Показатели выполнения инструкции
№ картины | Момент | Исток | Прогноз (количество исходов: благоприятных, неблагоприятных) | Эмоции | Мысли |
ТЕСТ РОРШАХА
Тест Роршаха принадлежит к числу проективных тестов. Он используется для диагностики отдельных психических свойств и качеств личности. Выяснение таких свойств и качеств личности по тесту Роршаха основано на анализе простейших продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные особенности личности.
В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использует сферу перцепции. На материале индивидуального построения образа он разрабатывает свою систему диагностики личности. Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструирования представлений стоят отдельные личностные свойства и качества. По его мнению, сведения об отдельных качествах дают и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных элементов в тот или иной образ, и содержание самого образа.
Инструментом теста является набор из 10 карточек с симметричными пятнами разных цветов неопределенной формы. При предъявлении каждого
пятна испытуемому предлагается ответить на вопрос: «Что это такое и на что это похоже?»
Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определенный предмет, образ или картину, которые в дальнейшем рассматриваются как проекции отдельных качеств его личности.
Предполагается, что в создании такого образа или развернутой картины участвует ряд психических актов и тех психических особенностей человека, которые несут на себе наиболее яркую печать индивидуальности. В первую очередь это избирательность восприятия, особенности протекания ассоциативных процессов и особенности установки.
Так, М. Рапопорт считает, что с момента предъявления пятна и до создания образа возникает связанная цепь процессов. Прежде всего сама неопределенность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь частично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяются в сложные образы. Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего создаются законченные, логически обоснованные картины.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Это основная схема теста Роршаха, которая отличает его от других проективных тестов по системе и структуре в проекции. По характеру же проекции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, не зависящим от внешних влияний. Предполагается, что неопределенность и бесформенность пятна (неконструированный раздражитель) исключают объективную внешнюю направленность ассоциаций, проводящих к созданию образа — картины. Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно на счет субъективных факторов. Именно ради сохранения чистоты показателей при проведении опыта по тесту Роршаха экспериментатору категорически запрещается задавать наводящие или дополнительные вопросы, а также выражать свое отношение к только что высказанному суждению испытуемого.
В связи с этим в отличие, например, от ТАТ, где личность диагностируется на основе реакции на достаточно определенные раздражители (ситуативные картинки), тест Роршаха дает больший простор для независимого продуцирования и свободной проекции личности.
Тест Роршаха служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях ненаправленного ассоциирования.
Материал, получаемый по тесту Роршаха, оценивается последовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия, оценки по содержанию — на анализе материала конкретных ассоциаций.
Принцип раздельных оценок играет существенную роль при диагностике личности, поскольку за каждой из них стоит различный механизм, формирующий ответ. Поэтому один и тот же ответ должен быть последовательно оценен и с формальной, и с содержательной стороны.
По формальным оценкам ответы испытуемых отражают одну из следующих особенностей организации восприятия: 1) особенности оперирования и ориентировки
в пространстве (в одном случае для построения
образа берется все пятно в целом, в другом —
только его часть);
2) избирательность реакций (например, исключительно сильная реакция на цвет или преимущественно на цвет);
3) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы);
4) статичность или динамичность (картины непо
движны или в них усматривается движение).
Оценки по содержанию входят в одну из 4 кате
горий — люди, животные, предметы и фантастиче
ские образы — и свидетельствуют о тех особенно
стях ассоциативного процесса, в результате
проявления которых на основе действия превали
рующих представлений и понятий складывается
один из типичных образов.
Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приложениях 1 и 2.
Методические указания
Пояснения к шифровке ответов при исследовании по тесту Роршаха (типы ответов).
Формальные характеристики
Ц (целостность) — так шифруются ответы, основанные на восприятии всего пятна таблицы в целом, при четком ограничении пятна от фона таблиц.
Д (деталь) — ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей.
Ф (форма) — четко выраженная форма (описание людей, животных, растений и др.).
Фн — нечетко воспринятая форма.
Ф-Цв (форма-цвет) — ответы, в которых преобладает форма и упоминается цвет.
Цв-Ф (цвет-форма) — ответы, в которых преобладает цвет, но упоминается и форма.
Характеристики по содержанию
Ж — категория «животные». Сюда вводят упоминания о любых представителях животного мира —
Глава 2. Психодиагностика: практика
млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, насекомых.
Ч — категория «человеческие фигуры». Упоминания о человеческих существах в любой форме — называние пола (мужчина, женщина, маленькая девочка, мальчуганы...), возраста (старик, старуха, юноша...; профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто-то согнувшийся, здесь танцующие...); или причастием (работающий, дерущиеся, указывающий...); группировкой (драка, демонстрация, зрительный зал, полный публики...).
П — категория «предметы». Упоминания предметов любого назначения, размера, свойства, материала, положения.
Фан — категория «фантастические образы» — упоминающиеся испытуемыми фантастические существа (ведьма, колдун, кентавры, король подземного царства) и т. д.
Дв — категория «движение». Включает движение, перемещение позы, иногда ракурс, состояние, реже — мимические движения.
Обработка задания
Экспериментальная группа. В опыте участвуют 2 человека: экспериментатор и испытуемый. Испытуемый может быть ознакомлен с системой оценок только после проведения опыта.
Методика
Процедура опыта. Опыт заключается в предъявлении 10 карточек в последовательности, отраженной порядковым номером карточки. Предъявление карточек сопровождается одним стандартным вопросом: «Что это и на что это похоже?»
Регистрируется время между предъявлением карточки и началом ответа. Регистрируется также время самого ответа. Время предъявления не ограничено. Все данные (временные характеристики, ответы, паузы, колебания в ответах) заносятся в стандартный протокол.
Обработка результатов
1. Все ответы шифруются (см. приложение 2 и 3).
2. Производится подсчет количества ответов разных категорий.
3. Вычисляется процент ответов различных категорий из общего числа всех ответов.
4. Выявляются сочетания ответов по формальным оценкам и оценкам по содержанию.
5. Определяются индивидуальные характеристики испытуемого (по отклонениям от нормы).
6. Составляется заключение по поводу личности испытуемого.
Приложение 1
ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА
Наименование характеристики (категория) | Формальные характеристики | Характеристики по содержанию | Примечание | |||||||||
Ц (целое) | Д (деталь) | Ф (четкая форма) | Фн (нечеткая форма) | Ф-Цв (форма-цвет) | Цв-Ф (цвет-форма) | Дв (движение) | Ж (животное) | Ч (человек) | П (предмет) | Фан (фантазия) | ||
Количество ответов | ||||||||||||
Выраженность (в %) | ||||||||||||
Показатели нормы | 65—70 % | 25—30 % | 75—80 % | 25 % | 50 % | 25 % | 60 % | 30—35 % | 25 % | 1—2 отв. | 3—4 отв. |
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Приложение 2