Разговор с ребенком о том, почему волшебство невидимо
Вероятно, тебя разочарует то, что волшебство невидимо. Но тем не менее — это важный секрет доброго волшебства. Давай узнаем его получше.
Итак, ты желаешь превратиться, скажем, в лошадь. Красивую, сильную, быструю. Ты закрываешь глаза и... превращаешься. Открыв глаза, ты бежишь к зеркалу и видишь... вовсе не лошадь, а свое обычное отражение. Думаешь, что волшебного превращения не произошло? А вот и нет! Оно произошло, только осталось невидимо нашему глазу. Знаешь, почему?
Представь себе, что произойдет, если ты превратишься в лошадь, а в это время в комнату неожиданно войдет бабушка. Конечно, увидев вместо любимой внучки совершенно незнакомую большую лошадь, бабушка в лучшем случае схватится за сердце. В худшем упадет в обморок. Скажи, пожалуйста, полезно ли это для ее здоровья? Если волшебство вредно для здоровья близких, разве оно может называться добрым? Безусловно, нет.
Поэтому доброе волшебство не меняет облика волшебника, чтобы его близкие не испугались и не повредили своего здоровья.
Но как же тогда действует волшебство? Это происходит так.
В первую очередь настоящий волшебник перед превращением задает себе вопрос: а зачем я хочу превращаться, какие качества, возможности я хочу приобрести? Допустим, он хочет быть быстрым и сильным. Потом он начинает размышлять, в кого ему надо превратиться, чтобы быть быстрым и сильным, и приходит к выводу, что образ лошади лучше всего подходит для реализации задуманного. И тогда он говорит: «Я хочу превратиться в лошадь, чтобы быть быстрым и сильным!» И — превращается, правда, этого никто из его близких не заметит. Но зато он станет сильнее.
Но самое удивительное другое. Когда волшебник превращается обратно в самого себя, качества того, кем он был, могут у него остаться. То есть, если он был лошадью, ощущение силы и способность быстро бегать у него могут остаться на некоторое время. Ну а если он хочет, чтобы эти качества остались у него надолго, ему необходимо тренироваться, чтобы их поддерживать.
Итак, волшебство позволяет превратиться в кого-либо, приобрести его качества и возможности и, «вернувшись» в самого себя, поддерживать, тренировать их. При этом доброе волшебство сильно не меняет облика, чтобы не доставлять неприятностей тем, кто нас знает и любит. Кроме того, серьезно изменять свой облик не очень полезно для здоровья.
В вышеназванных трех аспектах волшебство проявляется в реальном мире. Но в контексте сказкотерапевтических занятий мы путешествуем по сказочной стране и можем столкнуться с еще одним проявлением волшебства — героями сказочного мира. Феи, волшебники, сказочные животные являются в виде кукол, становятся помощниками и учителями в сказочной стране.
Размышлять о волшебстве ребенку, подростку и особенно взрослому очень важно. Это дает возможность вырваться из пелены обыденности и посмотреть на мир творческим, созидающим взглядом Волшебника.
С другой стороны, разговор о волшебстве становится необходимым тогда, когда вы заметили, что ребенок легко берет волшебную палочку и с ее помощью собирается разрешить все трудности. Это означает, что он еще мало знает о волшебстве. О том, что волшебство — это великий труд.
За одним взмахом волшебной палочки стоят огромные знания, без которых не достичь желаемого результата. Поэтому настоящий Волшебник — это тот, кто много знает и использует свою силу на благо людям и окружающему миру. Тот, кто научился только размахивать волшебной палочкой, еще не волшебник. Если мы не будем говорить об этом с нашими воспитанниками, использование волшебства может способствовать укреплению инфантильных тенденций.
Разговор о волшебстве со взрослыми можно начать сказкой Феликса Кривина.
ЗОЛУШКА
(Из записок Кощея Бессмертного)
У нас лужайка, на лужайке дерево, а под деревом мы с бычком. Нас с бычком — раз-два и обчелся, и нам так не хватает кого-нибудь третьего... Ну, конечно, не кого-нибудь...
— Золушка, — говорю я, — ну зачем тебе эта теткина сказка? Не век же в ней вековать.
Я чудак. Я ничего не понимаю. Потому что как же она оставит ларек? Должен же кто-то продавать волшебные палочки.
— Бесплатно?!
— Конечно, чтобы больше было чудес.
— Но ведь многие покупают их на дрова!
Оказывается, они и покупают дрова. Все волшебство не в палочке, а в том, для чего ее покупаешь.
— Золушка, — говорю я, — разве тебе плохо на нашей лужайке? У нас и дерево есть, правда, всего одно дерево, но, когда стемнеет, это все равно что в лесу. И будем мы под этим деревом жить-поживать, добра наживать — чем плохо?
— Жить-поживать? — испуганно отзывается Золушка. — Но ведь это же конец сказки. Когда так бывает, значит, уже конец.
Я ее успокаиваю. У нас с ней конца не будет. Ведь у нас же сказка про белого бычка. Я хочу рассказать ей сказку про белого бычка, но она рассказывает мне свою сказку.
В той сказке, в которой Золушка жила раньше, у нее было мало радости. Злая мачеха, злые сестры, сколько ни работай — никакой благодарности. Но потом Золушку полюбил принц, она стала его невестой, и тогда-то случилось самое страшное: все стали жить-поживать, добра наживать.
Туфельку больше не возили по городу в поисках Золушки, — теперь Золушку возили по городу в поисках туфелек, бальных платьев, жемчугов и других предметов первой царской необходимости.
Золушка жила во дворце. Прежде чем стать принцессой, ей надо было привыкнуть к новым условиям. Ей надо было привыкнуть к мягкой постели и вкусной еде, к лакеям, которые угадывают мысли на расстоянии, и к советникам, которые на расстоянии подсказывают мысли.
Золушка пробиралась на конюшню, где стояли рысаки, похожие на рысаков доброй волшебницы, и спрашивала:
— Лошадки, лошадки, вы из какой мышеловки?
Рысаки презрительно фыркали в ответ: происходить из мышеловки они считали для себя унизительным. Золушка подходила к лакею:
— Добрый человек, вы не могли бы снова стать ящерицей?
И лакей отвечал так, как отвечают все лакеи:
— Как будет угодно вашей милости.
Золушка все чаще вспоминала о своей тесной каморке. Там было сыро и холодно и приходилось много работать, но зато там мыши превращались в рысаков, а тыква в карету. Здесь же кареты не растут в огороде, их делают знаменитые мастера, и бриллианты здесь — просто бриллианты, а золото — просто золото.
— Почему ты не радуешься? — спрашивал у Золушки принц.
— Мне не радостно.
— Это не причина. А почему не веселишься?
— Мне не весело.
— Это не причина.
Кончилось тем, что Золушка сняла туфельки и босиком ушла из дворца. Вдвоем с теткой они открыли ларек и продают в нем волшебные палочки.
— Но ведь для многих это просто дрова!
Она смеется:
— Если очень захотеть, даже твой прутик может стать волшебной палочкой.
— А когда палочки кончатся? Ведь все на свете имеет конец. Только наша сказка не имеет конца, потому что у нас все повторяется.
Но она сказала, что в жизни ничего не должно повторяться, что повторение — это все равно что конец.
И что лучше иметь одну простую палочку, которая, если захотеть, может стать волшебной, чем иметь целое царство и больше ничего не хотеть.