Билет 8.1. Источники индивидуальных различий
3 источника вариативности
• Наследственность
• Среда
• Социальное наследование
Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема дифференциальной психологии. Известно, что индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и возможности приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни (Хрестомат. 4.1).
Наследственность – это свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями. Носителями наследственных признаков являются гены, передаваемые родителями эмбриону при оплодотворении. Если имеется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может иметь физические аномалии или психические патологии. Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических. А внутри границ наследственности конечный результат зависит от среды. Таким образом, в каждом проявлении активности человека можно найти что-то от наследственности, а что-то – от среды, главное – определить меру и содержание этих влияний (Анастази А., 2001; Анастази А., 1982; Егорова М.С., 1997; Мешкова Т.А., 2004; Нартова-Бочавер С.К., 2003; Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М. и др., 1999; Роль среды и наследственности…, 1988).
Вклад наследственности и среды пытается определить генетика количественных признаков, анализирующая различные виды дисперсии значений признака. Однако не каждый признак является простым, фиксируемым одним аллелем (парой генов, среди которых есть доминантный и рецессивный). Кроме того, итоговый эффект не может быть рассмотрен как арифметическая сумма влияния каждого из генов, потому что они могут, проявляясь одновременно, также взаимодействовать между собой, приводя к системным эффектам. Поэтому, изучая процесс генетического контроля психологического признака, психогенетика стремится получить ответ на следующие вопросы.
1. В какой мере генотип определяет формирование индивидуальных различий (т.е. какова ожидаемая мера вариативности)?
2. Каков конкретный биологический механизм этого влияния (на каком участке хромосомы локализованы соответствующие гены)?
3. Какие процессы соединяют белковый продукт генов и конкретный фенотип?
4. Существуют ли средовые факторы, изменяющие исследуемый генетический механизм? (Егорова М.С., 1997; Мешкова Т.А., 2004; Роль среды и наследственности…, 1988).
Наследуемость – это количественная оценка генотипической составляющей в популяционную изменчивость признака; она распознается по наличию корреляции между показателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей. Предположим, что в результате исследований обнаружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей. Скорее всего, в приемных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечаться не будет.
К настоящему времени наследственность стала пониматься шире: это не просто отдельные признаки, влияющие на поведение (например, свойства нервной системы, как считалось в течение долгого времени), но также и врожденные программы поведения, в т.ч. и социального (грациализация, репродуктивное, территориальное поведение и пр.). Программы социального поведения, число которых постоянно увеличивается, изучаются социоэтологией(Мешкова Т.А., 2004; Русалов В.М., 1991). Программы отличаются от сменяющих друг друга под воздействием среды признаков тем, что в этом случае траектория развития предвосхищена; программа содержит в себе и время ее «запуска», и последовательность критических точек (Хрестомат. 4.2, Хрестомат. 4.3).
Кроме того, у человека присутствует социальное наследование, которого лишены животные (следование культурным образцам, передача акцентуации, формирование семейных сценариев) (Шутценбергер А.А., 2005). Однако в этих случаях отмечают скорее устойчивое проявление особенностей на протяжении нескольких поколений, но без генетической фиксации. В настоящее время феномен социального наследования в науке носит дискуссионный характер, однако имеет широкое применение в практике системного семейного консультирования. «Так называемое социальное наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды», пишет А. Анастази (Анастази А., 2001. С. 75).
Относительно понятий «изменчивость», «наследственность» и «среда» существует несколько предрассудков. Хотя наследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными. Точно так же верно и то, что следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, хотя передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовой травмы) (Анастази А., 2001).