Схема 2. Социально-психологические теории 2-й половины XIX в
В Германии формируется научная школа, сосредоточившая свое внимание на изучении психологии народов. Теоретическими источниками ее послужили: учение Гегеля о народном духе и идеалистическая психология Гербарта. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили М.Лацарус (1824-1903) и языковед Х.Штейнталь. В 1859 г. был основан журнал “Психология народов и языкознание”, где была опубликована их статья “Вводные рассуждения о психологии народов”. В ней была сформулирована мысль о том, что главная сила истории – народ, или “дух целого”, который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача состояла в том, что бы познать сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа.
Идеи психологии народов также получили развитие в работах «отца психологии» В. Вундта (1832-1920). Он считал, что языки, мифы и обычаи по своему происхождению социальны. В соответствии с этим объектом социально-психологического исследования должен выступать язык, миф, обычай.
В этот период появляется другая социально-психологическая теория - «Психология масс». Вклад в ее разработку внесли французский философ Г.Тард (утверждавший значение иррациональных моментов в поведении и роль подражания), итальянский юрист С.Сигеле и французский социолог Г.Лебон (его работа «Психология народов и масс» появилась в 1895 г.). Данная теория обращалась к описанию поведения толпы, массы, проявлению паники как формы действий массы.
Теорию инстинктов социального поведения разработал английский психолог Макдугалл, который в 20-е переехал в США. Он обосновывал идею инстинктивности поведения человека, утверждая что поведение есть целенаправленное, ориентированое на будущее состояние. «Любой образец инстинктивного поведения включает знание о чем-либо (объекту), отношение к нему, устремленность к объекту или от него». В структуре инстинкта он выделял аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и аффективную (двигательную) части. Все происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции.
Макдугалл описал следующие социальные инстинкты (позднее понятие «инстинкт» было заменено понятием «склонность):
1. бегство;
2. неприятие (отвращение);
3. любознательность (удивление);
4. агрессивность, самоуничижение (смущение);
5. самоутверждение (воодушевление);
6. родительские инстинкт (нежность);
7. инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт;
8. стадный инстинкт;
9. инстинкт приобретательства, инстинкт созидания.
Итак, в конце XIX - начале XX в. ведется активный исследовательский поиск движущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чертой многих работ этого периода было выделение того или иного доминирующего фактора при анализе социально-психологической проблематики. Подобное упрощение сводило основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание Г. Лебон — внушение, У. Джемс — привычку, У. Макдугалл и У. Троттер — инстинкт, Э. Дюркгейм — «коллективное сознание».
Большое влияние на развитие социально-психологической мысли оказали труды английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882). В соответствии с принципом естественного отбора, который был им сформулирован, в «борьбе за существование» выживают особи «наиболее приспособленные». Хотя Дарвин приписывал человеку природную агрессивность, он, тем не менее, признавал роль социальных воздействий в формировании нравственных качеств человека. Дарвин подчеркивал свою веру в моральную и социальную эволюцию человека, осуществляемую благодаря социальным и культурным факторам.
Основоположник психоанализа и соответствующей научной школы, внес австрийский психолог, невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в XX в. Фрейд полагал, что инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества. Все разнообразие инстинктов Фрейд сводил к двум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (или сексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь. При этом общество рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющая его инстинктивные импульсы. В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человеческой природы. Он полагал, что те или иные действия людей направляются, главным образом, примитивными неосознаваемыми импульсами.
Американский психолог Н. Триплетт обратил внимание на то, что велогонщики часто достигают гораздо лучших результатов в ситуации непосредственного соревнования друг с другом, нежели тогда, когда проходят свою дистанцию в одиночестве, ориентируясь лишь на секундомер. С целью верификации этих выводов Триплетт провел следующий эксперимент. Задача испытуемых (детей от 8 до 17 лет) состояла в том, чтобы наматывать лесу на катушку спиннинга. В одной серии испытуемые были разбиты на пары и каждого просили работать быстрее, чем его оппонент. В другой серии испытуемые работали в одиночестве и их инструктировали наматывать лесу так быстро, как только они могут. Триплетт обнаружил, что большинство детей работали быстрее в условиях соревнования друг с другом, нежели в одиночестве. Статья Триплетта с изложением этих данных была опубликована в 1897 г. в «Американском психологическом журнале». Феномен, открытый Триплетом,получил название социальной фасилитации.
Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» и книга социолога Э. Росса «Социальная психология», вышли в 1908 г.,и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании. Каждая из этих двух книг внесла важный вклад в развитие социальной психологии как самостоятельной науки.
Значительным событием для социальной психологии стало появление крупной работы двух социологов — американца У. Томаса и поляка Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Их произведение состояло из пяти томов, выходивших в свет с 1918 по 1920 г. в США. Это был итог исследования, длившегося более 10 лет и посвященного приспособлению к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку.
Среди выдающихся исследователей, в значительной степени повлиявших на формирование лица современной социальной психологии, необходимо назвать К. Левина. Он привнес в социальную психологию концепции, экстраполированные из других наук. Из физики он заимствовал общее представление о «поле сил», а из математики — понятия топологии (отрасли знания, изучающей наиболее общие свойства геометрических фигур). Данные положения Левин использовал как основу анализа индивидуального и социального поведения. В соответствии с теоретическим подходом Левина человек и его окружающая среда являются компонентами единого динамического поля, обладающего такими свойствами, как дифференцированность, изменчивость и атмосфера. Различные части этого поля взаимозависимы. Отсюда следует, что значение одиночного факта можно понять, лишь исходя из той позиции, которую он занимает в поле. Как отмечал Левин, каждый психологический факт зависит от состояния личности и в то же самое время обусловлен окружающей средой, хотя их сравнительная важность различна в различных случаях.
К концу 1930-х гг. социальная психология достигла своего наибольшего развития в США. Подъему социальной психологии способствовало появление трех специальных журналов, посвященных этой отрасли знания. В 1936 г. Левин основал Общество психологического исследования социальных проблем, которое успешно работает по настоящий день, объединяя сейчас более трех тысяч социальных психологов США и ряда стран (в том числе и России). В те же годы начинает проявляться все более отчетливая тенденция привлечения социальных психологов к решению прикладных задач, главным образом в сфере деятельности индустриальных организаций. Выход в свет в 1968 г. пятитомного «Руководства по социальной психологии» считается важной вехой в ее развитии.