Бщение как потребность существования человека
В связи с вышеизложенным, рассмотрим проблему генезиса общения как потребности человека. И первый вопрос - существует ли вообще такая потребность? Почти все психологи, которые пытаются дать классификацию потребностей (needs), включают сюда и потребность в общении.
Известная классификация Гилфорда относит ее к социальным потребностям.
Г. Кеттел говорит про "инстинкт общения".
Потребность общаться в концепции А. Маслоу трактуется как основная, фундаментальная потребность человека.
У Маккола потребность в общении также врожденная и трактуется как влечение к взаимодействию.
О.Г. Ковалев, относит потребность в общении к социальным потребностям.
A.B. Петровский считает ее духовной потребностью (по происхождению - культурной).
Общение - это универсальная потребность человеческого бытия, которая возникает и функционирует в различных формах человеческих отношений. Потребность в общении присуща не только человеку, но и многим животным, которые появляются на свет беспомощными и требуют ухода. Сначала эта потребность у маленького ребенка, возможно, имеет некоторое сходство с животными. Но быстро приобретает черты человеческого характера и становится связующим звеном между личностью ребенка и окружающим миром. Общение необходимо человеку, чтобы поделиться с другими чувствами и переживаниями, почувствовать себя человеком. Фрустрация этой базовой потребности приводит к тяжелым стрессам. Понятно, что речь идет об особой ценности общения для человека, которое нельзя свести только к совместной деятельности. На почве потребности в общении - первой социальной потребности ребенка - возникают все другие социальные нужды:
1) афилиация (соединение, связь) - это потребность в эмоциональном контакте, дружбе, любви. Афилиация проявляется в стремлении быть в общении с другими людьми, взаимодействовать с окружающими, давать кому-то помощь и поддержку и принимать ее от другого;
2) социальная поддержка - это чувство, что тебя поддерживают другие. Социальная поддержка включает четыре компонента: во-первых, это эмоциональная поддержка (уверенность в том, что о тебе кто-то заботится, любит); во-вторых, это оценочная поддержка (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отношусь к тому или иному явлению); в-третьих, это информационная поддержка (информация о том, как воспринимать явления); в-четвертых, это инструментальная поддержка (получение конкретной действенной помощи).
Одним из наиболее явных и очевидных признаков дефицита общения является одиночество.
Одиночество - это совокупность эмоций, которые возникли в ответ на испытанный дефицит в количестве и качестве социальных связей. Одиночество может проявляться так:
отчаяние (панический ужас, бессилие, ощущение покинутости);
депрессия (чувство горя, подавленности, опустошенности, жалости к себе и отчужденности);
невыносимая скука (чувство несовершенства, нетерпение, скуки, невозможность сосредоточиться);
нелюбовь к себе (ощущение собственной непривлекательности, глупости и постоянное ощущение безопасности).
Непривлечение в различные взаимоотношения не только приводит к одиночеству, а может иметь серьезные последствия для здоровья человека;
3) аттракция (привлекать) - означает положительные чувства по отношению к другому индивиду, стремление находиться в его обществе (привлекательность другого человека, влечение к нему). Во многих случаях люди не выбирают сознательно какую-нибудь компанию. Например, переезжая на новое место жительства, как правило, никто не знает заранее, какие будут соседи. Однако оказавшись в одном пространстве, индивиды очень часто налаживают отношения, которые могут перерасти в дружбу. Существуют исследования, которые показывают, что пространственная близость и тяга к общению способствуют возникновению аттракции;
дружба - форма межличностного взаимодействия, которая характеризуется выборочными отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностными контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств. Характеризуется искренностью отношений, открытостью чувств, взаимным интересом к делам другого, активной взаимопомощью, максимальной открытостью, взаимопониманием, удовольствием от взаимоотношений;
любовь - интимные чувства людей, которые сопровождаются эмоциями нежности, восторга, ревности, взаимопонимания, взаимной поддержкой, удовольствием от взаимного общения. Влюбленный человек обнаруживает устойчивые чувства (по психологической природе они существенно отличаются от дружеских чувств), которые физиологически, эмоционально и морально удовлетворяют ее желание всеми своими личностно-значимыми чертами быть представленной в жизнедеятельности другого, побудить его к соответствующим реакциям и потребностям.
Все эти потребности не являются врожденными. Они, как социальные потребности ,закладываются как правило в детстве, ранней юности, формируя характер и накладываясь на соответствующие задатки.