Категория деятельности как предмет объективного научного изучения
Для психологического изучения деятельности становятся необходимы теоретические схемы, прежде всего представления о структуре деятельности. | |
А Н. Леонтьев: · Мотив — деятельность.
| В.П. Зинченко: модифицированный вариант для изучения исполнительской деятельности: ·Мотив — деятельность. ·Цель — действие. ·Функциональное свойство — операция. · Предметное свойство — функциональный блок. Существенное отличие: условия выполнения действия разделены на функциональные и предметные. |
Основные содержательные характеристики деятельности:
Предметность | ü Проанализирована А. Н. Леонтьевым: в самом понятии деятельности имплицитно содержится понятие ее предмета, а научное исследование деятельности требует открытия ее предмета. ü Мотив понимается как предмет,на который направлена потребность, т. е. как предмет деятельности главное, что отличает одну деятельность от другой, — ее предмет. ü Предметность деятельности порождает предметность не только образов, но и потребностей, эмоций, чувств. |
Субъектность | ü Под субъектом понимается человек как тот, кто осуществляет свои действия и свою деятельность, личность как субъект деятельности. ü Субъектность - осознание человеком себя как носителя своих психологических качеств, а также как носителя сознания и самосознания. |
Осознанность | ü В деятельности человек осознает не все ее уровни (напр.: операции), по мнению А. Н. Леонтьева, в сознании отражается только целевой уровень деятельности. ü Методологический принцип, который стоит за этим утверждением, получил название принципа единства сознания и деятельности. |
Целенаправленность | Целенаправленностьдеятельности рассматривается на нескольких уровнях анализа: мотивационный, целевой и операциональный уровни. · мотивационный: осознанность мотивов деятельности. o А. Н. Леонтьев: мотивы-цели (осознаются в ходе самой деятельности) и мотивы-смыслы (могут быть осознаны, но в особых условиях, прежде всего при рефлексивной активности самого субъекта). o В практической психологии (консультирование и психотерапия) анализируются условия для осознания человеком своих мотивов (Напр.: способы психологической защиты, к которым человек прибегает, особенности представлений о себе - ригидность или гибкость «Я-концепции» и др.) · целевой: соответствует действиям в структуре деятельности. o А. Н. Леонтьев: побудитель действий - цели. |
Социальность | ü Понимание любой деятельности человека как социальной было впервые в отечественной психологии сформулировано Л. С. Выготским в 1930 г. ü Социальность деятельности проявляется в том, что она является опосредованной культурно-историческими формами и возникает дважды — сперва как совместная и лишь затем как индивидуальная. |
Категория общения
Методологическое значение категории общения состоит в том, что различные ее трактовки задают определенное понимание социального происхождения психики.
В философии | Общение - как актуализация реально существующих общественных отношений; именно общественные отношения обусловливают форму общения. |
В социологии | Общение - как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. ü Изучение общения направлено на понимание места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности. |
В психологии | Общение - как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека. Общение - как освоение личностью социокультурных ценностей (Л. С. Выготский) Общение - как самореализацию личнсоти в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми (Е. В. Руденский) ü Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. ü Потребность в общении рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. |
Л. П. Буева: аспекты изучения общения: