Одним из главнейших врагов креативности являются привычки и привычные действия!
Первым важным фактом о работе мозга стали нейронные связи.
Что такое нейронная связь и какое отношение она имеет к креативности?
Мозг состоит из клеток нейронов. Нейроны по виду чем-то похожи на маленьких осьминогов: у них есть тело и отростки-щупальца. Каждый нейрон связан с множеством других нейронов благодаря этим отросткам. По ним от одного нейрона к другому переходит электрический сигнал. Каждый раз, когда между нейронами проходит сигнал, он оставляет после себя след памяти. Это необходимо, чтобы нейроны запоминали сигналы и тратили меньше энергии на передачу в следующий раз.
Чем чаще через одни и те же нейроны проходят сигналы, тем сильнее след, и тем прочнее связь между этими нейронами. Чем сильнее связь между нейронами, тем меньше энергии необходимо затратить на какую-то мысль или действие. Такие нейронные связи обеспечивают нам устойчивые физические и ментальные привычки. Именно поэтому мы не учимся заново ходить, есть, писать, кататься на велосипеде и т.д. Наш мозг помогает нам в этом и облегчает задачу. Но есть у нейронных связей и побочные эффекты. Ведь точно также он хочет экономить энергии и при процессе творчества.
Метафорично можно описать это так. Представьте, что ваш мозг — это чистое поле, засыпанное снегом. Когда появляется какая-то новая мысль, то чтобы передать ее на другой край поля в первый раз (к другому нейрону) необходимо затратить очень много усилий. Представляете, как это — ходить по целине. Если та же мысль возникает второй раз, потребуется уже меньше сил, чтобы передать ее дальше. Чем чаще одна и та же мысль (один и тот же сигнал) передаются, тем более наезженной и накатанной будет дорожка. И поэтому когда вам вдруг предложат рассмотреть какую-то ситуацию в другом свете, мозгу будет проще скатиться в колею и пойти по привычной дороге, выдать уже известный вариант. Чтобы этого не было, надо накатывать много-много других дорожек, чтобы сигнал не шел по первой ради экономии энергии, а чтобы ему было одинаково легко пойти в разные стороны, и чтобы у вас всегда был выбор, по какой пойти.
Мини-тест. Ответьте на вопросы, но отвечайте быстро.
Какого цвета снег?
Какого цвета офисная бумага?
Какого цвета школьный мел?
Что пьет корова?
Большинство людей автоматически отвечают «Молоко». Хотя на самом деле корова пьет воду. Но мозг уже начал думать про белый цвет и автоматически расширил мысль.
Поэтому важная мысль № 1:
Одним из главнейших врагов креативности являются привычки и привычные действия!
Причем тут имеются в виду не только ментальные привычки. Любые привычные действия, которые есть у вас, приводят к экономии мозговой энергии. Ощущение открытия, ощущение эврики, ощущение новизны и радости жизни дают нам новые сигналы, которые выстраивают новые нейронные связи. Когда жизнь заполнена однообразными действиями, вещами, ощущениями, энергия почти не тратится. Это причина пресности жизни, это же причина шаблонности в творчестве.
Когда вы каждый день ходите одной дорогой, едите одну и ту же пищу, носите одни и те же вещи, сидите в одной и той же позе, смотрите на одни и те же источники, вы продолжаете укреплять и накатывать автобан старого мышления и старых ощущений.
Еще одним примером, как работает связь привычки, будет такая демонстрация.
Попробуйте прямо сейчас максимально ссутулиться, опустить голову, нахмурить лоб, можете подпереть лицо кулаками. Какие ощущения вызывает эта поза?
А теперь поменяйте ее. Сядьте ровно, можете забросить ногу на ногу, расправьте плечи, поднимите подбородок, немного улыбнитесь. Какие ощущения вызывает эта поза?
Обычно люди чувствуют разницу. Первая вызывает давящее состояние, а вторая — уверенное. Вот так простая смена позы может поменять ваше состояние. А в уверенном состоянии творить намного проще, чем пребывая в скрюченной букве зю.
Еще очень простым способом встряхнуть мозг, это поработать неведущей рукой. Если вы правша, то левой, если левша, то правой. Вот прямо сейчас возьмите ручку и попробуйте что-нибудь записать. Или поделать активные действия. Я каждый раз при этом испытываю очень странные ощущения. И прямо слышу, как мозг сопротивляется, для него это очень непривычно.
Сделайте практику работы другой рукой регулярной. Пока там не наработаются стойкие связи, активация этой руки будет приводит к растормаживанию мозга. Особенно он включается при сложной моторике, например, попробуйте почистить зубы.
Первое задание марафона будет заключаться в борьбе с привычками.
Запишите список своих привычек и привычных действий. Как и где вы спите, каким маршрутом ходите на работу, в каком кафе едите, что носите, на какой руке у вас часы, какую музыку слушаете, то есть проанализируйте все, к чему вы привыкли и что знаете давно и хорошо.
А теперь попробуйте начать делать что-то по-другому. Другой дорогой идти, другую еду есть (чтобы активизировать новые рецепторы, а с этим получить новые ощущения), поменять привычное кафе, измените обстановку на рабочем столе (а можно и перестановку в комнате устроить), и т.д.
Главное, запомните: все, что на постоянной основе вы видите, слышите, осязаете, наблюдаете, делаете, все это по чуть-чуть, но шаблонит ваше мышление. И чтобы его растормошить, устраивайте себе такие встряски.
Немного юмора для демонстрации того, как бегут шаблонные мысли, даже если это нелогично.
Важный факт о мозге № 2:
Мы мыслим ассоциативно.
Что это значит.
Раньше люди думали, то мы мыслим линейно. То есть так, как пишем и читаем. Что слова хранятся как картотеке, по очереди, одно за одним. Но оказалось, что мы мыслим многомерно, во все стороны. И ассоциации позволяют нам легко и просто путешествовать по мыслям и ощущениям.
«Каждый бит информации, поступающей в мозг, — каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) — может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы „крючков“. Каждый „крючок“ представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями».
Тони Бьюзен «Супермышление»
Благодаря таким ассоциациям мы начинаем разговор об одной какой-то теме, а заканчиваем на другой, ассоциации легко переключают наше внимание, какая-то песня может напомнить о романтическом отпуске, а запах погрузит в воспоминания о детстве и бабушке.
Эти ассоциативные переходы происходят очень быстро. Вот мы думали об одном, и уже думаем о другом.
Как это соотносится с креативностью и чем это может нам помочь?
Любое слово, мысль, образ обладает огромным количеством ассоциаций. Благодаря этим ассоциациям мы можем путешествовать по нашей памяти и придумывать разнообразные новые сочетания. И именно эти сочетания в итоге дают ту самую креативную мысль.
На наши ассоциации очень сильно влияет наш опыт. Разные люди на одно и то же слово получат разный набор ассоциаций.
Пример из практики. На тренинге по креативности я часто работаю с ассоциативными техниками. В одной из них я прошу людей представить и назвать образ, который у них возникает на то или иное слово. Попробуйте увидеть и вы.
Какой первый образ возникнет на слово «дерево»?
Обычно у людей это картинки леса, какой-то породы дерева, природы, иногда что-то очень личное возникает. Но помню, как сильно я была удивлена, когда на тренинге в мебельном салоне участники вместо таких картинок через одного стали называть мебельные паллеты: мореный дуб, вишня, бук. Я тогда ясно увидела, как профессия накладывает отпечаток на наши ассоциации и мировосприятие. К слову, нет плохих и хороших ассоциаций. Они все есть отражение вашего мышления и все правильные. Сейчас я уже не удивляюсь самым различным ответам, потому что знаю, что внутри человека есть какая-то четкая цепочка, которая приводит именно к нему. И это его личная история.
Теперь снова к креативности. Давайте немного поиграем с ассоциациями. Потому что это не просто очередная глупая забава, а основа для большого количества техник по генерации идей.
Задача будет такая. Я скажу слово, а вы запишите к нему шесть своих ассоциаций. Записывать их надо в такой же форме, как и наш нейрон-осьминог. Ниже будет мой пример. Только я его напишу на свое слово, а вам дам другое, чтобы не направлять ваше мышление по моему руслу.
Мое слово «Карусель». После первых ассоциаций, каждую из них я продолжу еще двумя. У меня получился двуслойный осьминог (или мини-интеллект-карта).
Выполните это задание. Возьмите слово «Бабочка».
Теперь у вас есть некая сеть, по которой можно путешествовать от одного слова к другому. В моем примере можно легко перейти от «часов» к «конфетам» или от «лавины» к «цинку».
Что дают такие путешествия. Они дают те самые новые дорожки, по которым путешествует ваша мысль. И если сразу у меня нет прямой ассоциации между часами и конфетами, то теперь уже образовался переход через пару слов. А значит, в мыслях появился новый след и новый вариант пути.
Посмотрите на свою картинку и проследуйте между крайними вариантами.
Важный факт о мозге № 3: