Методы и приемы психотерапии в родительском семинаре

Как специфический психотерапевтический метод родительский семинар состоит из нескольких специаль­ных приемов.

I. Лекционные приемы. Психолог сообщает родителям важную психологическую информацию. Здесь необходим специальный подбор лекционных тем применительно к







Методы и приемы психотерапии в родительском семинаре - student2.ru Методы и приемы психотерапии в родительском семинаре - student2.ru интересам и системе значимых переживаний участников семинара. Важнейшие темы:

«Законы супружеской гармонии».

«Что такое естественность в воспитании детей?»

«Искусство хвалить».

«Что такое семейный кризис и критический период в развитии ребенка?»

«Может ли наказание ребенка быть творческим?»

Самым главным в изложении указанных тем являет­ся простота, жизненность и убедительность. На семинаре неуместно оперирование научной терминологией, наобо­рот, изложение должно быть предельно доступным, но вместе с тем ни в коем случае не следует прибегать к упрощениям и житейским понятиям. Образность, убеди­тельность и вера говорящего в то, что он излагает, — главные условия успешности использования лекционно­го приема в родительском семинаре.

2. Групповая дискуссия. В родительском семинаре наиболее целесообразно использование дискуссий в двух формах: тематическая дискуссия, когда происхо­дит обмен мнениями по темам лекций, или же дис­куссия по типу анализа конкретных ситуаций и случа­ев. Темы дискуссий второго типа строятся уже не вокруг лекций специалиста, а проводятся по темам, предло­женным самими родителями. Цели дискуссии состоят в выработке оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, понимании ее психологическо­го смысла. Задача ведущего состоит в последователь­ном содействии перехода дискуссия от этапа к этапу и в том, чтобы в дискуссии наиболее полно выражались закономерные механизмы: групповая интеграция, ли­дерство, сплоченность.

Главная задача групповой дискуссии — повысить мотивацию и вовлеченность участников группы в реше­ние обсуждаемых проблем.

3. Библиотерапия. Этот прием состоит в обсуждении содержания специально подобранных для семинара книг. В основном используются книги научно-популярного ха­рактера, посвященные проблемам семейной жизни и семейного воспитания.

4. Анонимные трудные ситуации. Этот прием исполь­зуется психологом для активизации групповой дискус­сии и для повышения мотивов участников, к разреше­нию знакомых проблемных ситуаций неновыми способами. Прием направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей. Суть его состоит в том, что психолог предлагает обсудить случай, который знаком ему из его практики. Обычно это рассказ о взаимодействии родите­лей со своим ребенком, когда те или иные приемы ни­как не приводят к успеху. Психолог воспроизводит ситу­ации, которые важны для участников семинара.

Необходимо отметить, что простота методик роди­тельского семинара лишь внешняя, кажущаяся. В действи­тельности при неквалифицированном ведении родитель­ский семинар может превратиться в поучения психологов или же в советы «бывалых людей». Здесь очень важно найти правильный тон, интонацию беседы, которые задаются обдуманным и оригинальным содержанием обсуждаемых тем, а также их значимостью.

В качестве примера приведем одну из кратких лек­ций, которая послужила основой для работы семинара в одном из курсов психотерапии.

Что такое естественность в воспитании детей?

Хорошо известно, что мотивом воспитания ребенка должна быть счастливая, полноценная, творческая, по­лезная людям жизнь этого ребенка. Созиданию такой жиз­ни и должно быть посвящено правильное семейное вос­питание и правильная родительская позиция. Ведь нет ничего естественнее, чем воспитание собственного ребенка! Когда юная мать дает первый раз ребенку грудь, она не просто его кормит, она дает ему первый жизненный урок.






Методы и приемы психотерапии в родительском семинаре - student2.ru И это ей сладко, как потом будет сладко высаживать сына на горшок, учить пользоваться вилкой, переходить улицу и так далее. В каждом из нас изначально есть педагогичес­кая жилка. Она дана нам как голос, как слух, как способ­ность мыслить. Она основа человеческого контакта, кон­такта универсального, все время передающего знания, опыт, мудрость, доброту... Без нее человечество не выжи­ло бы. В воспитании детей есть естественность протянутой на помощь руки — так освободим из плена эту естествен­ность! Воспитание — это протянутая рука, побуждение шагать вперед без страха, потому что Вы рядом. А это так естественно — учить шагать... Ничего не надо в себе ло­мать, не надо искать в помощь костыли и инструкции, надо просто следовать самому себе. Жить естественно и естественно отдаваться своей воспитательной работе. Без жертвенности, без мук...

Следовать самому себе... Как же так, спросите вы? Го­ворим о воспитании ребенка, а, оказывается, думать надо о самовоспитании? Да, именно так. Многими психологи­ческими исследованиями показано, что успешность вос­питания стоит в прямой зависимости от личностного раз­вития, от гармонии или дисгармонии душевного мира взрослого.

Психологические исследования показывают, что наи­более успешно справляются с воспитанием люди, кото­рых определяет некая гармоничность душевного мира, его открытость, способность к изменениям, способность к анализу. Для воспитания ребенка наиболее приспособле­ны так называемые самоактуализированные, гармонично развитые личности. В чем же секрет личностной гармонии, каков путь ее обретения? Почему гармоничная личность способна наиболее успешно выполнять функции воспита­ния ребенка?

Самая общая характеристика личностной гармонии со­стоит в том, что гармоничный человек старается стать тем, кем он способен стать, иными словами, это человек, ко­торый наиболее полно выявляет все присущие ему задат­ки и способности. Уже из этого самого общего определе­ния становится ясной связь успешности воспитания с

гармонией душевного мира воспитателя. Ведь задача выяв­ления всех задатков и способностей ребенка — наиболее важная и основная задача правильного воспитания. По-видимому, тому, кто неустанно работает над собой, вы­являя и развивая присущие ему качества, легче научить такой работе своего ребенка. Идти вместе к единой цели легче.

Гармоничные люди непременно вовлечены в какое-то дело, деятельность, цель которой вне их самих. Они пре­одолели эгоцентризм, отсчет жизненных событий они ве­дут не от себя, а от того дела, которому служат. Они пре­даны этому делу, оно является чем-то очень ценным для них. Выполняя свою работу, активно вовлекаясь в нее, эти люди действуют так, что для них исчезает разделение между трудом и радостью. Трудиться для них — значит жить. Та­кой человек, радостно и активно отдающийся любимому делу,, совершенно естественно может создать для ребенка атмосферу радости и оптимизма ощущение заполненно­сти жизни. Одним своим присутствием, без назиданий и требований, своей наполненной жизнью, общей с ребен­ком, такой человек, такой родитель легко выполняет са­мое основное правило гигиены душевной жизни — созда­ет у ребенка ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. А такая атмосфера — наилучший фундамент пра­вильного гармоничного воспитания.

Гармоничная, развитая личность характеризуется еще и тем, какие ценности признаются наиболее высокими. Воспитатель, идеалы которого ограничиваются пусть даже самым изощренным и на вид красивым потреблением, вряд ли сможет воспитать истинно гармоничную личность в своем ребенке. Потребление всегда насыщаемо, и только созидание, творчество не знает границ. Воспитатель, так или иначе основывающий свою жизнь на потреблении, никогда не сможет сделать свой контакт с ребенком сво­бодным, диалогичным и творческим.

Гармоничный душевный мир человека означает спо­собность к полному и живому переживанию, способность тонко и самозабвенно, бескорыстно чувствовать. Но ведь именно способность к чувству, к переживанию, к эмоци-




405



ональному контакту, к любви — самое необходимое тре­бование к родителям, самое необходимое условие правиль­ного воспитания. Умение переживать, отдаваться своим чувствам существует вместе со способностью признавать и уважать чувства и переживания своего ребенка, помогает разбираться в сложной мелодии разнообразных пережива­ний подрастающего человека.

Гармонически развитые личности отдают себе отчет в том, что жизнь ставит перед каждым из нас задачу на вы­бор. Всякий раз при выборе гармоничный человек идет по пути личностного роста. Он способен снять ограничиваю­щие его привычные защитные оковы, дающие иллюзор­ное чувство безопасности. Гармоничный человек действу­ет, развивается, преодолевает страх и тревожность.

Страх, тревога за ребенка — какой матери не знакомы эти чувства? Но и житейский опыт, и многочисленные психологические исследования показывают, что родитель, охваченный страхами, находящийся в постоянной тревож­ности, не только не способен установить правильный кон­такт с ребенком, но, более того, может вызвать в своем ребенке неблагоприятные эмоциональные переживания, исказить развитие его личности. Вот опять получается, что внутриличностная гармония взрослого, творческое дви­жение вперед вместо тревожных отступлений определяют фундамент, основы правильного воспитания ребенка.

Наряду со способностью творческого выбора для гар­моничного душевного мира характерна способность брать на себя ответственность. Это важнейшее личностное каче­ство также крайне необходимо для формирования у ре­бенка основных, базисных эмоциональных переживаний, для закалки воли и характера. Психологическая ответствен­ность в аспекте воспитания означает определенную сте­пень уверенности родителя в самом себе, способность сле­довать необходимым правилам, выполнять свои обязательства по отношению к ребенку и другим людям. Безответственный, часто меняющий свои решения, по­стоянно раскаивающийся в своих поступках, сомневаю­щийся всегда и во всем родитель может либо полностью потерять уважение и доверие своего ребенка, либо совер-

шенно дезориентировать его и воспитать у него полную неспособность принимать собственные, самостоятельные решения.

И наконец, еще одной важной характеристикой гармо­нической личности следует считать постоянное желание познавать и понимать, изучать и наблюдать самого себя, пытаться постичь, что тебе самому нравится, а что нет, что для тебя хорошо и что плохо, что в тебе сильного, а что является слабостью, несовершенством, что открывает тебя миру и другим людям, а что ставит барьер на пути к познанию и совершенствованию. Человек, умеющий по­стоянно задавать себе эти вопросы, постоянно ищущий ответов, может быть хорошим воспитателем хотя бы уже потому, что сумеет так же пристально и внимательно вгля­дываться в своего ребенка, познавать его формирующий­ся душевный мир, ставить задачи на смысл поступков, на оценку себя и других.

Гармоничный человек способен быть поистине любя­щим ребенка человеком, Старшим, который берет на себя ответственность за Младшего. Старший понимает, что зна­ет и умеет больше, но он твердо знает, что ребенок не есть что-то особое, качественно отличное от него самого и при­надлежащее к другому миру, он скорее видит сходство, чем отличие. Мудрый и любящий воспитатель старается совер­шенствовать Младшего, пытается сделать его лучше, чем он сейчас есть, но не таким, каков он есть, Старший, а таким и в тех неповторимых возможностях, каким и в ко­торых может развиваться Младший. И тогда действительно становится понятным, что для гармонично развитого чело­века, для гармоничной личности, для человека с творчес­ким душевным миром Нет ничего естественнее воспитания. Так же, как он работает над собой, помогая своему само­раскрытию, точно так же он помогает самосовершенство­ванию и самораскрытию своего ребенка.

Творческой личности соответствует и творческое вос­питание, гармоничный человек становится гармоничным родителем, и тогда в его общении с ребенком легко и естественно воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Вос­питатель, который не сковывает, а освобождает, не по-






давляет, а возносит, не комкает, а формирует, не дикту­ет, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».

Как видно из текста лекции, она предполагает орга­низацию дискуссии по следующим темам:

1. Знаем ли мы собственные задатки и способности? Что можно сделать, чтобы их полнее узнать?

2. Какое дело я делаю срадостью? В чем Для меня смысл моей жизни?

3. Что я могу сказать о творчестве в моей повседнев­ной жизни?

4. Когда в последний раз я испытывал полноту чувств?

5. Как я решаю ситуацию, где требуется сделать от­ветственный выбор?

6. Часто ли и в каких случаях я испытываю чувство страха?

7. Когда я чувствую себя уверенно?

8. Что я хотел бы изменить в себе?

Дискуссия, строящаяся вокруг этих тем, содейству­ет расширению самопознания личности, повышает ее творческий потенциал.

Наши рекомендации