Проблема национального экстремизма на современном этапе 5 страница

Норвежцы

Норвежцы — спокойный, добродушный и миролюбивый народ с сильно развитыми национальными чувствами. Они любят свою родину и испытывают удовольствие, если ино­странцу что-то понравится. Ценностная ориентация направле­на на дом и семью. Так, например, квартира является предме­том гордости, в связи с чем ее окна не занавешиваются.

Честность норвежцев вошла в поговорки. Кроме честности, норвежцы отличаются необычайной правдивостью и прямоду­шием.

Норвежцы умеют поддержать разговор, с интересом отно­сятся ко всему, что им сообщают. Норвежцы честолюбивы, чрезвычайно опрятны в одежде и быту. Основные черты харак­тера — энергия, настойчивость, сила воли и чувство долга.

Каждый норвежец стремится иметь свое хобби. Норвежцы предпочитают избегать всего серьезного, требующего умствен­ного напряжения и связанного с ним переживания, соблюда­ют организацию во всех жизненных сферах.

Особенностями национального характера являются скром­ность в быту, отрицание роскоши, экономность и расчетливость. Независимо от материального положения каждая семья эко­номит на питании. Склонность довольствоваться малым про­является и в общественных отношениях. Это подтверждается и тем, что члены правительства не пользуются никакими при­вилегиями. Психологическая структура общества исключает такое явление, как чинопочитание.

В воспитании детей придерживаются либерализма. Никогда не бьют детей, однако приучают их к самостоятельной жизни. В связи с этим дети рано выходят из-под влияния родителей и заводят собственные семьи.

Коллективное бессознательное норвежцев содержит множе­ство элементов скандинавского эпоса. Благодаря этому симво­лы животных, содержащиеся в сагах и эпосах, стали культом в общественной жизни.

Шведы

Шведы трудолюбивы. Довольно осторожны и обычно не­охотно высказывают свое мнение. Шведов считают неконтакт­ными и замкнутыми людьми, так как они боятся показать свои эмоции другим. Климатические особенности и изолированность людей способствуют развитию различных психозов. Коммуни­кативной особенностью шведов является то, что они охотнее входят в контакт с иностранцами, чем с соотечественниками.

Шведы отличаются большой пунктуальностью. Они раци­ональны и изобретательны.

В шведском обществе соблюдаются строгая дисциплина и субординация в соответствии с занимаемым положением.

Тактика проведения деловой встречи со шведами

Шведы известны своей глубоко укоренившейся лютеранской деловой этикой, которая наиболее близка к немецкой. К ее ха­рактерным чертам относят прилежность, аккуратность, серьез­ность, основательность, порядочность и надежность в отно­шениях. В деловых отношениях любят планировать все заранее предпочитают заранее знать состав участников и программу пребывания. Традиционно переговоры начинаются с беседы о погоде, спорте, достопримечательностях и т.д. К данной части переговоров необходима самая тщательная подготовка.

Немцы

Современные немцы не представляют собой однородной расы, они сформировались от смешения потомков различных германских, славянских и кельтских племен. В XVI веке Герма­нию заселила большая масса французов — гугенотов.

В силу целого ряда исторических условий существования Германии, а также под сильным влиянием религии и реакци­онной идеологии сложился современный тип немца, испове­дующего прежде всего принципы мелкособственнических ча­стных интересов. В характере немца очень ярко выражены чер­ты мелкого собственника. Для немца личное «Я» и личное бла­гополучие превыше всего. Этим определяется его отношение к общественной и политической жизни, к личной жизни, отно­шение к родственникам, друзьям и даже собственной семье.

Характерной особенностью немцев является их трудолюбие. Эта особенность немцев объясняется преобладанием в Герма­нии в течение продолжительного периода времени ремеслен­нического образа трудовой деятельности. Чтобы выжить и ук­репить свое сословие, немцы объединялись в цехи, где господ­ствовал строгий кастовый порядок. Ценность любого ремеслен­ника определялась только качеством производимой им продук­ции. Поэтому ремесленники до педантизма, даже в мелочах, оттачивали свое мастерство, приемы работы. Немец, выполняя порученное дело, как правило, действует по шаблону, не про­являя при этом особой инициативы. Он привык поступать в соответствии с приказом. Постановление, указание вышестоя­щих немец воспринимает как должное, не подлежащее кри­тике. Если даже он не согласен с распоряжением, будет его выполнять, так как начальство является высшим авторитетом. Повиновение облегчает ему жизнь, поскольку ответственность несет тот, кто отдал распоряжение. Как полагает К.Г. Юнг, «немцы весьма восприимчивы. Они впадают в крайности, они всегда немного уравновешены. Они космополиты, граждане мира, легко те­ряют свою национальную идентичность, любят подражать дру­гим нациям. Всякий немец хотел бы одеваться подобно англий­скому джентльмену.»* Далее он продолжает: «немцы чрезвычай­но восприимчивы к новым идеям, и когда знакомятся с той из них, что находит в них отклик, привлекает их, то способны принять ее на веру, без критики и на время полностью подпасть под ее влияние, но затем, по прошествии времени, точно таким же спо­собом отбросить ее прочь и усвоить новую идею, возможно совер­шенно противоположную первой. Таким образом они управляют своей политической жизнью... немцы проявляют особенную сла­бость вследствие своей невероятной внушаемости. Это обнару­живается в их любви к подчинению, в их безвольной покорности приказам, которые являются только иной формой внушения. Это соответствует общей психологической неполноценности немцев, является следствием их неопределенного положения между Вос­током и Западом».** Из всех народов мира немцы более других способны к подчинению власти и менее других далеки от же­лания перемен власти. У них отсутствует страстная привязан­ность к родине, они легко переселяются в другие места. Одна­ко благодаря языку и религии сразу образуют этническую общ­ность, не смешиваясь с другими, отличаясь чистоплотностью, трудолюбием, бережливостью и пунктуальностью.

* Юнг К.Г. Аналитическая психология. — М., 1995. — С. 182.

** Там же.

Другую характерную особенность немцев — любовь к поряд­ку — описывает Гете в романе «Страдания юного Вертера»: «мне легче стерпеть беззаконие, чем беспорядок». Любовь к порядку прививается в немецкой семье с детства. Она воспитывается всем укладом жизни и включает в себя дисциплинированность, повиновение. Немец стремится выполнить дело беспрекослов­но, точно и в срок. Эта особенность немцев имеет в себе извест­ный отрицательный момент: подчиняясь внутренней дисцип­лине, немцы часто выполняют работу, не вникая в ее смысл, действуя строго в рамках правил. Любовь к порядку определяет требовательность немцев к дисциплинированности, коррект­ности, опрятности собеседника. Опоздания на деловые встре­чи либо нечеткое выполнение договоренности отрицательно влияют на деловые и личные взаимоотношения.

Немцы очень пунктуальны. Они всегда уходят на работу и возвращаются домой в одно и то же время. Следствием немец­кой пунктуальности является точность в финансовых расче­тах. Немцы не одалживают и не берут в долг. Они предпочи­тают не брать денег в качестве аванса за невыполненную рабо­ту. Они должны точно знать, за что им платят.

С немецкой пунктуальностью связана их наблюдательность. Придавая большое значение мелочам, немцы обращают на них внимание, фиксируют их.

Немцы осторожны в выражении своего мнения. Свою ис­тинную точку зрения скрывают и говорят то, что необходимо в данной ситуации. Принимая решение, немцы стараются хо­рошо обдумать возможные последствия, определяя личную выгоду. Поэтому они не торопятся высказывать свое отноше­ние к предложению. Такие особенности национального харак­тера, как индивидуализм, стремление к собственному благо­получию, порождают у них зависть. Немцы тщательно следят за жизнью соседей, коллег по работе, стараясь не только ни в чем не отстать от них, но и каким-либо образом выделить­ся. Вместе с тем для них характерны скрытность и замкнутость. Печаль, радость, как правило, не выходят за границы семьи. Иногда важнейшие семейные события тщательно скрываются до последнего момента даже от самых близких родственников. Лица немецкой национальности всегда умалчивают о том, сколько они зарабатывают, сколько денег у них на счету в банке. Расспрашивать же об этом — нетактично.

Семейные отношения являются отпечатком прошлого. От­ношения строятся на основе частной собственности и иму­щественных отношений. Брак по расчету является нормальным явлением в Германии. Родители воспитывают детей, как и в Англии. После женитьбы дети обязательно отделяются от ро­дителей. Взгляд на дружбу в Германии отличается тем, что нем­цы смотрят на нее, как на выгоду, и дружба строится на вза­имной основе. Жизнь ценится немцами, что проявляется в заботе о здоровье, желании продлить ее собственными усилиями. Результатом этого является тот факт, что немцы никогда не переутомляют себя на работе, а все время максимально исполь­зуют для отдыха.

Нередко немцы пытаются скрыть свою бестактность под внешней вежливостью. Проявив ее, они тут же начинают оправ­дываться, заявляя, что все сказано в интересах справедливо­сти. Пытаясь сгладить неприятное впечатление от своих слов или действий, немец может вести себя несколько развязно и даже фамильярно: громко и часто смеяться, хлопать собеседника по плечу, льстить ему. Данное проявление чувств обусловлено их психической установкой.

Немцы, без всякого сомнения, являются интровертной на­цией. Их интровертное чувство постоянно ищет образы, кото­рых в действительности не существует, но которые представ­ляются в их видении Это чувство охватывает объекты, кото­рые никогда не соответствуют их цели. Чувства стремятся к большей интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают некоторый толчок. Интровертное чувство, таким образом, делает немцев молчаливыми и трудно доступными для окружающих. Для защиты они обычно выдвигают отрицательные чувственные суждения или глубокое равнодушие. Они несут в себе атмосферу независимости и самостоятельности. Оценоч­ная функция немцев блокируется в большом коллективе, в связи с чем они избегают шумных вечеринок и больших со­браний. По темпераменту немцев можно отнести к флегмати­кам. Благодаря сочетанию интровертного чувства и экстравертного ощущения, для немцев характерно проявление массовых движений. Это находит выражение в массовом следовании за лидером, участии в массовых демонстрациях, митингах, дви­жениях и даже беспорядках.

В большинстве случаев немцы молчаливы, трудно доступ­ны, непонятны, часто скрыты под банальной маской, неред­ко отличаясь меланхолическим темпераментом. Так как они пре­имущественно отдают себя руководству своего собственного чувства, то их истинные мотивы в большинстве случаев оста­ются скрытыми. Бессознательное мышление немцев архаично, однако оно при помощи редукций успешно компенсирует слу­чайные поползновения возвести эго до субъекта. Если подав­ляются редуцирующие бессознательные влияния мысли, то бессознательное мышление становится в оппозицию и проеци­рует себя в объекты. От этого субъект становится эгоцентрич­ным и начинает испытывать на себе силу и значение обесце­ненных объектов. Сознание начинает чувствовать то, «что ду­мают другие». По мнению субъекта, другие замышляют зло, подстрекают, интригуют и т.д. В связи с этим субъект сам на­чинает превентивно интриговать, подозревать и комбинировать. До него доходят слухи, и ему приходиться делать всевозмож­ные усилия, чтобы по возможности превратить поражение в по­беду. Возникают таинственные соперничества, в ходе которых применяются любые средства только для того, чтобы иметь возможность козырнуть. Именно эта особенность немецкого интровертного чувства определяет взаимоотношения немцев с соседями и коллегами, характеризующиеся соперничеством, как указывалось выше.

По мнению некоторых исследователей, у немцев существу­ют две типичные для них черты характера'

• склонность к логическому мышлению;

• трудолюбие.

Склонность к логическому мышлению проявляется в том, что все должно подчиняться логике, то есть все должно быть белым или черным, желтым или синим, тем или другим, хотя в жизни так и не бывает. Немцы восприняли учения Фихте, Ницше, Гегеля не в силу их истинности, а потому, что они под­ходили им. Однако показная логика является компенсацией по­давленной рациональной функции. В связи с этим в «логичес­ких» рассуждениях немцев достаточно часто встречаются ошиб­ки, свидетельствующие о доминировании иррациональной функции на сознательном уровне.

Немцы не любят, когда при обращении к ним опускаются все титулы и звания, которые они имеют. И сколько бы вы ни обращались к ним, столько раз необходимо перечислить все их титулы и звания. Психический склад немецкой нации проявился в устойчивом общенациональном типе через поведение отдель­ных групп и лиц — мещан. Психология группы лиц или клас­са, который в силу исторических причин оказался поставщиком национального типа, накладывает отпечаток на все другие классы и группы и тем самым формирует их характер по своему подобию.

Немцы крайне бережливы, честны и порядочны. Однако некоторые из них убеждены, что все их обижают, оскорбля­ют, а во всех его бедах всегда виноват кто-то, но только не они сами. Наиболее характерная черта немца — культ мужествен­ного, отважного человека. Мужественный человек всегда фрустрационен. Он нуждается в выходе, прежде всего в тирании над другими и над собой.

Характерно, что расовая ненависть у немцев распространя­ется и на самих немцев, проживающих в различных регионах Германии, хотя существует лозунг: все немцы — братья. Тем не менее существует негласное деление Германии. На сегодняш­ний день наиболее яркими элементами являются восточная и западная части Германии. Однако районы не отличаются по этническому составу. В данном случае различие определяется фактором внешнего воздействия на этническую группу. В силу внешнего влияния стран, диаметрально противоположных по культуре, этническому составу, языковой принадлежности, территория Германии этнически разделилась на две части. Однако после ее объединения происходят процессы ассимиляции обоих этносов в пределах единого государства. Данный процесс является безусловно болезненным, так как подразумевает ре­структуризацию общества, изменения приоритетов и целей, установление общепринятой культуры, морали и правил, при­емлемых для обоих этносов. Таким образом, этническое деле­ние Германии является временным явлением, которое зависит уже от внутренних процессов в немецком обществе.

В данном этносе люди готовы к любым неприятностям, по­чему и ценят мимолетные проблески успокоения и расслаблен­ности. Немцы умеют постоять за себя, резко делят людей на «своих» и «врагов». Эта скованность и эмоциональное напря­жение приводят к консерватизму, подсознательному неверию в свои силы и стремлению выживать в одиночку. Окружающие этнические группы подвергаются анализу и сравнению. Этот факт объясняет причину возникновения ультранационалисти­ческих идей и настроений в Германии.

Тактика проведения деловой встречи с немцами

В Германии принята практика организации сотрудничества через агентские и посреднические фирмы, что необходимо использовать для установления деловых отношений. При этом налаживанию долгосрочных деловых связей способствуют вы­сокий профессионализм и безусловное выполнение принятых обязательств.

При назначении встречи с представителями немецких пред­приятий, фирм и организаций необходимо уделять особое внимание соблюдению договоренностей о времени проведе­ния встречи. Следует отметить тот факт, что все обещания, дан­ные во время телефонного разговора, выполняются.

Необходимо уделить большое внимание пунктуальности, соблюдение которой может положительно отразиться на ходе дальнейших переговоров.

Переговоры с представителями Германии ведутся с участием одного или нескольких партнеров Немцы предпочитают пере­говоры, в которых с очевидностью просматривается возмож­ность нахождения решения. Обычно участники очень тщатель­но прорабатывают свою позицию. В ходе переговоров немецкие предприниматели любят обсуждать вопросы последовательно один за другим. Заключение сделки сопровождается требовани­ем жесткого выполнения принятых обязательств.

Во время проведения переговоров немцы могут вести себя достаточно жестко, при этом они предоставляют очень хоро­шие условия для их ведения помещение, необходимое обору­дование. В ходе переговоров немцы довольно профессиональ­ны и официальны. Они обычно ожидают того же и от своих партнеров.

Англичане

Существуют народы, в характере которых доминирует экс­прессивность, то есть склонность целиком подчиняться своим эмоциям и открыто выражать их. Любить и ненавидеть, радо­ваться и негодовать в их представлении означает полностью отдаваться этим чувствам внутренне и внешне. Подавление эмоций они считают чем-то противоестественным, отождеств­ляя это с лицемерием.

К другой категории можно отнести народы, в характере которых преобладает репрессивность, то есть самоконтроль, и которые рассматривают свободное, необузданное проявление своих чувств как нечто неподобающее, вульгарное, антиобще­ственное. Англичане, считающие самообладание главным достоинством человеческого характера, относятся ко второй ка­тегории.

Национальный характер повсюду живуч, но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англича­нам. Их наиболее очевидная черта — стабильность и постоян­ство характера. Это обусловлено прежде всего географическим расположением страны. Являясь островным государством, Beликобритания в течение многих столетий сумела избежать вне­шних воздействий с континента, что препятствовало смешению культур, переопределению ценностей, изменению психологического состава нации.

Ценностями, имеющими относительно широкое распрос­транение в английском обществе, являются материальное по­ложение, деньги, положение в обществе, социальное проис­хождение. Однако по сравнению с США, где открыто господ­ствует культ денег, в Великобритании общество пропаганди­рует историческое прошлое своей страны, откуда и исходит сознательное культивирование старинных обрядов, ритуалов, а также личную свободу, соблюдение национальных норм по­ведения.

Трудолюбие англичан проявляется в добротности произво­димой ими продукции, в дисциплинированности, аккуратно­сти, некотором консерватизме, стремлении довести начатое до конца. При обсуждении производственных вопросов они про­являют расчетливость и дальновидность. Однако их отношение к труду не демонстративно. Процесс работы англичан можно охарактеризовать как сочетание раскованности с отлаженностью, что отражает ритм жизни.

Примечателен консерватизм англичан. Слово «консерватор» (conservative) наряду с негативным несет в себе и позитивный смысл. Это не только противник перемен, но и тот, кто обе­регает наследие прошлого, консервирует его. Это явление, в частности, реализуется в одной из наиболее характерных осо­бенностей англичан — соблюдении распорядка дня.

Стереотип «холодные англичане» сложился в результате двух составляющих. С одной стороны, это культивирование в течение большого исторического промежутка времени таких качеств, как максимальная сдержанность, рассудительность, выдержка и самообладание, а с другой — проявление преиму­щественно флегматичного и сангвинического темпераментов.

Англичане не столько избегают иностранцев, сколько не проявляют к ним особого интереса, относясь к ним снисхо­дительно. Обитатели Британских островов исторически тяготели к двум стереотипным образам иностранцев. В них они при­выкли видеть либо соперников, то есть противников, которых необходимо победить, либо дикарей, которых надлежало ус­мирить и приобщить к цивилизации, подчинив их британской короне. В обоих случаях англичане проявляли нежелание зна­комиться с языком и образом жизни иностранцев, с которы­ми они вступали в контакт. Здесь срабатывает установка, сфор­мированная в период развития колониализма. Все иностранцы, таким образом, рассматриваются в качестве либо конкурентов, либо стоящих ниже на ступени развития цивилизации. Однако это не выражается ни в виде агрессивного национализма, ни в виде ярко выраженного патриотизма.

Для англичан характерен хорошо выработанный механизм торможения эмоций. Недемонстративные в проявлении поло­жительных эмоций, англичане демонстративны в беде, точ­нее в умении ее игнорировать. Именно тогда проявляется их окрашенный юмором оптимизм. При встрече с препятствием их умение владеть собой трансформируется в упрямую одер­жимость. Они высоко ценят способность сохранять спокойствие и даже недооценивать степень опасности в экстремальных си­туациях. Их врожденное отсутствие демонстративности подкреп­ляется боязнью вторжения в личную жизнь. Близкие друзья человека, которых он знает по школе или университету, по спортивному клубу или по военной службе, могут быть совер­шенно незнакомы его жене. В этом понимании понятие «друг» имеет своеобразную трактовку, более близкую к тому, что мы понимаем под словом «знакомый». Людей сближает определенный круг общих интересов. Личная же жизнь чаще всего оста­ется за пределами этого круга.

Англичанин приветлив, человечен, выдержан, честен. Он обладает чувством долга, общественного порядка и готов идти на практические жертвы ради того и другого. Однако если найти к нему должный подход, апеллируй к его доброй воле, а не к его эмоциям, то возможно уменьшение психологической ди­станции. Необходимо преподносить факты таким образом, что­бы он смог проанализировать их внимательно и не спеша. Не­малым достоинством англичан является их рассудительность.

Критические замечания, высказанные в адрес британской действительности, особенно представителем другой нации и особенно в виде «лобовой атаки», англичанами отвергаются, а такие коммуникаторы вызывают у них чувство досады или раз­дражения. Наличие здравого смысла у англичан, с одной сто­роны, обусловливает критическое восприятие информации, а с другой — позволяет убедить их весомыми аргументами. При этом целесообразно излагать сильные и слабые стороны обсуж­даемого вопроса. Англичане болезненно чувствительны к оби­де, однако данная черта скрывается от окружающих. Главны­ми человеческими достоинствами являются понимание, так­тичность, предупредительность. Психологическое давление на них не встречает открытого сопротивления, а толкает их на со­вершение действия, прямо противоположного ожидаемому. При этом данное инстинктивное сопротивление возрастает про­порционально оказываемому давлению.

Однако для подхода к «неразговорчивому» англичанину не­обходимо применить метод «демонстрации его превосходства». Для этого достаточно обратиться к нему за помощью либо про­демонстрировать ее необходимость. Опыт показывает, что по­добный психологический прием срабатывает. Это обусловлено в первую очередь тем, что декларация своей беспомощности стимулирует англичанина к оказанию помощи, так как чело­век, заявляющий о своей беспомощности, создает ситуацию, в которой совершенно очевидно отсутствие конкуренции и бесспорен авторитет англичанина.

Самоконтроль, самоуважение, честность, верность, поря­дочность, чувство правоты — характеристики, являющиеся от­личительными признаками англичан. К этому можно причис­лить уравновешенный, уживчивый характер. В повседневном быту они умело избегают болезненных столкновений, приспо­сабливаются друг к другу, проявляя при этом взаимную пре­дупредительность, сдержанность и терпимость. Склонность со­хранять самообладание в споре, оставаться объективными к себе и к другим ведет к признанию того, что любая истина имеет много сторон и о ней может быть множество различных суждений. Соответственно, возможно ожидать от них приня­тия точки зрения другого человека, не противоречащей их ус­тановке.

Однако невозмутимость и самообладание, сдержанность и обходительность не были свойственны «старой» Англии, напри­мер, XVIII века, когда народ отличался буйным и вспыльчи­вым нравом, обычным зрелищем были публичные казни и не существовало моральных ограничений. Столкнувшись с подоб­ным явлением, можно предположить, что агрессивность про­сто изменила направление и влияет на другие формы самовы­ражения. Подавление чувств и эмоций, являющихся преиму­щественно проявлением индивидуального бессознательного, со временем ведет к его неконтролируемым проявлениям, ино­гда блокирующим контроль сознания. Иллюстрацией этого яв­ления может послужить реакция английских футбольных фа­натиков, проявляющаяся в виде массовых беспорядков. Про­явление эмоций связано с активизацией бессознательного, а факт их групповой организации переводит индивидуальное бес­сознательное в эквивалент коллективного, находящегося под властью архетипов. Достаточно понаблюдать за английской тол­пой на народном празднике, на спортивном стадионе, чтобы почувствовать, как национальный темперамент рвется из-под самоконтроля. Проявление эмоций англичан было характерно для территории британских колоний, где не существовало за­поведей, а кодекс джентльмена предназначался исключительно для домашнего применения.

На сегодняшний день проявление эмоций реализуется при помощи телевидения. По данным статистики, население Вели­кобритании проявляет поразительное пристрастие к преступ­ному миру на телеэкранах и страницах книг. По выражению пи­сателя Джорджа Оруэлла, Англия — страна, где правонарушение и зло — понятия тождественные, — оказалась родиной Конан Дойла и Агаты Кристи, крупнейшим производителем и потребителем детективной литературы. Таким образом, англи­чанину приходится вести постоянную борьбу с самим собой, с естественными страстями своего темперамента, рвущегося на­ружу. По мнению английского социолога Джеффри Горера, это объясняет то, что англичане тяжелы на подъем, склонны об­ходить острые углы, что им присуще желание укрыться от по­сторонних взглядов, порождающее культ частной жизни.*

* См.: Geoffery Gorer. Exploring English Character. — London, 1955. — P. 53.

Г. Лебон в своем труде «Психология толп», рассматривая англичан, отмечает, что иностранец, посетивший Англию, «за­метит потребность независимой жизни в хижине самого скром­ного работника. Он найдет энергию расы, как в напряженном труде работника, так и в труде учащегося, который, будучи пре­доставлен самому себе с малых лет, обучается один руководить собою, зная уже, что в жизни никто не станет заниматься его судьбой, кроме него самого; у профессоров, очень умеренно налегаю­щих на учение, но зато обращающих усиленное внимание на выра­ботку характера, который они считают одним из величайших дви­гателей в мире.. Уже с XV века Фортескью противопоставлял римский закон, наследие латинских народов, английскому закону один является делом автократизма и весь проникнут тем, что­бы пожертвовать личностью; другой — дело общей воли и всегда готов защищать личность».*

* Ле Бон Г. Психология толп. — М.: Институт психологии РАН, 1998. –С. 54 -55.

Английская мораль предписывает человеку отгораживать свою частную жизнь от внешнего мира. Порог его дома служит при этом пограничной чертой. Какие бы отношения ни сложи­лись у соседей, каждый из них держится своей стороны изго­роди. С соседями принято вести себя приветливо, предупре­дительно, но без какой-либо фамильярности, способной пока­заться непрошеным вторжением в частную жизнь. Культ част­ной собственности сформировал отношение к дому как кре­пости. В связи с этим, характеризуя англичан, необходимо от­метить, что они чрезвычайно любят домашний очаг. Дом для них — центр существования и занимает в жизни ведущее мес­то. Здесь осуществляется психологический перенос образа «стра­на» на образ «дом». Таким образом, попытка сохранить насле­дие страны, культуру, национальную самобытность отражает­ся на отношении к дому, то есть к объекту, на который анг­личанин имеет непосредственное индивидуальное влияние.

Чем больше англичанин старается обеспечить за собой все­возможные свободы, независимость, отсутствие обязательств и всяческое преобладание, тем более он впадает в рабскую зависимость от объективно данного Свобода духа, таким об­разом, заковывается в цепи финансовой зависимости, незави­симый образ действий уступает, сломленный общественным мнением, моральное превосходство попадает в болото мало­ценных отношений. Вследствие расширения размера объекта «эго» англичан начинает сильнее работать над отрывом от него и стремится к властвованию над ним, что выражается в свое­образной войне «с собой».

Моральная проблема встает перед англичанином тогда, ког­да он не довольствуется одним лишь созерцанием, своей эсте­тической оценкой, а доходит до вопроса: какое это имеет зна­чение для меня Этот психологический процесс обусловливает переход от частной жизни к оказанию помощи другим. Так как главная деятельность направлена вовнутрь, то вовне не видно ничего, кроме сдержанности, скрытности, безучастия. Конеч­но, проявления такого рода обусловливают предубеждение окружающей среды против них. Все совершающееся до такой степени пленяет их, что они совершенно не замечают, что то, что они из этого передают окружающей среде, содержит обык­новенно лишь очень мало из того, что они внутренне пережи­вают. Их неспособность к коммуникации объясняет одно из заб­луждений культуры — суеверное отношение к слову и изобра­жению, безмерную переоценку вербального обучения.

Англичанам присущ практический подход к морально-эти­ческим проблемам, то есть им свойственно вкладывать сугубо практический смысл в вопросы, рассматриваемые другими нациями только в духовном плане. Образование, религия, пра­восудие направлены на формирование поведения и правил поведения человека, а не на его побуждения. Так, например, в практике судов Великобритании терпели неудачу те судебные защитники, которые пытались строить защиту на объяснении мотивов или обстоятельств, которые толкнули человека на со­вершение преступления, что не встречало понимания со сторо­ны присяжных и суда. Терпимость англичан не включает способ­ность одного человека понять побуждения и тем самым оправ­дать действия другого, а представляет собой невмешательство в личную жизнь, предполагая уважение частной жизни окру­жающих.

Наши рекомендации