Задания для уяснения темы занятия
· Сравнительный анализ понятий: биологический, социальный, психологический возраст.
· Вопросы для обсуждения:
Каковы признаки развития в психологии и философии?
Каковы факторы психического развития?
Каковы подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психологии?
Каковы представления отечественной теории психического развития?
Что включает в себя понятие возраста?
Каковы основные группы периодизаций в отечественной и зарубежной психологии?
Как выглядит периодизация Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина?
В чем смысл периодизации Э. Эриксона?
В чем смысл «Схемы развития» Э. Коуэнэ?
В чем заключается смысл универсального механизма функционирования психики человека?
Что означает понятие «кризиса» в возрастной психологии?
Как исторически менялся подход к периодизации детской психики?
Какой вид имеет интуитивная периодизация?
В чем заключается теоретическая сущность периодизации?
· Тест:
Выберите правильный вариант ответа.
Что объединяет концепции П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина:
1. Представления о продолжительности и границах периодов детства
2. Интерес к вопросу об историческом происхождении периодов детства
3. Взгляды на содержание кризисов психического развития
Выберите правильный вариант ответа.
2) Укажите основную причину раннего приобщения ребенка к труду взрослых на ранних ступенях развития человечества, показанную Д.Б. Элькониным на основе изучения этнографических материалов:
1. Раннее физическое созревание
2. Раннее психическое созревание
3. Наличие острой борьбы за место обитания и пищу
4. Использование собирательства с применением примитивных орудий в качестве основного способа добывания пищи
5. Трудные условия жизни и высокая смертность среди детей
Выберите правильный вариант ответа.
3) По мнению Д.Б. Эльконина, возникновение новых возрастов происходит путем:
1. Надстраивания нового периода развития над уже имеющимся
2. Вклинивания нового периода развития
3. Выберите правильный вариант ответа.
Выберите из предложенных вариантов ответа правильные.
К. Бюлер выделял три ступени психического развития: инстинкт, дрессура, интеллект. По его мнению, причинами психического развития являются:
1. Приобретение новых форм поведения в результате научения
2. Созревание ЦНС
3. Развитие аффективных процессов, смещение переживания удовольствия с конца действия на его начало
4. Конфронтация между природными влечениями и социальными запретами
5. Конвергенция средовых и наследственных факторов
6. Социальное научение
3. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
- Типологизация периодизаций психического развития.
- Специфика понимания психологического возраста.
- Классические периодизации психического развития.
4. Рекомендуемая литература:
1. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж, Баттерворт, М. Харрис. - М., 2000. С. 2] -61.
2. Шихи Г.. Возрастные кризисы [Текст] / Шичи Г. - СПб., 2005.
3. Головаха, Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И, Головаха, А. А. Кроник. - Киев, 1984.
4. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. С. 60-109.
5. Обухова. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] /Л. Ф. Обухова. - М., 1995.
6. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов |Текст| / К, Н. Поливанова. - М. : Академия, 2000. Гриф УМО.
7. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия [Текст]. Мн., 2000,
8. Фельдштейн, Д. Н. Психология развитии личности и онтогенезе [Текст] /Д. Н. Фельдштейн. - М.,1989.
9. БД «MedArt»
10. БД «Медицина»
11. ЭК КрасГМУ
12. Электронная база психологических текстов: http://www.hpsy.ru
13. Электронная база психологических текстов: http://www.anthropology.ru
14. Электронная база психологических текстов: http://www.antropolog.ru
15. Электронная база психологических текстов: http://www.philosophy.ru