Полит. власть, её сущность, структура и осн. особенности.
Полит. власть – право, способность и возможность претворять в жизнь полит взгляды и теории. Эта власть осущ-ся ч/з гос-во, систему полит. партий, орг-ций и движений ч/з гос-во и ч/з полит. лидеров. Власть гос-ва доминирует – верховная власть. Полит. и гос. власть – не тождественные понятия, т.к. только у гос-ва имеются ср-ва принуждения и право издавать законы. Партии, движения и лидеры. Объекты полит. власти – отдельные личности, соц. группы и все население, которыми руководит субъект. Субъект всегда стремиться подчинить своей власти. Полит. власть м/б реальной и потенциальной (ресурсы власти). Рес-сы зависят от хар-ра и типа власти. Вне демократ. общ-ва будет страх перед карательными органами и массовое чувство возбуждения идеологическими орг-циями и СМИ.
Полит. господство как форма институализации власти. Теория легитимации господства М. Вебера.
Отношение власти зарождается в первобытном общ-ве. Сначала – власть вожака, самого сильного мужчины, кот. подчиняются все остальные члены кол-ва. Затем возникает власть кол-ная (рода и семьи). На этом этапе объект и субъект власти совпадет, поэтому нет пол-ки. Но с возникновением нерав-ва меняются отношения и в семье и в общине. Главой семьи становится самый старший мужчина, так возникает отцовская власть, все остальные члены семьи ему подчиняются, они становятся зависимыми людьми. В общине народное собрание всех общинников превращается в собрание вооруженных мужчин. Причина изменений – развитие ср-в про-ва и возникновение про-ного хоз-ва (земледелия и скотоводство). Мужчины как осн. произ-ли становятся соб-ками ср-в про-ва, возникает имущ-ное нерав-во. Власть вождя не абсолютна, она ограничена народ. собранием. Со временем вождь превратился в постоянно действующего князя, а народ. собрание в дружину. Князь и дружина – первые органы форм-ния гос-ва, кот превратятся в монарха и армию. Гос-во окончательно сформ-ся с появлением бюрократии, посредники м/д субъектом и объектом власти. Власть окончательно будет от делена от народа и превратится в инивид. наследуемую по традиции. Гос-во полит-ки господствует над общ-вом.
Гос-во м/б: традиционным (основан на традициях), рационально-легальным (основан на предположении, что власть соответствует нормам права), харизматический (основан на авторитете исключит. одаренной личности).
Гос-во — полит структура особого рода, возникшая на опред. этапе общ развития, представляющая собой центр. институт власти в полит сис-ме конкр. общества.
Легальность власти – юрид понятие, обозначающее, что происхождение власти, способы её функционирования зафиксированы законом.
Принцип разделения властей, его смысл и значение.
Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей зак-ся в том, что зак-ная власть осуществляется федер. собранием. Федер. законы принимаются ГД с последующим рассмотрением в совете федерации. Исп-ную власть осущ-т прав-во. Органами судебной власти явл-ся суды, образующие судебную систему. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос власти. 3 ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым, обеспечивают гарантию ненарушения демокр. норм и злоупотребления властью. Гос-во орг-ся и функционирует в правовом режиме: гос. органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос. органов, осуществляющих зак-ную, исп-ную и судебную власть.