Условия продуктивного внимания
ВНИМАНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
План Литература
- Явление и определение внимания 1. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в
- Физиологические основы внимания детском возрасте.Хрестоматия по вниманию.–М.: 1976
- Виды внимания 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс
- Свойства внимания лекций. – М.: ЧеРо, 1997.
- Индивидуальные особенности внимания 3.Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов
высш.пед.учеб.заведений. В 3 кн. Кн.1 Общие основы
психологии. - 2-е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ
|
ВИДЫ ВНИМАНИЯ И ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы |
Непроизвольное | Действие сильного, контрастного или значимого раздражителя, который вызывает эмоциональный отклик | Произвольность, легкость возникновения и переключения | Ориентировочный рефлекс или доминанта, которая характеризует более или менее интерес личности |
Произвольное | Постановка (принятие) задания, цели. | Направленность в соответствии с заданием. Требует волевых усилий, утомляет. | Ведущая роль 2-й сигнальной системы. |
Постпроизвольное | «Врабатывание», вхождение в деятельность и возникновение интереса в ходе деятельности | Сохраняется целеспрямованночсть, снимается напряжение. | Доминанта, которая характеризует интерес, который возникает в процессе данной деятельности. |
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Устойчивость | Способность в течение длительного времени сохранять состоянияе внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. |
Сосредоточенность | (Концентрация). Степень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Колебания внимания – изменение концентрации Противоположность – рассеянность. |
Переключаемость | Произвольный перевод внимания с одного объекта на другой; изменение направленности деятельности. |
Распределение Более сложная форма | Способность(или возможность) рассосредоточить внимание на несколько объектов, совершать несколько различных видов действий, выполнять два или более видов деятельности |
Объем | Количество объектов(информации), находящихся в сфере сознания человека с определенной четкостью в одном акте восприятия в течение кратчайшего времени. Средний объем внимания: 5-7 единиц информации. |
УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВНИМАНИЯ
1.?__________________________________________________________
2.?__________________________________________________________
3.?__________________________________________________________
4.?__________________________________________________________
5.?__________________________________________________________
6.?__________________________________________________________
7.?__________________________________________________________
8.?__________________________________________________________
9.?__________________________________________________________
10?__________________________________________________________