Классификация методов психологии
Классификация С.Л. Рубинштейна.
2 группы методов:
1) ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ:
А) Наблюдение – внешнее и внутреннее
Б) Эксперимент – естественный, лабораторный, психо-педагогич, физиологический
2) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:
А) приемы изучения продуктов деят-ти
Б) беседа
В) анкета
Классификация Б.Г. Ананьева.
4 группы методов выделены на основе этапов проведения исследования:
1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ:
А) сравнительный
Б) лонгитюдный
В) комплексный
2) ЭМПИРИЧЕСКИЕ:
А) обсервационные (наблюдение, самонаблюдение);
Б) эксперимент (лабораторный, полевой, естественный);
В) психофизиологические;
Г) анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы);
Д) моделирование;
Е) биографический метод.
3) МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ:
А) методы математич статистики
Б)качественного описания
4) ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ МЕТОДЫ
А) генетические (фило- и онто-);
Б) структурные (классификация, типологизация).
Классификация М.С. Роговина и Г.В. Залевского.
Метод — это выражение некоторых соотношений м/у объектом и субъектом в процессе познания.
^ 6 основных психологических методов:
1) герменевтический— соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны);
2) биографический — выделение целостного объекта познания в науке о психике;
3) наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания;
4) самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации;
5) клинический — на первый план выходит задача перехода от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам;
6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.
Классификация Дружинина.
3 класса методов:
а) Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения первой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.
б) Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования). Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественноязыковой, знаково-символической или пространственно-схематической:
2.1. Дедуктивный – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.
2.2. Индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.
2.3. Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдедукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/ или доступный для исследования. Результат – модель объекта, состояния, процесса:
^ 2.3.1. Структурно – функциональное –исследователь для выявления структуры отдельной системы по ее внешнему виду, выбирает или конструирует ее аналог – другую систему, обладающую сходным поведением. Это основной метод психологического исследования и единственный в естественнонаучном психологическом исследовании.
^ 2.3.2. Функционально – структурное -исследователь по сходству структуры модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Метод распространен во многих науках, в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологи и др.
в) Итерпретацияиописание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.
Классификация Г. Пирьова.
6 групп методов:
1. Наблюдение(наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта):
1.1. Объективное:
1.2Самонаблюдениеили субъективное наблюдение:
2. Эксперимент (эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого):
2.1. Лабораторный
2.2. Естественный
3. Моделирование (моделирование – опосредованное исследование, при котором изучается не сам интересующий исследователя объект, а некоторая созданная модель, считающаяся посредником между объектом и исследователем):
а) физическое и математическое;
б) имитационное и схематическое;
в) кибернетическое.
4. Психологическая харакетристика (синтетически – методический прием).
^ 5. Вспомогательные методы:
а) физиологические, фармакологические, биохимические и т.п.;
б) математические и статистические;
в) графические.
^ 6. Специальные методические подходы:
а) сравнительный метод (суть которого сводится к статистическим способам сравнения);
б) генетический метод/эволюционный (когда мы говорим о развитии или видоизменении какого – либо явления):
в) патопсихологический метод.