изменчив |
Состояние общества, в нем отражается картина, говорящего на нем народа | Речь индивидуальна |
Имеет уровневую организацию | Речь линейна |
- нормативный аспект культуры речи.
нормативный аспект - предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи (норма – это совокупность наиболее пригодных для общества языковых средств).
Нормы: орфоэпические (описывают правильное произношение слов), орфографические (закрепляют единообразие передачи речи на письме), словообразовательные, лексические (обеспечивают правильность выбора слов), грамматические.
- коммуникативный аспект культуры речи.
Коммуникативный аспект культуры речи -навыки отбора таких средств, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения, т.е. умение найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку.
- этический аспект культуры речи.
Этический аспект культуры речи предполагает владение нормами и правилами речевого поведения в процессе общения, владение системой речевых формул общения.
- что такое русский литературный язык?
Русский язык – национальный язык русского народа, исторически сложившееся общество людей, объединенных единством территории, экономики, психологического уклада и языка. Начало формирования – 17 век, конец – 19 век. Основоположник русского литературного языка – Пушкин, он не только упорядочил художественные средства русского национального языка, но и существенно обогатил его лексические, грамматические, стилистические ресурсы.
- в чем заключается классификация функциональных разновидностей языка, разработанная академиком Шмелевым?
Классификация функциональных разновидностей, которую разработал академик Д. Н. Шмелев:
- Разговорная речь.
- Язык художественной литературы.
- Функциональные стили: официально-деловой, научный, публицистический.
- охарактеризуйте разговорную речь.
Разговорная речь - разновидность языка, которая используется повседневно в процессе неофициального общения. Разговорная речь характеризуется 3 экстралингвистическими признаками: осуществляется при неофициальном разговоре, рождается спонтанно, не нормирована.
- охарактеризуйте научный стиль.
Научный стиль принадлежит книжному стилю, которому присущ ряж общих условий функционирования и я зыковых особенностей:
- обдумывание высказывания
- монологический характер высказывания
- тяготение речи
возникновение научной терминологии произошло в Александровский период, когда в греческом языке стала складываться научная терминология, в последствии она пополняется терминами латыни. Ученые стремились к сжатому и точному изложению, свободную от эмоционально-художественных элементов, противоречащих абстрактному логическому отображению природы.
Функции научного стиля:
- передача логической информации, доказательство ее истины
- активизация логического мышления слушателя или читателя.
Научный стиль имеет ряд общих норм, проявляющихся независимо от науки и различий между жанрами высказывания.
Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научных предложений, по возможности точно и полно объяснить факты окружающей действительности, показать причину следственной связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития.
В научном стиле выделяют три подстиля:
1. собственно-научный (лекции, рефераты и т.д.)
2. научно – учебный (учебники, статьи)
3. научно-популярный (журналы и книги, детские энциклопедии).
- что такое официально-деловой стиль?
Деловой стиль –совокупность языковых средств, функции которых: обслуживание сферы официально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной, юридической деятельности.
Следствия официально-делового стиля:
- существует три подстиля:
собственно-официально-деловой
юридический (язык законов и указов)
дипломатический
- форма и язык документов выступают как стандартизированные (соответствуют единому образцу)
- в сфере деловой речи мы имеем дело с документами (бумагами, имеющими юридическую силу), сам этот факт обуславливает письменный характер реализации языковых средств, а это, в свою очередь, влияет на его язык (язык документа). Речь в отсутствии собеседника, требующая развернутости и полноты изложения, т.к. ситуация должна быть воспроизведена во всех подробностях, чтобы стать понятным собеседнику.
- существует два типа текста: информативный и экспрессивный. Предельная информативная предназначенность дел текста требует от пишущего стремления к максимально строгому и сдержанному характеру изложения, а также использованию нейтральных или книжных элементов.
- требование однозначности – требование предопределяет в деловой речи терминов и термизированных языковых средств. Не использовать в деловой речи лично-указательных местоимений (он, она, они).
- назовите подстили официально-делового стиля.
Существует три подстиля:
1. собственно-официально-деловой
2. юридический (язык законов и указов)
3. дипломатический
- что понимают под формой документа?
Форма документа -это сумма его реквизитов и содержательно-композиционная схема - их взаимосвязь, последовательность и расположение.
- охарактеризуйте классическую модель композиции речи.
Композиция речи – закономерное мотивированное замыслом и содержанием расположением все частей речи и целесообразное их соотношение. Система организации материала.
Классическая композиция речи состоит из 5 частей:
- зачин речи
- вступление
- основная часть
- заключение
- концовка речи
сжатая композиция состоит из 3 частей: вступление, основная часть, заключение.
- какие функции выполняет публицистический стиль?
Функции публицистического стиля:
- Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях.
- Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей.
- каков характер информации в публицистическом стиле?
Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах. Так, телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.
- перечислите функции СМИ.
информативная – передача информации