Факторы общего интеллекта и частных способностей.
Понятие "интеллект" (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) не имеет однозначного определения, но всеми признается, что присущий каждому человеку уровень способности пользоваться мыслительными операциями является одной из основополагающих характеристик интеллекта полагали, что человек, обладающий интеллектом, — это тот, кто "правильно судит, понимает и размышляет" и кто, благодаря этим способностям, может хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. адаптироваться к окружающей среде, к обстоятельствам жизни.
Другая точка зрения на интеллект связана с тем, что здесь главное значение придается связи интеллекта с психофизиологическими способностями человека быстрее или медленнее обрабатывать поступающую информацию (быстрота восприятия, запоминания и воспроизведения и т.п.), иначе — со скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы. И в более поздних исследованиях основным показателем интеллекта при этом подходе служит время, затраченное человеком на решение предложенных задач. В прошлом предлагалось довольно много определений интеллекта, исходя из наличия и степени выраженности способностей к интеллектуальной деятельности. Однако следует помнить, что понятие способностей определяет более широкий круг психических явлений, чем понятие интеллекта.
Интеллект часто определяют как обобщенную способность к обучению. Адекватность такого подхода обосновывалась многими исследованиями. Например, показано, что оценки по интеллектуальным тестам хорошо согласуются с успеваемостью в школе и других учебных заведениях. Однако хорошо известно и то, что многие одаренные люди не отличались хорошей успеваемостью в школе. Например: Эйнштейн, Дарвин, Черчилль.
Людям творческим, как считает психолог Гилфорд, свойственно дивергентное мышление, при котором поиск решения проблемы осуществляется по всем возможным направлениям. Такой "веерообразный" поиск позволяет творческой личности найти весьма необычное решение проблемы или предложить множество решений там, где обычный человек может найти лишь одно или два. Люди с творческим мышлением порой с трудом адаптируются к традиционному обучению, которое требует от ученика прямых и ясных ответов на поставленный вопрос, концентрирует на поиске единственно правильного решения, что свойственно конвергентному мышлению.
Гипотезу о существовании общего фактора всех когнитивных способностей выдвинул еще Ф. Гальтон, однако Ч. Э. Спирмен был первым, кто подверг эту гипотезу эмпирической проверке. Общий фактор, обозначенный Спирменом буквой g, был положен в основу созданной им двухфакторной теории, согласно которой любой психологический тест позволяет оценить лишь 2 фактора: фактор g, общий для всех тестов, и фактор s, специфический для каждого теста. Разработанный Спирменом метод факторного анализа сделал возможной точную оценку того, в какой степени каждый тест из батареи разнообразных тестов измеряет фактор g, общий для всех входящих в данную батарею тестов. Эта степень есть не что иное, как факторная нагрузка теста по общему фактору g, или просто его g-нагрузка; ее можно представить себе как корреляцию между показателями по конкретному тесту и фактором g, если бы гипотетический тест мог измерять только g и ничего больше. Ч.Спирмен рассматривал общий фактор как некую "умственную энергию". Он установил, что роль фактора G максимальна в сложных математических и абстрактных тестах и минимальна в сенсомоторных действиях. Однако с течением времени накапливались данные, не соответствующие его теории, по которой интеллект определяется какой-то одной способностью. Позднее Л. Терстоуном выделено семь таких способностей, которые он назвал первичными умственными потенциями: способность к счету, способность умело (гибко) пользоваться речью, способность понимать речь, способность к пространственной ориентации, память, способность к рассуждению, способность к быстроте восприятия сходств и различий предметов. По его мнению, достаточно лишь разработать тесты на эти способности, и можно вычертить профиль интеллектуального потенциала человека.
Другие психологи, например Гилфорд, выделяли намного больше первичных факторов интеллекта. В основе модели интеллекта Гилфорда лежат не эмпирические результаты математического (факторного) анализа, а определенные теоретические представления о сущности и механизмах информационных процессов: S — О — R (стимул — операция — ответ). Им постулируется существование не менее 120 факторов интеллекта. Структура интеллекта по Гилфорду явилась плодом многолетней работы автора и его сотрудников. К настоящему времени получено не менее 98 факторов, соответствующих модели.
Каждый фактор в модели интеллекта Дж. Гилфорда обозначается сочетанием трех индексов в соответствии с видом предъявляемой информации (S), характером операции (О) и получаемым результатом (R). Предъявляемая информация (S):
1) образная (F) — образы восприятия и памяти;
2) символическая (S) — в виде формальных знаков: буквы, цифры, кодовые обозначения и т.п.;
3) семантическая (М) — концептуальная информация: идеи и понятия;
4) поведенческая (В) — информация, отражающая процесс общения в невербальной форме.
Операции по обработке информации (О):
1) узнавание и понимание информации (С);
2) запоминание, фиксация в памяти информации (М);
3) дивергентное мышление (D);
4) конвергентное мышление (N);
5) оценки (Е) — сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию.
Результаты (R):
1) единицы (U) — отдельные сведения;
2) классы (С) — совокупность сведений, сгруппированных по общим существенным элементам;
3) отношения (R) — выражают связи между единицами информации;
4) системы (S) являются блоками, состоящими из элементов и связей между ними;
5) трансформации (Т) — преобразования и модификации информации;
6) импликации (I) — результаты, возможные логические выводы из имеющейся информации и выходящие за ее пределы.
Таким образом, 120 различных частных интеллектуальных способностей образуются во всевозможные сочетания операций, содержаний и продуктов мыслительной деятельности.