Классификация методов психологии


Классификация С.Л. Рубинштейна.

2 группы методов:

1) ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ:

А) Наблюдение – внешнее и внутреннее

Б) Эксперимент – естественный, лабораторный, психо-педагогич, физиологический

2) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:

А) приемы изучения продуктов деят-ти

Б) беседа

В) анкета


Классификация Б.Г. Ананьева.

4 группы методов выделены на основе этапов проведения исследования:


1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ:

А) сравнительный

Б) лонгитюдный

В) комплексный

2) ЭМПИРИЧЕСКИЕ:

А) обсервационные (наблюдение, самонаблюдение);

Б) эксперимент (лабораторный, полевой, естественный);

В) психофизиологические;

Г) анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы);

Д) моделирование;

Е) биографический метод.

3) МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ:

А) методы математич статистики

Б)качественного описания

4) ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ МЕТОДЫ

А) генетические (фило- и онто-);

Б) структурные (классификация, типологизация).


Классификация М.С. Роговина и Г.В. Залевского.

Метод — это выражение некоторых соот­ношений м/у объектом и субъектом в процессе познания.

^ 6 ос­новных психологических методов:

1) герменевтический— соответству­ющий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тож­дественны);

2) биографический — выде­ление целостного объекта познания в на­уке о психике;

3) наблюдение — диффе­ренциация объекта и субъекта познания;

4) самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации;

5) клинический — на первый план выходит задача перехода от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам;

6) эксперимент как активное про­тивостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

Классификация Дружинина.

3 клас­са методов:
а) Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения первой группы методов являются данные, фиксирую­щие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.

б) Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования). Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественноязыковой, знаково-символической или пространственно-схема­тической:


2.1. Дедуктивный – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.

2.2. Индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.

2.3. Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдедукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/ или доступный для исследования. Результат – модель объекта, состояния, процесса:

^ 2.3.1. Структурно – функциональное –исследователь для выявления структуры отдельной системы по ее внешнему виду, выбирает или конструирует ее аналог – другую систему, обладающую сходным поведением. Это основной метод психологического исследования и единственный в естественнонаучном психологическом исследовании.

^ 2.3.2. Функционально – структурное -исследователь по сходству структуры модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Метод распространен во многих науках, в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологи и др.
в) Итерпретацияиописание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схе­мами). Это «место встречи» ре­зультатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их вза­имодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляе­мыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, ин­дуктивной гипотезы.

Классификация Г. Пирьова.

6 групп методов:

1. Наблюдение(наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта):
1.1. Объективное:
1.2Самонаблюдениеили субъективное наблюдение:

2. Эксперимент (эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого):
2.1. Лабораторный
2.2. Естественный
3. Моделирование (моделирование – опосредованное исследование, при котором изучается не сам интересующий исследователя объект, а некоторая созданная модель, считающаяся посредником между объектом и исследователем):

а) физическое и математическое;

б) имитационное и схематическое;

в) кибернетическое.

4. Психологическая харакетристика (синтетически – методический прием).

^ 5. Вспомогательные методы:

а) физиологические, фармакологические, биохимические и т.п.;

б) математические и статистические;

в) графические.

^ 6. Специальные методические подходы:

а) сравнительный метод (суть которого сводится к статистическим способам сравнения);
б) генетический метод/эволюционный (когда мы говорим о развитии или видоизменении какого – либо явления):
в) патопсихологический метод.

Наши рекомендации