Постоянство и изменение стратегий совладания.
В связи с тем значением, к-рое имеют стили совладания для адапт. к хронической Б., исследователи пытались выяснить, имеют ли стратегии, используемые индивидуумами для совладания с Б., тенденцию к постоянству или изменению со временем. Для исслед. этой проблемы были использованы два подхода. Первый подход заключался в сравнении стратегий совладания, оцененных на начальном этапе исслед., со стратегиями совладания, измеренными на его конечном этапе (напр. через год), при отсутствии систематического вмешательства в промежуточный период. Результаты показывают, что при условии отсутствия вмешательства стратегии совладания оказываются относительно устойчивыми во времени, — иначе говоря, нек-рые индивидуумы продолжают неэффективные попытки совладания. Это постоянство стиля совладания, по-видимому, не связано с изменениями тяжести заболевания. Т. е., хотя тяжесть болезни может уменьшаться, это не приводит автоматически к более эффективным стратегиям совладания, и даже если имеет место увеличение тяжести заболевания со временем, это не обязательно означает последующее ухудшение в адапт. В то же время, хотя совладание имеет тенденцию быть относительно постоянным, индивидуумы, мышление к-рых приобретает все большую негативную направленность, могут демонстрировать гораздо более серьезное ухудшение в своей способности к функционированию и психосоциальной адапт. Второй подход к изучению изменений в стратегиях совладания у пациентов, страдающих хроническими Б., представлен исслед., предполагающими вмешательство в течение заболевания. В этих исслед. предпринимались попытки улучшить совладание с Б. путем обучения пациентов соотв. когнитивным и поведенческим стратегиям. Результаты показывают, что путем вмешательства можно улучшить умения пациентов справляться с Б., и усовершенствование в такого рода умениях приводит к улучшениям в психосоциальной и функциональной адапт. Напр., в одном из исслед. Киф и его сотрудники обучали группу пациентов с остеоартритом коленных суставов использовать релаксацию, мысленные образы, отвлечение, когнитивное реструктурирование и планирование режима деятельности. По сравнению с контрольной группой, обученные пациенты демонстрировали более низкие уровни Б. и психол. беспомощности. Кроме того, обученные пациенты, достигшие наибольшего положительного изменения используемой ими стратегии совладания (т. е. увеличения воспринимаемой эффективности), демонстрировали наибольшее улучшение физ. способностей. Сходные результаты были получены тж на пациентах с др. типами заболеваний. Взятые вместе, эти результаты говорят о том, что при отсутствии вмешательства стратегии, используемые индивидуумом для совладания с хронической Б., относительно устойчивы во времени. Однако изменение в умениях совладания с Б. оказывается возможным, и когнитивно-поведенческие подходы предоставляют достаточно эффективные средства для обучения лиц с различными, связанными с хронической Б., проблемами использованию более эффективных стратегий совладания.
Острая боль.
Острая Б. может возникать в результате событий, варьирующих от незначительных травм до болезненных последствий хирургической операции или инвазивных процедур. Как и в случае хронической Б., при острой Б. индивидуум реагирует на нее спонтанно и использует при этом различные стратегии совладания. Поскольку ситуации острой Б. зачастую оказываются тж стрессовыми и вызывают сильную тревогу, стратегии совладания, используемые в этих ситуациях, часто включают как стратегии преодоления Б., так и стратегии преодоления тревоги.
К ранним попыткам исследовать стратегии совладания, использующиеся при острой Б., относятся исслед., к-рые описывали дооперационных или послеоперационных взрослых пациентов как активных или как избегающих. В качестве активных пациентов рассматривались лица, демонстрировавшие приближение к болезненному стимулу (т. е. хирургической операции) посредством активного поиска внешней информ., рационального обращения с ней и использования когнитивных стратегий совладания. Избегающие (т. е. с высоким уровнем отрицания стимула) пациенты предпочитали не иметь информ. о предстоящей операции или мед. процедуре и, действительно, испытывали тревогу и усиление Б. при получении такой информ. Однако выводы, полученные на основе этих исслед., оказались ограниченными, поскольку в них часто предпринимались попытки отнести пациентов к одному из этих стилей совладания, опираясь на личные интервью, данные к-рых обладали сомнительной надежностью. Позднее были созданы средства для систематического оценивания стратегий совладания в ситуациях острой Б. Батлер с сотрудниками разработали инвентарь когнитивных стратегий совладания (cognitive coping strategy inventory, CCSI), предназначенный для послеоперационных пациентов. Этот опросник состоит из субшкал, сходных с измерениями (dimensions), используемыми при оценке совладания в ситуациях хронической Б. (т. е. драматизации, отвлечения внимания и использования мысленных образов). Формулировки пунктов, однако, подобраны т. о., чтобы они соответствовали опыту переживания острой Б. Исслед. с использованием CCSI показали, что этот опросник обладает достаточным уровнем надежности и валидности, и что стратегии совладания, применяемые послеоперационными пациентами для преодоления Б., связаны с выздоровлением. Напр., взрослые пациенты, имеющие высокие показатели в стратегии драматизации, обнаруживают более высокие уровни испытываемой Б. и функциональной неспособности после операции.
Детская боль.
Изучение стратегий совладания у детей, сталкивающихся с болезненными переживаниями, является сравнительно новой областью исслед. В отличие от исслед. взрослых, в к-рых для оценки совладания с Б. преим. используются опросники, в исслед. детей, в основном, используются методы интервью и наблюдения. Применяются открытые и полуструктурированные формы интервью для сбора информ. о том, как дети переживают Б. и что они предпринимают в ответ на нее. Напр., Росс и Росс интервьюировали большую выборку детей школьного возраста и задавали им вопросы о стратегиях, к-рые они используют для того, чтобы справиться с Б. Нек-рые из этих детей страдали хроническими заболеваниями, такими как серповидноклеточная анемия или гемофилия, однако большинство из них не имели серьезных проблем со здоровьем и рассказывали о своих стратегиях преодоления Б. в распространенных жизненных ситуациях (напр. порезы и ушибы). Отвечая на открытые вопросы, лишь нек-рые дети говорили об использовании активных сознательных стратегий совладания с Б. Среди детей, сообщивших об использовании стратегий, наиболее распространенными оказались такие стратегии, как отвлечение внимания, остановка мыслей и релаксация. Обсервационные исслед. детских стратегий совладания с Б. посвящены в основном изучению реакций детей на болезненные процедуры, такие как ожоговая терапия или лечение раковых заболеваний (напр. венепункция, аспирация костного мозга). В этих исслед. наблюдатели регистрируют частоту проявления детьми таких реакций, как крик, поиск соц. поддержки, поиск информ., вербальное и двигательное сопротивление. Хотя такие действия обычно рассматриваются как показатели дистресса, нек-рые из них могут тж интерпретироваться как совладающие усилия, предпринимаемые ребенком для того, чтобы справиться с Б. и ситуативным стрессом. В неск. недавних исслед. было обнаружено, что стратегии совладания детей школьного возраста могут надежно оцениваться при помощи опросников. Используя модифицированную версию взрослого CSQ, Гил и сотрудники установили, что дети, склонные к негативному мышлению и опирающиеся на пассивные стратегии, такие как поддержание покоя, имели больше проблем с адапт. Этот стиль совладания был связан с более выраженным снижением школьной и соц. активности, более частыми обращениями к врачам и большей депрессией и тревогой. Дети, занимавшие по отношению к Б. более активную позицию, т. е. использовавшие разнообразные когнитивные и поведенческие стратегии совладания, демонстрировали более высокую школьную и соц. активность и требовали к себе меньшего внимания со стороны служб системы здравоохранения. Специально для оценки стратегий совладания, с помощью к-рых дети справляются со стрессовыми ситуациями, Спирито, Старк и Уильямс разработали вопросник Детское совладание (KIDСОРЕ). Чтобы определить контекст для ответа на пункты, связанные с соотв. стратегией совладания, ребенок должен припомнить недавнее стрессовое событие. Учитывая то обстоятельство, что Б. является наиболее распространенной проблемой, отождествляемой детьми с мед. проблемами, вопросник KIDCOPE может служить полезным инструментом для оценки стратегий совладания с Б., особенно в силу его краткости и простоты заполнения. Возраст и пол детей. Данные исслед. свидетельствуют об отсутствии значимых различий в совладании между мальчиками и девочками, однако выявлены существенные различия в стратегиях совладания у детей различных возрастов. Старшие дети демонстрируют более широкий репертуар умений совладания, в особенности когнитивных умений. Нек-рые данные указывают на то, что старшие дети с хронической Б. по мере взросления могут все больше опираться на негативное мышление и пассивные стратегии совладания. По достижении юношеского возраста нек-рые из этих неадекватных стилей совладания могут закрепиться и стать устойчивыми к изменениям.
Родители. Отношение родителей к стратегиям совладания и адапт. своих детей тж стало предметом недавних исслед. В ряде работ оценивалось влияние присутствия и отсутствия родителя на совладающее поведение ребенка в ситуациях болезненных мед. процедур. Большинство этих исслед. показывает, что хотя в отсутствие родителей дети демонстрируют менее выраженный дистресс, у них может наблюдаться нарушение физиолог. и психол. равновесия, а тж торможение поведенческих реакций. Т. о., вместо изучения эффектов отсутствия родителей, более перспективными здесь могут оказаться исслед. того, какие модели поведения родителей связаны с эффективным или неэффективным совладанием детей при болезненных мед. процедурах. Стратегии совладания, используемые родителями для того чтобы справляться с их собственной (родительской) Б., тж могут оказывать влияние на адапт. детей с болевыми проблемами. В одном из исслед. было обнаружено, что дети родителей, занимавших активную позицию в преодолении собственной Б., сохраняли более высокую активность при эпизодах Б., вызванной серповидноклеточной анемией. Более того, были зафиксированы значимые связи между стратегиями совладания у родителей и их детей, говорящие о том, что дети могут научаться тому, как справляться с Б., наблюдая за реакциями своих родителей.
Клинические приложения.
Обучение умениям совладания в настоящее время входит в большинство комплексных подходов к управлению хронической Б. Мультидисциплинарные программы сегодня часто включают групповые или индивидуальные сессии, в ходе к-рых пациентов обучают использовать навыки активного совладания и приемы когнитивного реструктурирования, позволяющие справиться с Б. Несмотря на то что такой подход не является традиционным при большинстве проблем совладания с острой Б., растет признание того факта, что необходимо обучать стратегиям совладания тех пациентов, курс лечения к-рых связан с прохождением болезненных мед. процедур. Вероятно, областью, к-рая привлекает к себе в этом отношении наибольшее внимание, является подготовка детей к хирургическим операциям или курсу прохождения инвазивных мед. процедур, используемых, напр., в ожоговой терапии или при лечении раковых заболеваний. Несмотря на то что этот подход обычно не применяется до тех пор, пока у ребенка не обнаружатся серьезные проблемы в совладании с Б., нек-рые клиницисты начинают осознавать необходимость помощи детям при подготовке их к совладению с болезненными ситуациями до того, как это может перерасти у них в проблему повышенной чувствительности к Б.
БОЛЬШОЙ КАТЕХИЗЕС - книга, заключающая в себе изложение веры в вопросах и ответах. Она написана протоиереем г. Корец Лаврентием Зизанием, в конце ХVI или в начале ХVII столетия, на литовском языке, а потом переведена на славянский язык.
БОЛЯРИН, БОЯРИНчеловек знатного происхождения- храбрый, удалой и др. Каково бы ни было происхождение этого слова, ясно то, что церк.слав. болярин, рядом с которым стоит др. рус. Боярин, принявшее потом форму барин- книжное, занесенное к нам вместе с духовными книгами от болгар.
БОМА (от санскр. «земной»), мифологический герой яванцев и малайцев (Западная Индонезия и Западная Малайзия), один из центральных персонажей средневековой литературы. Сын Ибу Пертиви от Санг Хьянг Висну (индуистской Вишну) и воспитанник Батара Брамы (индуистский Брахма). Б. олицетворяет собой неодолимую силу земных недр, нижнего мира. Б. — страшный великан, в войске которого состоят его братья- великаны, родившиеся из последа Ибу Пертиви. Он борется и обычно одерживает верх в сражениях со своими противниками и обладает чудесной способностью возрождаться из праха, коснувшись земли.
БОНА ДЁА (Вопа еа, букв, «добрая богиня»), в римской мифологии одна из богинь-матерей, имя которой было табуировано. Священнодействия в честь Б. д. отправлялись в мае в её храме на Авентине, в декабре — в доме высшего магистрата, жена которого приносила богине жертвы от всего римского народа. В священнодействиях участвовали весталки и замужние женщины, присутствие мужчин исключалось (проникший во время праздника Б. д. в дом верховного понтифика Юлия Цезаря П. Клодий в 62 до н. э. был обвинён в святотатстве). Б. д. отождествлялась с учёной дочерью Фавна, принявшей вид змеи, чтобы избежать кровосмесительной связи с отцом, с матерью-землёй, Юноной, Гекатой. Она связывалась с лесом, растительностью, особенно целебными травами, магией. Культ Б. д. был наиболее широко распространён среди низших классов, из которых часто выходили её служительницы — министры и магистры. Эпитеты Б. д.: «полевая», «кормилица», «целительница», покровительница сельской общины — пага (Радапа), отдельных имений и местностей и вместе с тем «могучая», «светоносная», «небесная», «царица». Иногда Б. д. объединяли с богом лесов и усадеб Сильваном. Ей посвящались рощи, часовни с очагами, зеркала как орудия колдовства. Изображалась с рогом изобилия и змеями.
БОН-ПО(тиб. бормотание) – древняя тибетская религия, разновидность шаманизма. Религия Б. обладала сложным пантеоном с элементами иерархической структуры, сложными и многообразными приемами культа, к-рый совершается в специальных храмах. В основу Б. положено учение о том, что все сферы мира (небесная, высшая, земная, средняя, подземная, низшая) заполнены бесчисленными духами, от воли и настроения к-рых непосредственно зависит жизнь людей. Жрецы Б. как и шаманы у других народов наделены особой силой и способны воздействовать на духов в интересах людей. Начиная с У111 в., с приходом буддийского миссионера в Тибет Падмасамбхавы, Б. постепенно поглощается буддизмом и в результате этого слияния возникает новое течение буддизма – ламаизм. Тем не менее кое где в Тибете остались очаги старой религии. Известно также, что к Б. проявляли особый интерес руководители 3-го Рейха.
БОРЕАДЫ(греч.) — сыновья бога Борея, Калаид и Зет. Так же, как отец, они были крылаты, стремительны, способствовали быстрому движению судов по волнам, поэтому участвовали в походе аргонавтов за золотым руном, обеспечивая кораблю «Арго» попутный ветер. Когда корабль бросил якорь в порту города Салмидесса, Бореады отправились к Финею, мужу их сестры Клеопатры, который был наказан богами тем, что голодал не по своей воле.
Как только ему подавали еду, тотчас же прилетали чудовищные гарпии и оскверняли пищу. Бореады погнались за налетевшими гарпиями и таким образом спасли Финея. Но настигнуть всех гарпий им не удалось, и они погибли.
Есть и другой вариант. Во время путешествия на «Арго» мореходы оказались на острове. Оруженосец Геракла Гилас, отправился один осматривать местность, заблудился и попал в смертельные объятия нимф, которые увлекли его на дно реки. Геракл отправился на поиски Гиласа и долго не возвращался. Тогда Бореады в нетерпении стали подгонять аргонавтов, они убедили команду не ждать Геракла и продолжить путешествие без него. А потом Геракл и вовсе прервал дальнейшее путешествие, так как его ждали другие дела, но он не забыл о нетоварищеском поведении Бореадов по отношению к нему.
Геракл подстерег их на острове Тенос и убил. На могиле Калаида и Зета Геракл установил камень, который издавал долгие печальные звуки, когда ветер дул с севера
БОРЕЙ(греч.) — бог северного ветра, сын Астрея и Эос, брат Зефира и Нота, отец Бореадов (Калаида и Зета). Однажды, проносясь над Аттикой, Борей увидал Орифию и полюбил ее. Напрасно он просил прекрасную девушку стать его женой. Отказал Борею и ее отец Эрихтей. Тогда Борей разгневался на них, ведь все подчинялось его могуществу. Он мог с корнем вырывать деревья, содрогать землю, вздымать огромные волны, а теперь должен униженно молить смертных. Взмахнул Борей могучими крыльями, зашумели вековые леса. Все сокрушая на своем пути, Борей понесся в Афины, схватил Орифию и улетел с ней далеко на север. Так она стала его женой и матерью двух детей: Калаида и Зета. Подобно отцу, Бореады олицетворяли ветры, их действия быстры и стремительны, они участвовали в походе аргонавтов. Борей может превращаться в коня, от брака с эринией и гарпией у Борея лошадиное потомство. Греки изображали бога северного ветра крылатым, длинноволосым и бородатым мужчиной.
БОРОДА (Лев 13:29-30) - со стороны Иудеев бороде оказывалось не мало внимания (Пс 132:2). Считалось большим оскорблением, если кто, в раздражении или для выражения своего презрения к известному лицу, щипал его бороду, или брался за оную, тогда как целование бороды служило особенным знаком уважения и дружбы. Вырывание волос из бороды, или полное снятие оной и небрежение о чистоте ее и приличном виде служили знаком глубокой печали (1Езд 9:3, Ис 15:2, Иер 41:5, 48:37). Арабы даже и в настоящее время оказывают большую заботливость о бороде. Они торжественно клянутся ею и, чтоб выразить самые лучшие благожелания гостю или другу, обыкновенно говорят: да хранит Аллах твою бороду! Передают, что один Араб, раненый в нижнюю челюсть, решился скорее рискнуть жизнью, чем дозволить сбрить себе бороду для освидетельствования врачом раны. Седая борода доселе еще считается у жителей Востока символом мудрости, равно как мерилом преклонных лет и почтенной старости. Из сего можно видеть, как сильно и язвительно было оскорбление, нанесенное царем Анноном посланным к нему от Давида (2Цар 10:4-5). Из сего также можно уразуметь особенную силу выражения в книге пророка Иезекииля (5:1-5). Египтяне имели обыкновение оставлять небольшой клок волос на краю подбородка. Иудейский закон (Лев 19:27) воспрещал подражание сему языческому обычаю. Прокаженные (Лев 13:45), равно как разные лица, во время плача, или сетования (Мих 3:7), закрывали усы, т.е. лице до верхней губы; но священники никогда не портили своей бороды. Ассирияне, как можно видеть на древних Ниневийских памятниках особенно занимались расческою своих бород. Археологи говорят, что они нередко даже носили фальшивые бороды.
БОРОНА(Ис 28:24, Иов 39:10) - неизвестно, какой вид имела борона в древности на Востоке. Быть может, она была в роде плетеной решетки, или походила более на грабли, чем на нашу борону. На основании слов пророка Исаии 28:24- 25, можно думать, что она состояла, как и в настоящее время в Египте, просто из крепкой доски, к двум углам которой привязывались веревки, в которую впрягали волов, и в таком виде борону волочили по вспаханному полю, чтобы разбивать земляные комья; для того же, чтобы она была тяжелее, на нее накладывали камни, или и сам погонщик садился на нее.
БОРТЕ-ЧИНО («сивый волк»), в мифологии монгольских народов перво- предок. Согласно генеалогическому мифу в монгольской летописи «Сокровенное сказание» (13 в.), объясняющему происхождение монгольских племён и княжеских фамилий, Б.-Ч. со своей женой Хо Марал («каурая лань») переплыл море Тенгиз и стал кочевать около горы Бурхан-халдун, у истоков реки Онон. Нашедшие в их именах отражение волк, олень (лань) относятся к числу древнейших тотемов монголоязычных племён Центральной Азии (сяньби, кидани), а волк почитался в средневековье также и рядом тюркских народов (орхонские тюрки, огузы, уйгуры, усуни). Наряду с этим «Сокровенное сказание» называет Б.-Ч. «родившимся по соизволению Дегере-тенгри» («верховного неба»), а летописец 18 в. Мерген Геген — «сыном неба» (таким образом, в летописях, по-видимому, отразились мифологические представления и о тотемическом, и о небесном происхождении монгольских родоплеменных групп). В «Сборнике летописей» Рашид ад- дина (14 в.) Б.-Ч. — один из князей (эмиров) монгольских племён, вышедших из урочища Эргунекун. Причиной первоначального переселения Б.-Ч. летописец 17 в. Лубсан Дандзан называет его конфликт со старшими братьями (сказочный мотив, неоднократно повторяющийся в монгольских генеалогических преданиях, ср. Бодон- чар). У Мерген Гегена имя Хо Марал переосмысливается, она оказывается «госпожой Марал из рода Хова», которая осталась беременной после смерти мужа — вождя племени, обитавшего около горы Бурхан-халдун. Б.-Ч. женится на ней и таким образом занимает пустующее место владыки. В любом случае, появляется ли он вместе с Хо Марал или женится на ней потом, Б.-Ч. выступает как пришелец, занявший княжеский престол у народа, по тем или иным причинам не имевшего государя (ср. Бодончар). Так к мотивам тотемического и «небесного» происхождения Б.-Ч. подключается мотив приглашения на царство или занятия трона посредством женитьбы. В летописях 17 —18 вв. монгольский генеалогический миф увязывается с буддийской квазиисторической родословной индийских и тибетских царей: Б.-Ч. оказывается младшим сыном одного из семи мифических тибетских «престольных государей», а именно — «златопрестольного» (Алтан сандали- ту хаган).
БОСОРКАНЬ, в венгерской мифологии ведьма; в народных поверьях Б. — безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных (собаку, кошку, козу, лошадь, свинью). Она может вызвать засуху, наслать порчу на людей (её магии приписывают внезапные болезни и недомогания) и животных (в результате чего молоко коровы, напр., оказывается смешанным с кровью или исчезает вовсе). Б. вредят людям преимущественно ночью, время их особой активности — Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) и день святого Георгия (24 апреля), покровителя скота (на рассвете которого ведьмы голыми собирают росу, чтобы увеличить удой своей коровы). См. также ст. Ведьмы.
БОТКИНСергей Петрович (1832 – 1889 гг.), один из основоположников русской клинической медицины, первый в России поставивший ее изучение на естественно научной основе, профессор Военно-медицинской академии. Б. в своих воззрениях исходил из целостного понимания организма, находящегося в неразрывной связи со своей средой и управляемого нервной системой. Б. создал новое направление в медицине, названное И. Павловым нервизмом.
БОТКИН ШИРТКА, Ботоко-Шйр- тга, Батоко-Шёртуко, в мифологии ингушей культурный герой. Согласно одному из мифов, дал людям плуг, водяную мельницу. В нарт-орст- хойском эпосе Б. Ш. наделён сверхъестественным свойством — отправляться в преисподнюю и возвращаться обратно; когда нарт-орстхойцы набрасываются на него, чтобы убить, он тут же исчезает под землёй. Во всех предприятиях нарт-орстхойцев Б. Ш. — их советчик, выручающий в критических положениях, они же, использующие его смекалку и ум, постоянно его изводят.
БО – ХУБай-ху, («белый тигр»), в древнекитайской мифологии один из духов четырёх стран света (наряду с Цин-луном, Чжу-цяо, Сюань-у), зверь — покровитель Запада, где находится страна мёртвых. Бай-ху также называлось одно из созвездий (из семи звёзд). Появление Бай-ху устрашало всякую нечисть и одновременно рассматривалось как знак прогресса мирных наук. Согласно легенде, Бай-ху однажды при династии Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.) был пойман и в его честь воздвигли храм. Бай-ху часто изображали на стенах погребальных сооружений, на знамёнах, которые в походах несли позади войска (впереди несли знамя с зелёным драконом — Цин-луном). В средневековом Китае Бай-ху рисовали наряду с Цин-луном на воротах даосских храмов в функции стража. На поздних народных лубках Бай-ху выступает уже в человеческом облике. Как дух созвездия из семи звёзд Бай-ху выведен в фантастическом романе 16 в. «Фэн шэнь яньи» («Возведение в ранг духов») под именем Инь Чэн-сю.
БОХИМ (плачущие; Суд 2:5) - местечко, близь Галгал, названное так потому, что сыны Израилевы плакали здесь, в последнее время жизни Иисуса Навина, вследствие обличения за неповиновение Богу, сделанного им Ангелом Господним.
БОХРУ (перворожденный его; 1Пар 8:38, 9:44) - один из сынов Ацела, колена Вениаминова.
БОЦЕЦ(белый, светлый; 1Цар 14:4) - название одной из двух острых скал, по которым проходил Ионафан, пробираясь тайно в неприятельский Филистимский стан. В настоящее время местонахождение этих скал точно неизвестно, хотя и полагают, что они находились близь Михмаса и Гивы, в колене Вениаминовом.
БРАХМА (др.-инд.), в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма (см. Тримурти). В этой триаде Б. как создатель вселенной противостоит Вишну, который её сохраняет, и Шиве, который её разрушает. Но такое распределение функций в мифологических сюжетах нередко нарушается; это даёт основание предположить, что в архаических слоях эпоса Б. совмещал все три функции. В отличие от Вишну и Шивы, Б. — наиболее абстрактное божество триады и меньше, чем они, вовлечено в сюжеты мифов. Б. играет важную роль в основных системах индуистского умозрения. В ведах Б. как бог — создатель вселенной отсутствует, но эти функции отмечены у Праджапати, который в относительно поздних текстах отождествляется с Б. (ср. «Каушика- брахману» и «Тайттирия-самхиту», упанишады, сутры). Характерно, что в эпосе за Б. в числе его эпитетов-ипостасей упоминаются Тваштри («творец»), Дхатри («установитель»), Видхатри («распределитель»), Лока-ГУРУ («наставник мира»), Парамештхин («высочайший») и т. п., сохраняется за ним и эпитет Праджапати («владыка сущего», «перворождённый»). Б. изображают красным, лотосооким, с бородой, у него четыре лица, четыре тела и восемь рук, в которых четыре веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенная ложка, иногда цветок лотоса, жемчужное ожерелье и лук. Б. «подобен тысяче солнц» («Араньякапарва» 194, 15 в «Махабхарате»), сияющ, могуч, непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы Меру, а передвигается верхом на лебеде. Согласно «Ману-смрити», пуранам, «Махабхарате» (XII), Б. рождается в яйце, золотом зародыше, плавающем в первобытных водах; проведя в яйце год (поэтому Б. равен году), он силой мысли разделяет яйцо на две половинки; из одной создаётся небо, из другой — земля; между ними возникает воздушное пространство. Далее появляются пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), мысль, а ещё позже — боги, жертвоприношение, три веды, звёзды, время, горы, равнины, моря, реки, наконец, люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений (жар — холод, сухость — влага, горе — радость и т. п.). Сам Б. разделяется далее на две части — мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые, демоны. Всё живое, весь мировой порядок контролируется, управляется и направляется Б.; он, собственно, и является воплощением творческого принципа существования, персонификацией абсолюта как высшего объективного начала, из оплотнения которого возник тварный мир; в этой связи Б. противостоит индивидуализированное и субъективное начало — атман. Б. не только создаёт мир: его жизнь, превышающая жизнь всех других богов (он «вечно древен»), определяет хронологические рамки вселенной. Б. живёт сто «собственных» лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 ООО ООО ООО «человеческих» лет. День Б. равен всему сроку существования данного мира, а ночь Б. равна времени, когда он бездействует, отдыхая от предыдущего акта творения. День Б. состоит из тысячи «больших веков» (махаюга), каждый из них равен 4 320 ООО «человеческих» лет, или 12 ООО «божественных» лет. Каждая махаюга делится на четыре огромные эпохи (см. Юга): критаюгу, третаюгу, двапараюгу и калиюгу; после окончания калиюги огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную, но она снова будет сотворена Б. Мифология Б. полнее всего представлена в эпосе (где, между прочим, есть сюжеты, позволяющие говорить о тождестве Б. и Праджапати, ср. миф о творении в «Шатапатха-брахмане» (XI) и в «Махабхарате» (XII). У Б. рождаются силой духа сыновья — Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу. Именно они становятся родоначальниками богов и людей. Люди появляются также в результате инцестуозных отношений Б. с его дочерью, выступающей под разными именами (Вач, Сарасвати, Сандхья, Шатарупа, Брахмани). Другой важный мифологический сюжет связан с супругой Б. — Савитри («Араньякапарва», «Матсья-пурана»): создав сыновей, Б. не получает удовлетворения и решает облегчить своё существование, породив с помощью произнесения священного слога из половины своего тела богиню Гаятри (носившую указанные выше женские имена, в т. ч.— Савитри). Очарованный ею, Б. создаёт себе четыре лица, чтобы, не отрываясь, смотреть на Савитри. Заметив страсть Б., она отправляется на небеса, к братьям, а у Б. возникает пятое лицо, обращённое вверх. После инцеста Шива отрубает Б. пятую голову. В вишнуитской «Брахмавай- варта-пуране» Вишну обвиняет Б. в том, что тот отказался сойтись с воспылавшей к нему страстью Мохини; после этого Вишну заставляет Б. каяться и вызывает последовательное появление десяти-, сто- и тысячелико- го Б., которые посрамляют четырёхли- кого Б., занимая более почётные места в небесной иерархии. Эти сюжеты, несомненно, отражают сдержанное отношение к культу Б. среди вишнуитов и шиваитов, занимавших первенствующее место среди адептов индуизма. Возможно, этим же объясняется слабое развитие культа Б., тесно связанного с подвижничеством и аскетизмом. Из других сюжетов с участием Б. (особенно в эпосе) заслуживают особого внимания: рыба как воплощение Б. спасает Ману во время потопа (Мбх. III, ср. Шат.-бр. I); Б. порождает смерть в виде женщины; Рудра как порождение гнева Б.; повеление Б. асуре Ушанасу и Рудре заключить мир (Вишну-пур. IV); рождение На- рады из бедра Б.; участие Б. в сюжете сказания о Сунде и Упасунде (Мбх. I); в сюжете рождения Сканды («Матсья-пурана»); назначение Б. хранителей мира (локапала); участие Б. в сотворении богини Кали («Маркандейя-пурана»); в сюжетах о Дхундхумаре, ангирасах, Раме, Раване, Гаруде, поединке Индры и Вритры, сошествии Ганги на землю, разрушении крепости асур Трипуры и т. п. Правда, чаще всего роль Б. не специализирована: он является, повелевает, одаривает, исполняет просьбы, даёт советы, утешает. Известен ряд мифов, где вместо Б. выступает Вишну, иногда и Шива, которые, став центром мифологических сюжетов индуизма, сильно оттеснили Б.
БРАХМАЛОКА (др.-инд. и пали «мир Брахмы»), в древнеиндийской мифологии верхний рай или седьмое небо. В индуистской мифологии Б. считается обителью Брахмы и располагается, согласно космологическим представлениям (см. Лока), на вершине горы Меру или же высоко над нею. В Б. попадают те смертные, которые при жизни отличались исключительной праведностью и за это избавились от бесконечной цепи рождений — сансары; они живут в Б. в созерцании истины и состоянии вечного блаженства. По одним мифам Б. состоит из нескольких областей: в махарлоке пребывают Бхригу и некоторые Праджапати, в джанарлоке — трое сыновей Брахмы; в тапар (или тапо ) локе обитает Вирадж; и, наконец, в сатьялоке («мире истины») — сам Брахма, погружённый в медитацию. По другим мифам, с Б. идентифицируется только сатьялока. Все области Б. разрушаются во время великого уничтожения космоса — махапралаи — в конце жизни Брахмы (см. Кальпа). п. г. В буддийской мифологии Б. — высшие девалоки, которые образуют две сферы в сансаре — «сферу, имеющую формы» (рупавачара или рупадхату), и «сферу, не имеющую формы» (арупа- вачара или арупадхату). К первой относятся шестнадцать отдельных небес: девять низших Б., асаньясатя, брихатпала и пять небес с общим названием — суддхаваса (высшее небо среди них по мифологической традиции хинаяны — акаништха). Вторая сфера состоит из четырёх небес и считается выше первой. В мифологической традиции ваджраяны наивысшим небом считается акаништха (располагается над арупавачарой), где обитает ади-будда. Боги, населяющие Б., называются брахмами или «богами, имеющими тела брахмы» (брахмакаика-дева). В буддийских текстах встречаются имена многих брахм: Туду, Нарада, Сахампати и др. Буддийская мифология не признаёт Брахмы в качестве творца мира, даже т. н. великие брахмы (маха- брахма) подчиняются законам кармы. Б. достигается людьми, погружающимися в глубокое созерцание (дхьяна).
БРАХМАН –в древнеиндийской религии, мировоззрении и исходящих из него философских учениях – высшая субъективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из к-рого возникает мир со свеем, что в нем находится. Вместе с тем все, что есть в мире разрушается, растворяясь в Б., сам же он вне времени и пространства, вне причинно-следственных отношений, свободен от качеств и действий, внеположен явленному (феноменальному) миру и невыразим в положительных терминах и рамках какой-либо частичной логики. Поэтому чаще всего Б. определяется отрицательно – немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерожденный, лишенный образа, безначальный, бесконечный, «не то, не это» и т.п. Не постигаемый обычным сознанием или различными рационально умозрительными конструкциями, Б. познается лишь высшей духовной интуицией, лежащей в основе целостного опыта (анубхава). В древнейших текстах Вед слово Б. относится еще скорее к сфере ритуальных понятий. Умозрительная концепция универсального Б. впервые была сформулирована в ранних упанишадах. Б. становится единой абсолютной реальностью, исполненной высшего смысла; трансцендентный Бог ранневедийской эпохи вводится в Б. и становится имманентным ему. Вне Б. ничего нет, но все, что есть в бытии, в жизни, заключено в Б., как в зародыше, из к-рого разворачивается весь явленный мир: «Существует два образа Б. – воплощенный и невоплощенный, смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный» (Брихадаранъяка упанишада). Истинная универсальность Б. достигается им через осознание самого себя, обретение субъективного аспекта в самопознании – учение о тождестве Б. и атмана, объекта и субъекта, мира и души (индивида), выражающегося в формулах «этот атман есть Б.», «это Б., это атман». «я есмь Б.» и как итог и наиболее абстрактное выражение тождества: «это – ты». При всем этом Б. соотносителен атману и отнюдь не всегда тождественен ему. Реальность Б. является как бесконечное сознание (джнана) себя самого и как высшее блаженство (ананда). Особенно интенсивно учение о Б. разрабатывалось в адвайта – веданте. Согласно Шанкаре, Б. – это чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием, оно едино и содержит в себе все. По отношению к эмпирическому миру множественности б. выступает как творец, зиждитель и разрушитель. С трансцендентной же точки зрения, осознающей иллюзорность этого мира, Б. предстает как абсолютное бытие, лишенное каких-либо атрибутов. Учение Шанкары о Б. – высшая точка в развитии этого понятия как образа абсолютного единства. Рамануджа в ряде вопросов уже отступает от этой идеи ( учение о самообнаруживающемся Б. в его соотношении с майей, об абсолютном единстве, содержащем в себе множественность, о соотношении Бога и Б., единству к-рого присущи различия и т.д. (см. Вишишта- адвайта).
БРАХМАН –(санскр.) – представитель высшей варны или касты в Индии, профессиональный жрец в брахманизме и индуизме. Согласно верованиям древних индийцев, каста Б. произошла из уст Брахмы, поэтому через Б. говорит сам Бог. Исходя из этого, только Б. могли совершать жертвоприношение, изучать и толковать Веды и заниматься культовой деятельностью.
БРАХМАНИЗМ –религия в Древней Индии. Являющаяся по существу дальнейшим развитием ведической религии а период становления государственности у ариев, покорившими Индию. К священной литературе Б. относятся Веды и обширные к ним комментарии (брахманы, ариньяки, упанишады). Б. давал религиозные обоснования деления общества на варны, учению о переселении душ. Б. считал необходимым беспрекословное подчинение брахманам, обожествление царской власти. Выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Все это создает благоприятную карму и ведет к новому лучшему перерождению, а в конечном счете к слиянию с высшим абсолютом с Богом творцом Брахмой, ибо все живые существа лишь его частицы. Нарушение дхармы приводит к несчастливым перерождениям. В Б. осталась вера в основных богов ведической религии, хотя некоторые их функции изменились, отражая новые общественные отношения.
БРАХМАЧАРЬЯ –1) Ученичество (санскр.). В древней Индии жизнь благочестивого дваждырожденного должна была состоять из 4-х периодов (ашрам). В первом периоде он был учеником (брахмачарин), во втором домохозяином (грихастха), в третьем лесным отшельником (ванапрастха), в четвертом – бродячим аскетом (саньяси). Поскольку человеку уже было определено место в обществе согласно его происхождению, в ученичестве стало главным воспитание брахмана, кшатрия или вайшья той профессии, к-рая была главной в семье. Но для того, чтобы они имели возможность изучать профессию своей варны они должны предварительно в эту варну вступить, т.е. пройти посвящение (второе рождение). Вот почему члены трех высших варн называются также дваждырожденными. Обычно ученик жил в доме учителя (гуру, ачарья) и находился в положении, при к-ром мало отличался от прислуги. Работа на учителя в период ученичества былаосновной платой за обучение. Позже появились и профессиональные платные учителя.
2) Один из пунктов первой ступени йоги Патанджали (аштанга йога) – ямы.(ликвидация, воздержание). Б. означает половое воздержание, целибат.
Но в Йоге требование полового воздержания имеет не только этический, но и психофизиологический смысл. По учению Йогов, всякий, кто берется за их упражнения, должен проявлять абсолютное воздержание в поступках, желаниях и даже мыслях, тогда жизненная энергия, которая неразумно растрачивается в половых общениях, сохраняется в организме и трансформируется в высшую психическую энергию (Оджас). Оджас конденсируется главным образом в мозге, делая его крепким и способным выносить чрезвычайно напряженные и тонкие вибрации духовной сферы, без приобщения к которой никакое духовное развитие невозможно. Йог, который конденсирует всю свою половую энергию в мозге, называется Урахварета. Тогда он не только обладает сильным умом, приспособленным к тонким вибрациям, к токам высокого духовного напряжения, но эта энергия дает ему, колоссальный запас сил и жизненности, способной полностью омолодить его физическое тело, сделать его совершенным (Деха Сиддхи), и, в добавление ко всему этому, приобретается ясновидение (Дивья Дришти) и освобождение (Мукти). Напротив, тот, кто не сохраняет свою жизненныую энергию и все же упражняется в Йоге, неминуемо расстраивает свое физическое и психическое здоровье. «Смерть есть семени потеря, Сохранение — есть жизнь», - говорится об этом в Хатха-Йога-Прадипике.
В результате упражнений Йог становится в полном смысле слова Урдхваретас, то есть все его жизненные силы концентрируются «вверху» (в мозге), и он без особых усилий достигает сверхсознания. По утверждению Свами Шивананда Сарасвати, «если вы можете соблюдать Акханда Брахмачарья (без единого перерыва) в течение 12 лет, вы совершенно без всякого усилия, самопроизвольно войдете в состояние Нирвикальпа Самадхи (высочайшее состояние экстаза, дающее освобождение и совершенство)».
БРЕД –не соответствующие реальности представления и умозаключения , в ошибках к-рых патологически убежденного в их правильности субъекта невозможно разуверить. Б. выступает симптомом многих психических заболеваний, при этом его содержание может быть самым разнообразным: Б. преследования, отравления, ревности, величия, и т.д. Различают Б. двух видов при первом нарушается когнитивная сфера – больной подкрепляет рядом субъективных доказательств, объединенных в «логическую» систему, при втором нарушается сенсорная сфера – Б. больного носит образный характер с преобладанием грез и фантазий, В некоторых случаях Б. сопровождается аффективным проявлением страха, безотчетной тревоги, ощущением неясной опасности (например, параноидный Б. преследования, при к-ром больной каждый жест и поступок окружающих истолковывает как «сговор, подачу знаков» и т.д. и потому стремится убежать, скрыться и т.п.). Б. необходимо отличать от сверхценных идей, при к-рых та или иная реальная жизненная проблема приобретает в сознании психически здорового субъекта чрезмерно большую (сверхценную) значимость.
БРЕДОВЫЕ РАССТРОЙСТВА - представляют собой симптомы содержательных нарушений мышления. Каплан и Садок определяют бред как ложные убеждения, к-рые не могут быть устранены при помощи логических рассуждений и к-рые не соответствуют интеллекту и культурному происхождению индивидуума. Упоминания о случаях бреда встречаются в библейских текстах и древней китайской мед. литературе. В обоих источниках подобное содержание мышления рассматривалось как признак психич. расстройства. Бред отличается от нетрадиционного, произвольного мышления или непопулярных политических убеждений. В разные времена диагностика бреда становилась политическим событием, когда выражение индивидуумом культурно или политически отличающихся воззрений рассматривалось как бред. Бред как симптом психич. расстройства обычно основан на специфической логике или явно невероятном восприятии сенсорных или соматических процессов. Нарушение логики и отсутствие правдоподобия придают бредовым построениям их уникальные черты.
Формально не предпринималось попыток составить полную классиф. Б. р. Однако мн. приведенные ниже типы бредового мышления описаны и обозначены в DSM-IV (1994). Примером причудливого бреда является убеждение, что все люди, одетые в красное, являются носителями определенного тайного послания, ниспосланного каким-то божеством. При созвучном аффекту бреде депрессивный больной может иметь ошибочное убеждение в том, что совершил ужасное преступление. При нигилистическом бреде больной может думать, что он сам, окружающие люди и весь мир не существуют. Эротоманический бред может сопровождаться представлением о том, что в пациента кто-то влюблен — обычно лицо более высокого соц. положения. Богатые люди могут иметь ошибочное убеждение в исчезновении своей собственности. К случаям соматического бреда относятся ложные убеждения относительно функций организма — напр., что мозг размягчился, легкие и желудок исчезли, отсутствует правая или левая часть тела и т. д. Хорошо известный бред величия является преувеличенным представлением о собственной важности или собственной личности как о ком-то более великом и могущественном — напр. Боге или президенте. Больные, страдающие бредом преследования, убеждены, что внешние силы преследуют их или желают причинить зло. Бред отношения — это ложное убеждение больного в том, что окружающие осуждающе говорят о нем. Существует бред самообвинения в воображаемых преступлениях, бред контроля со стороны окружающих, бред супружеской неверности и т. д. Ариети указывает на то, что бредовые построения могут быть фрагментированными и рудиментарными или же хорошо развитыми и высоко систематизированными. Рудиментарные бредовые идеи могут наблюдаться на начальных этапах в связи с интоксикациями, соматическими расстройствами, а тж при хронических прогрессирующих психич. и соматических заболеваниях. Систематизированный бред встречается у параноидных больных, оставляя их мышление более интактным в др. областях. Распространенность Б. р. трудно поддается оценке, т. к. люди неохотно признаются в наличии бредовых идей в беседах со специалистами. Склонность экспертов рассматривать лиц, воспроизводящих реальность в форме выдумки, как эксцентричных, тж не способствует выявлению бредовых больных в официальной обстановке, в особенности в сельской местности. При обследовании 125 пациентов, поступавших в дома для престарелых, Моррис, Ровнер, Фолштейн и Джерман диагностировали Б. р. в 21% случаев. Вестермейер, Лифунь, Ваменхолм и Вестермейер обнаружили индуцированный бред «фатального заражения» приблизительно у 10% психиатрических пациентов, беженцев из Юго-Восточной Азии, принадлежавших к этнической группе хмон.
Согласно DSM-IV, бред является главной характеристикой параноидного Б. р. Бред может наблюдаться как вторичный или сопровождающий симптом при большом депрессивном эпизоде с психотическими чертами, биполярном расстройстве, кратковременном реактивном психозе, бредовом расстройстве, вызванном злоупотреблением каннабиоидами, галлюциногенами, опиоидами, ингалянтами и фенилциклидином, при индуцированном психозе, мультиинфарктной деменции с депрессией, нарциссическом расстройстве личности, органическом бредовом синдроме, первичной дегенеративной деменции (болезни Альцгеймера), шизоаффективном расстройстве, шизофрении и шизофреноформном расстройстве. Начало бредового параноидного расстройства обычно приходится на возраст 35—45 лет; данные о половых различиях в заболеваемости противоречивы. Начало и течение определяются общим ходом процесса, компонентом к-рого является бредовой синдром. При относительно кратковременных расстройствах, вызванных злоупотреблением психоактивных веществ, процент выздоровления выше, чем при хронических процессах.
По данным проведенного в Дании 4-летнего катамнестического исслед. 88 первично госпитализированных больных с бредовым психозом, полная ремиссия наблюдалась лишь у 25%. По данным проведенного в Норвегии катамнестического исслед. 72 первично госпитализированных больных с бредовым расстройством, при длительности катамнеза в среднем 10 лет, установлено, что длительность наличия симптомов до госпитализации является значимым предиктором исхода. Для диагностики стойкого Б. р. предложена минимальная продолжительность болезненных проявлений в течение 6 месяцев.