Контакт с клиентом, зависимость психотерапевта от опыта коллеги
(пассивная позиция), вторжение в конфиденциальность, разрыв есте-
Ственного течения, механизация психотерапевтического процесса, на-
Рушение границ между психотерапевтом и супервизором. Эта форма
Подходит для работы в обучающих группах.
Заочная — по представлению тех или иных материалов (записей
Письменных, видео, аудио, может быть и устный рассказ в виде само-
Отчета), заранее оговоренных в контракте с супервизором.
Более предпочитаемая очно-заочная форма — через зеркальное
Стекло (против правил, но все же используется в системе семейной
Терапии).
Варианты супервизии
Индивидуальная — по контракту с одним супервизором. Эта су-
Первизия более эффективна, так как внимание уделяется одному че-
Ловеку (индивидуальная психотерапия). Индивидуальная работа,
Групповая работа (тренинг).
Индивидуальная встреча с супервизором может проходить в трех
формах:
- работа с реальной группой, на которую приглашается суперви-
Зор как участник; после окончания группы происходит разбор проде-
Ланной работы;
- разбор конкретного случая, представленного супервизируемым
Устно или с использованием аудио- или видеоматериалов;
- консультация.
Групповая — заключается контракт с группой супервизируемых
психотерапевтов. Здесь цель более дидактическая: расширение арсе-
Нала концепций, подходов, тактик и т. д. за счет мнения членов груп-
Пы. Число участников (оговаривается в контракте), как правило, от 6
До 10 человек. В качестве супервизируемого на каждой групповой
Сессии обычно выступает один из участников группы (по графику).
Материалом в основном является устный доклад по одному психоте-
Рапевтическому случаю (чаще одной сессии с анамнезом и другими
Комментариями, хотя необязательно). Возможны видеоматериалы.
Работа может проходить в трех форматах:
- разбор конкретного случая, представленного супервизируемым
Устно или с использованием аудио- или видеоматериалов;
- демонстрация своей работы на супервизорской группе;
- участие в разборе работы другого специалиста на примере де-
Монстрационного показа или конкретного случая.
Цикл групповой супервизии — 1 год (обычно), продолжитель-
Ность встречи 2 часа — 1 раз в неделю.
Возможны четыре фазы работы:
Доклад супервизируемого, затем его групповое обсуждение
(для внесения ясности докладчику задают вопросы);
Члены группы делятся чувствами по поводу клиента;
Концептуальная — все члены группы высказывают свои
Мнения (без опровержения);
Обобщение супервизора, который предлагает свой вариант
Работы и свое видение работы супервизируемого.
Коллективная — проводится по контракту с руководителями уч-
Реждения (психологического или образовательного), в котором ис-
Пользуются бригадные формы работы. Супервизия с членами бригады
(психологами, юристами, медицинскими и социальными работника-
Ми) может проводиться в групповой или индивидуальной форме при
Возникновении различных конфликтных ситуаций, а также для повы-
Шения профессиональной психологической компетентности.
Послесловие
Темы, рассмотренные в данном пособии, являются осно-
Вополагающими в процессе подготовки специалистов в об-
Ласти оказания психологической помощи и консультирова-
Ния, но не исчерпывают всего многообразия необходимой
Тематики. Дальнейшее профессиональное становление пси-
Хологов-консультантов во многом определяется формирова-
Нием их психологической готовности к соответствующей
Профессиональной деятельности через осознание пережитого
Опыта ее осуществления.
Выражаю наилучшие пожелания всем тем, кто решил
Посвятить себя благородной цели изучения таинств челове-
Ческой психики.
Елена Кораблина
Список рекомендуемой литературы
Абрамова А. Г. Практическая психология. — М., 1997.