Тема 3. Когнитивные функции психики. Мышление.
ПЛАН
1. Общая характеристика мышления.
2. Формы мышления.
3. Операции мышления.
4. Свойства мышления.
5. Виды мышления.
6. Мышление как самостоятельная деятельность.
Терминологический тезаурус: гибкость мышления, критичность мышления, самостоятельность мышления, представление, абстракция, абстрагирование, анализ, воображение, грезы, инсайт, мечты, мышление, обобщение, опосредование, понятие, разум, проблемная ситуация, синтез, сравнение, суждение, творческое воображение, умозаключение.
Вопросы для самопроверки
· Назовите основные характеристики мышления.
· Что вы знаете об ассоциативном течении интеллектуальных процессов?
· В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?
· Расскажите о физиологических основах мышления.
· Охарактеризуйте основные типы мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, понятийное, словесно-логическое и др.
· Что вы знаете о понятии? Расскажите об общих и единичных понятиях.
· Расскажите об умозаключении как высшей форме мышления.
· Охарактеризуйте понятие «интеллект». Как интеллект связан с мышлением?
· Какие вы знаете теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления?
· Расскажите о тестах, предназначенных для исследования различных сторон интеллекта.
· Что вы знаете о сравнении как операции мышления?
· Охарактеризуйте анализ и синтез как операции мышления.
· Дайте характеристику абстракции как операции мыслительного отвлечения.
· Расскажите о конкретизации как процессе представления единичного.
· Что вы знаете об индукции и дедукции?
· Расскажите о проблемах исследования сложных мыслительных задач.
· Что вы знаете о проблеме креативности мышления?
· Охарактеризуйте концепцию творческого мышления Дж. Гилфорда.
· Охарактеризуйте основные этапы развития мышления.
· Что вы знаете о концепции развития мышления Ж. Пиаже?
· Что вы знаете о теории развития и формирования умственных операций, разработанной П. Я. Гальпериным?
Тема 4. Конативные функции психики. Внимание.
ПЛАН
1. Общая характеристика внимания. Основные функции внимания.
2. Физиологические основы внимания.
3. Свойства внимания:
4. Виды внимания и критерии их выделения.
5. Формирование и развитие внимания:
Тезаурус:внимание, внимание непроизвольное, внимание произвольное, внимание послепроизвольное, доминанта, индукция, индукция одновременна, индукция последовательная, индукция положительная, индукция отрицательная, концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость.
Вопросы для самопроверки
· Дайте характеристику внимания как психического явления.
· Расскажите о физиологических механизмах внимания.
· Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?
· Какие вы знаете виды внимания?
· Дайте характеристику непроизвольного и произвольного внимания.
· Что вы знаете о послепроизвольном внимании?
· Назовите основные свойства внимания и раскройте их суть.
· Какие методы изучения внимания вы знаете?
· Что вы знаете об объеме внимания?
· Что такое мнимая и подлинная рассеянность?
· Расскажите о развитии внимания у ребенка.
Тема 5. Эмотивные функции психики. Эмоции. Чувства. Настроения.
ПЛАН
1. Эмоции и чувства человека.
2. Виды эмоций.
3. Высшие чувства.
4. Физиологические основы эмоций.
5. Психологические теории эмоций.
Терминологический тезаурус:эмоции, чувства, воля, локус контроля.
Вопросы для самопроверки
· Что такое «чувственный тон ощущения»?
· Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».
· Раскройте основные характеристики эмоций.
· Назовите основные виды эмоций.
· В чем заключается амбивалентность эмоций?
· Дайте характеристику высшим чувствам человека.
· Как рассматривалась проблема эмоций в 18-19 вв.?
· Раскройте суть теории эмоций Джемса—Ланге и теории эмоций У. Кэннона.
· Раскройте суть теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера.