Коммуникационные каналы и обратная связь
Тип | Канал коммуникации | Потенциал обратной связи | Скорость реагирования в системе «обратная связь» |
Написано/ напечатано Written/ Printed | Докладная записка Почта – внутренняя / внешняя Газета или журнал компании Информационный бюллетень Отчеты компании Сообщения Доска объявлений Схема | Малый Малый Малый Малый Малый Малый Малый Средний / большой | Малая Малая Малая Малая Малая Малая Малая Малая |
Речь Speech | Формальные презентации Общее собрание Собрания в департаментах, отделах Короткие групповые встречи Кружки качества Слухи Разговор «один на один» Предложение | Малый Малый Средний Средний Большой Большой Большой Большой | Малая Малая Большая Большая Большая Большая Большая Большая |
Невербальные Non-verbal | Язык жестов, телодвижений | Большой | Большая |
Механические Mechanical | Аудиомагнитофон Видеомагнитофон Телевидение Факс E-mail Телефон Интернет | Малый Малый Малый Средний Средний Большой Большой | Малая Малая Малая Средняя Средняя Большая Большая |
Терренс Митчел считает, что «устное плюс письменное сообщение, скорее всего, делают обмен информацией более эффективным в большей части случаев».
Если канал непригоден для физического воплощения символов – передача информации невозможна. Например, картина иногда достойна тысячи слов, но не при передаче её по телефону.
Если канал не слишком соответствует идее, обмен информацией может быть менее эффективен. Например, руководитель выносит выговор работнику за чашкой кофе в непринужденной беседе – работник это может воспринять менее серьезно, чем если выговор будет объявлен официальным путем письменно или на совещании.
Передача.На 3-ем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения получателю. Передача – один из важнейших этапов, здесь речь идет о физической передаче сообщения, которую многие по ошибке принимают за сам процесс коммуникации!!!
Декодирование.Получатель декодирует, преобразует полученную информацию. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если идея отправителя информации полностью воспринята получателем, то на этом процесс коммуникации заканчивается.
Но, как правило, по ряду причин, в голове получателя складывается несколько иная картина, нежели та, которую имел в виду отправитель информации. В этом случае корректировка сообщения осуществляется с помощью активизации обратной связи (необходимо, чтобы получатель продемонстрировал понимание идеи (например, пересказал логику действий); если же он произвел действия, которых ждал от него отправитель – обмен информацией следует считать эффективным) и подавления информационного шума. Процесс коммуникации должен быть двухсторонним, обратная связь включает в себя все каналы коммуникации.
Информационный шум– то, что искажает смысл или первоначальную идею. Присутствует во всей схеме коммуникационного процесса. Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум.
Источники шума:
· Язык
· Слухи
· Различия в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессе кодирования и декодирования
· Различия в организационном статусе между руководителем и подчиненным
Коммуникационная модель
3. Межличностные коммуникации: барьеры и пути их преодоления.
Сегодня некоторые исследователи (например, проф. С.Р.Филонович) считают, что в менеджменте рождается «школа человека». Это обстоятельство определяется несколькими факторами:
- Стремительное обновление технической базы как производства, так и самого менеджмента. В условиях, когда большинство практических навыков устаревает и требует коренного обновления каждые 3-4 года, возникает необходимость развития тех из них, которые в наименьшей степени подвержены эффекту старения.
- Осмысление человеческих ресурсов как источника конкурентных преимуществ в бизнесе заставляет совершенствовать именно те их параметры, которые являются специфичными для ресурсов этого вида.
- Быстрое обновление информационно-технологической базы бизнеса приводит к интенсификации взаимодействия профессиональных субкультур (например, инженерной и менеджерской), что требует нового качества межличностного общения.
- Глобализация бизнеса, связанная с интернационализацией ресурсов всех видов, в том числе и человеческих, ставит на повестку дня повышение эффективности кросс-культурного общения.
Всё это свидетельствует о том, что проблемы межличностных коммуникаций выходят сегодня на передний план.
При межличностном общении могут возникать преграды (барьеры) по поводу: