Тема 3. Психические процессы. Ощущения и восприятие.

Ощущение. Функции ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, локализация. Адаптация ощущений. Виды ощущений. Пороги чувствительности.

Восприятие. Функции восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Восприятие человека человеком, восприятие пространства

Ощущения и восприятие.

Ощущение-отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Функции ощущения:

1 Основа для более сложных познавательных процессов

2 Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания

3 Предоставляет сенсорный материал дл создания психических образов

Свойства ощущений:

1 Качество

2 Интенсивность

3 Длительность

4 Пространственная локализация раздражителей

5 Адаптация ощущений.

Анализатор -анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

Классификация ощущений

Виды ощущений
По взаимодействию рецептора с раздражителем По расположению рецепторов По ведущему анализатору
Дистантное Экстерорецептивное Зрительное
Контактное Интерорецептивное Слуховое
  проприоцептивное Осязательное
    Мышечно-суставное
    Обонятельное
    Вкусовое
    Температурное
    болевое

Пороги чувствительности. Нижний порог чувствительности. Верхний порог чувствительности. Разностный порог чувствительности.

Восприятие –отражение человеком в целом предмета или явления при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Развитие восприятия выступает как овладение различными видами перцептивных действий, обеспечивающих адекватное отражение окружающих предметов и их свойств.

Проблемой развития восприятия в дошкольном детстве занимались следующие авторы: Л.А.Венгер, А.В. Запорожец, И.Д. Венеев, Т.В. Лаврентьева, Е.В. Проскура, В.В. Холмовская и др.

Одной из центральных проблем формирования перцептивных действий является проблема происхождение тех «сенсорных эталонов» (А.В. Запорожец), с которыми сопоставляются наличные свойства обследуемых объектов.

Свойства восприятий:

1 Осмысленность и обобщенность

2 Предметность восприятия

3 Целостность восприятия

4 Структурность восприятия

5 Избирательность восприятия

6 Константность восприятия

Классификация ощущений

Виды восприятий
По ведущему анализатору По форме существования материи По форме психической активности
Зрительное Восприятие цвета и формы. Преднамеренное
Слуховое Восприятие времени Непреднамеренное
Осязательное Восприятие пространства  
Вкусовое Восприятие человека  
Обонятельное Восприятие движений  
Кинестетическое Восприятие целого и части  

Восприятие цвета и формы. Утверждение Г. Фольклета, что ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме» было опровергнуто советскими психологами. Они показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии преддошкольника, вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы и цвета предмета.

Восприятие целого и части. Факты, полученные исследователями В. Штерн, С.Н. Шабалин, Ф.С. Розенфельд и др. указывают, что дети преддошкольного возраста не только умеют вычленять какой-либо характерный признак, но и опираются на него при опознании целого предмета.

Синкретизм – осмысление предмета по одной несуществующей его части. (Э.Клаперад).

Восприятие времени.Значительно более трудная задача, чемвосприятие пространства. Дети долго не понимают объективного движения времени.

Восприятие пространства. Развитие ориентировки в пространстве, как показывают исследования А.Я.Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка.

Восприятие человека.Этот процесс формируется вместе с развитием самого воспринимающего, с изменением его потребности в общении, познании и труде. Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности – потребность в общении.

Наши рекомендации