Контакт с клиентом, зависимость психотерапевта от опыта коллеги

(пассивная позиция), вторжение в конфиденциальность, разрыв есте-

Ственного течения, механизация психотерапевтического процесса, на-

Рушение границ между психотерапевтом и супервизором. Эта форма

Подходит для работы в обучающих группах.

Заочная — по представлению тех или иных материалов (записей

Письменных, видео, аудио, может быть и устный рассказ в виде само-

Отчета), заранее оговоренных в контракте с супервизором.

Более предпочитаемая очно-заочная форма — через зеркальное

Стекло (против правил, но все же используется в системе семейной

Терапии).

Варианты супервизии

Индивидуальная — по контракту с одним супервизором. Эта су-

Первизия более эффективна, так как внимание уделяется одному че-

Ловеку (индивидуальная психотерапия). Индивидуальная работа,

Групповая работа (тренинг).

Индивидуальная встреча с супервизором может проходить в трех

формах:

- работа с реальной группой, на которую приглашается суперви-

Зор как участник; после окончания группы происходит разбор проде-

Ланной работы;

- разбор конкретного случая, представленного супервизируемым

Устно или с использованием аудио- или видеоматериалов;

- консультация.

Групповая — заключается контракт с группой супервизируемых

психотерапевтов. Здесь цель более дидактическая: расширение арсе-

Нала концепций, подходов, тактик и т. д. за счет мнения членов груп-

Пы. Число участников (оговаривается в контракте), как правило, от 6

До 10 человек. В качестве супервизируемого на каждой групповой

Сессии обычно выступает один из участников группы (по графику).

Материалом в основном является устный доклад по одному психоте-

Рапевтическому случаю (чаще одной сессии с анамнезом и другими

Комментариями, хотя необязательно). Возможны видеоматериалы.

Работа может проходить в трех форматах:

- разбор конкретного случая, представленного супервизируемым

Устно или с использованием аудио- или видеоматериалов;

- демонстрация своей работы на супервизорской группе;

- участие в разборе работы другого специалиста на примере де-

Монстрационного показа или конкретного случая.

Цикл групповой супервизии — 1 год (обычно), продолжитель-

Ность встречи 2 часа — 1 раз в неделю.

Возможны четыре фазы работы:

Доклад супервизируемого, затем его групповое обсуждение

(для внесения ясности докладчику задают вопросы);

Члены группы делятся чувствами по поводу клиента;

Концептуальная — все члены группы высказывают свои

Мнения (без опровержения);

Обобщение супервизора, который предлагает свой вариант

Работы и свое видение работы супервизируемого.

Коллективная — проводится по контракту с руководителями уч-

Реждения (психологического или образовательного), в котором ис-

Пользуются бригадные формы работы. Супервизия с членами бригады

(психологами, юристами, медицинскими и социальными работника-

Ми) может проводиться в групповой или индивидуальной форме при

Возникновении различных конфликтных ситуаций, а также для повы-

Шения профессиональной психологической компетентности.

Послесловие

Темы, рассмотренные в данном пособии, являются осно-

Вополагающими в процессе подготовки специалистов в об-

Ласти оказания психологической помощи и консультирова-

Ния, но не исчерпывают всего многообразия необходимой

Тематики. Дальнейшее профессиональное становление пси-

Хологов-консультантов во многом определяется формирова-

Нием их психологической готовности к соответствующей

Профессиональной деятельности через осознание пережитого

Опыта ее осуществления.

Выражаю наилучшие пожелания всем тем, кто решил

Посвятить себя благородной цели изучения таинств челове-

Ческой психики.

Елена Кораблина

Список рекомендуемой литературы

Абрамова А. Г. Практическая психология. — М., 1997.

Наши рекомендации