Конспект урокаИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО И ТО, ЧТО НЕВИДИМО (НАСТРОЕНИЕ)(урок-фантазии)

Цель: развивать умение изображать не только предметный мир, но и мир невидимый, мир наших чувств, настроение.

Ход урока

I. Организационным момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня па уроке мы будем учиться передавать при помощи красок свое настроение. Как вы думаете, возможно это сделать? Еще попытаемся угадывать по рисунку настроение своих товарищей.

III. Введение в тему урока.

Вступительная беседа. Звучит в записи «Радостная песня».

Какие чувства возникали у вас во время слушания?Какое название можно придумать к этой песне?Давайте инсценируем припев песни.

Послушайте отрывок из другой песни. Звучит в записи песня «Скворушка».Какая по характеру эта песня? Какие чувства возникали у вас при прослушивании?

Какие картины вы бы нарисовали к этой песне?

Сравните два музыкальных произведения. Какое настроение навеяла песенка «Скворушка»?

Можно ли это настроение изобразить па бумаге?Какие краски вы бы выбрали для рисования, если у вас хорошее настроение?

Теперь просмотрите репродукции и рисунки, представленные на нашей выставке. Опишите тс из них, которые вызывают у вас веселое настроение. Объясните свой выбор. А какие произведения побуждают к грусти, унынию?

На доске вы видите работы детей. Как вы думаете, какое настроение у них было, когда они рисовали? Почему вы так решили?

Какие краски использовали дети?

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

Чтобы изобразить грусть или радость, не обязательно рисовать какой-либо предмет или явление. Вы можете изобразить все, что вам хочется, цветом своими красками.

Вы можете изобразить музыку, которую сегодня услышали, подобрав нужные цвета.

Пофантазируйте, и у вас обязательно получится нарисовать свое настроение.

Преподаватели педагогики Румянцева Е.В..

Преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания __Бригадир О.П.

ГБОУ СПО Краснодарский педагогический колледж №3 КК

    Рассмотрен на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин и профессиональных модулей специальности Дизайн (по отраслям ) «___» _________ 2013года Протокол № ___     Утверждаю Зам. директора ГОУ СПО КПК №3 КК __________ Н.Г. Тулинова «____» ________2013 год  

Председатель ЦМК_________________

М.Я.Провизен

Экзаменационный билет №11

комплексного экзамена

дисциплины Изобразительное искусство с методикой преподавания и Педагогика

специальность Преподавание в начальных классах

2011-2012 учебный год

курс 3

группы А Б

1. Опишите содержание урока на этапе «инструктаж». Выделите методы, используемые на этапе урока «инструктаж», на примере данного урока

а) обсуждение;

б) метод наглядного показа

в) работа с методическим пособием

г) метод устного рисования

д) метод параллельного рисования

е) тренировочные упражнения

ж) анализ образцов детских работ

Назовите компоненты формирования мировоззрения. На основе данного урока выделите средства формирования мировоззрения. Перечислите показатели сформированного мировоззрения

Конспект урока

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ИЛИ ПО ПАМЯТИ РЫБ

Цели : познакомить с творчеством художников-анималистов; продолжить формирование графических навыков; развивать наблюдательность, творческую активность; воспитывать чувство доброты и отзывчивости к животному миру.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.

Изобразительный ряд: репродукции картин художников с изображениями животных, книги Е. И. Чарушина, образец педагогического рисунка, сюжетная картинка, рисунки и фотографии, изображающие рыб разной формы, величины, расцветки.

Литературный ряд: русская народная загадка.

Ход урока

I. Организация учащихся.

1. Просмотр сюжетной картинки.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Сообщение темы урока.

III. Вводная беседа.

1. Знакомство с анималистическим жанром.

С давних времен человека окружают разные животные: рыбы, птицы и другие звери. Они помогают нам в работе, кормят нас, одевают, защищают. И люди благодарны им за это. Они тоже помогают животным выжить в трудное для них зимнее время.

Живя в городе, многие люди скучают по живой природе и переселяют из рек, морей, лесов в свои дома разных зверей. А есть ли у вас дома животные? Ухаживаете ли вы за своими домашними питомцами?

Молодцы, вы не только любите играть со своими друзьями, но и умеете заботиться о них.

Я думаю, вы не раз видели картины и рисунки с изображениями животных. (Учитель может показать репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», Ф. Решетникова «Опять двойка» и др.)

Но есть картины, на которых изображены только одни животные.

Разновидность изобразительного искусства, живописи, графики и скульптуры, в которой изображаются животные, называется анималистическим жанром, а художника, рисующего животных, называют анималистом. Художник-анималист должен быть очень терпеливым и наблюдательным. Ведь ему приходится часами сидеть в лесу или зоопарке, изучая внешний облик животного, его повадки и среду обитания.

2. Просмотр иллюстраций художника-анималистаЕ. И. Чарушина.

Видным художником-анималистом был Евгений Иванович Чарушин. Многие из вас, наверное, читали и рассматривали книгу этого художника «Большие и маленькие», в которой он рассказывает о своих наблюдениях за повадками животных. В своих книгах художник создает выразительные образы животных, показывая их в характерных позах. Евгений Иванович Чарушин очень любил изображать маленьких зверят - мягких и пушистых.

IV. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Каждый из вас не раз любовался рыбами в аквариуме. Некоторые ходили с папой или дедушкой на рыбалку и держали в руках речных рыб.

Скажите, все ли рыбы одинаковы.

Чем одни рыбы отличаются от других? (Ответы учащихся.)

Правильно, рыбы различаются по величине, расцветке, строению тела, форме.

Большинство рыб имеют вытянутое тело с плавниками разной формы длиной от 1 см до 20 метров (у гигантской акулы), но некоторые рыбы имеют почти круглую форму (камбала). Речные рыбы чаще всего имеют серебристую окраску, иногда с красными или черными оттенками. Зато расцветка аквариумных рыбок бывает самой фантастической: голубая, красная, черная, желтая и т. д.

Сегодня мы будем рисовать аквариумную золотую рыбку. Она действительно очень похожа на сказочную героиню. Большой вуалеобразный хвост, золотая расцветка чешуи придают ей неповторимый вид и оригинальность.

V. Этапы выполнения рисунка.

1. Композиция рисунка.

Композицию рисунка выясняем в беседе с учащимися по вопросам

2. Выполнение карандашного наброска.

3.Заливка контура цветом.

4. Прорисовывание деталей.

VI. Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок рыбы с натуры или по пред­ставлению.

VII. Итог урока.

Преподаватели педагогики Румянцева Е.В.

Преподаватель изобразительного искусства

с методикой преподавания __Бригадир О.П.

ГБОУ СПО Краснодарский педагогический колледж №3 КК

    Рассмотрен на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин и профессиональных модулей специальности Дизайн (по отраслям ) «___» _________ 2013года Протокол № ___     Утверждаю Зам. директора ГОУ СПО КПК №3 КК __________ Н.Г. Тулинова «____» ________2013 год  

Председатель ЦМК_________________

М.Я.Провизен

Экзаменационный билет №12

комплексного экзамена

дисциплины Изобразительное искусство с методикой преподавания и Педагогика

специальность Преподавание в начальных классах

2011-2012 учебный год

курс 3

группы А Б

Г1. Опишите содержание урока на этапе «инструктаж». Выделите методы, используемые на этапе урока «инструктаж», на примере данного урока

а) обсуждение;

б) метод наглядного показа

в) работа с методическим пособием

г) метод устного рисования

д) метод параллельного рисования

е) тренировочные упражнения

ж) анализ образцов детских работ

2. Назовите компоненты эстетической культуры личности. На примере данного урока перечислите основные методы художественного восприятия. Перечислите показатели эстетической воспитанности

Конспект урока

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ФРУКТОВ

Цели: учить выполнять изображения с натуры, различать оттенки красок, смешивать краски; познакомить с понятием «композиция»; развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов; воспитывать аккуратность, уважение к труду.

Ход урока

I. Организация учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке вы впервые будете выполнять рисунок с натуры, то есть то, что видите перед собой.

III. Введение в тему урока.

Словесно-иллюстративный рассказ.

У меня в мешочке лежат фрукты, которые мы сегодня будем рисовать. Кто сможет на ощупь определим., что это за фрукты?

2. Рассматривание и описание картин «Фрукты па блюде» И. И. Машкова и «Яблоки и листья» И. В. Репина.

Учитель (обращает внимание детей на репродукции). И на том, и на другом полотне изображены фрукты, yо мы видим, что у обоих художников различен замысел и соответственно средства его выражения.

Формат картины И. И. Машкова - прямоугольный, несколько вытянут по горизонтали. Художник избрал высокую точку зрения. Изображение целиком заполняет картинную плоскость. Мы видим угол стола, покрытого белой скатертью, на котором лежат фрукты. Композиционный центр связывают, объединяют все предметы.

Ярко оранжевый апельсин образует центр композиции, он выделился своими размерами, формой, цветом, тоном, особенно на фоне окружающих стол темных, сине-фиолетовых слив. Построение композиции фруктов очень своеобразно; изображение как бы расходится от центра: кольцо слив, за ним кольцо белого разноцветных, бархатистых персиков.

На картине И. Е. Репина крепкие, спелые яблоки, сочные зеленые листья окружает воздушная среда. Глубокое пространство открывается взгляду зрителя. Этому способствует выбор формата - он почти квадратный, выбор размера изображения предметов - они невелики. На первый взгляд, предметы расположены достаточно хаотично. Центр композиции в картине И. Е. Репина - несколько яблок, которые смещены влево от центральной оси. Сложный ритмический рисунок расположения яблок, изгибов листьев, ритм света и тени на них вносят движение в картину. Изображение предметов предельно реалистично, мастерски передана их фактура. На гладкой поверхности яблок сверкают световые блики, поверхность листьев матовая и шероховатая. Цветовая гамма обладает важным качеством - каждая поверхность содержит в себе теплые и холодные оттенки, подчиненные единому колориту. Назовите эти оттенки.

Заметили ли вы светло-теневые отношения предметов? Каким способом выделены яркие фрукты?

IV. Актуализация знаний учащихся.

Анализ формы.

Рассмотрим форму каждого из фруктов.

На доске учитель вывешивает геометрические фигуры: овал, круг, треугольник.

Какую форму имеет яблоко? Правильно, яблоко круглое, его силуэт имеет форму круга.

Груша имеет такую же форму, что и яблоко? Посмотрите, как она сужается вверху.

На какую геометрическую фигуру похожа слива?

Зная форму предметов, мы можем нарисовать очертания наших фруктов? Как мы будем раскрашивать нарисованные фрукты?

Изучение цвета фруктов.

Посмотрите на яблоко, какого оно цвета? Цветовая гамма яблока состоит из двух цветов - желтого и красного. Послушайте описание яблока в загадке. Какое название цвета подобрал автор В. Толоконников для этого фрукта? Почему? В какую гамму цвета входит «румяный» цвет?

А какого цвета груша? По желтый цвет может быть разных оттенков: ярким, насыщенным, густым, светлым, бледным. Какой цвет мы выберем для пашей груши?

Хорошо, грушу раскрасим краской светло желтого цвета. Но лучше, если в этом желтый цвет добавить немного светло- коричневого. Попробуйте смешать эти краски, что получилось? Как стала смотреться груша?

А какого цвета слива?

Теперь, зная форму и цвет фруктов, можно приступить к выполнению рисунка.

Физкультминутка Игра- танец «Разноцветные флажки».

V. Этапы выполнении рисунка.

1. Композиция рисунка.

Давайте посмотрим, как лучше разместить наши фрукты на листе. (Учитель предлагает учащимся несколько вариантов компоновки рисунка.)

Выбрав лучший вариант, приступаем к размещению предметов на плоскости листа:

проводим горизонтальные линии, отмечая положение фруктов;

определяем положение центральною предмета и относительно него положение двух остальных.

2. Построение формы предметов .

3. 3аливка контура цветом.

4. Прорисовывание деталей.

Прорисуем каждый фрукт более детально. В рисунок груши можно внести оттенок светло-коричневого цвета. В яблоке пропишем розовый бочок. Для получения розового цвета наносим на па литру желтую и красную краски, смешиваем их и разводим водой до нужного оттенка.

В сливу, чтобы придать ей более естественный цвет окраски, можно добавить немного синей краски.

Затем тонкой кисточкой рисуем мелкие детали: веточки, листики.

Рисунок готов.

VI. Практическая работа. 3адание : выполнить рисунок фруктов с натуры.

Преподаватели педагогики Румянцева Е.В..

Преподаватель изобразительного искусства

с методикой преподавания __Бригадир О.П.

ГБОУ СПО Краснодарский педагогический колледж №3 КК

    Рассмотрен на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин и профессиональных модулей специальности Дизайн (по отраслям ) «___» _________ 2013года Протокол № ___     Утверждаю Зам. директора ГОУ СПО КПК №3 КК __________ Н.Г. Тулинова «____» ________2013 год  

Председатель ЦМК_________________

М.Я.Провизен

Экзаменационный билет №13

комплексного экзамена

дисциплины Изобразительное искусство с методикой преподавания и Педагогика

специальность Преподавание в начальных классах

2011-2012 учебный год

курс 3

группы А Б

1. Опишите содержание урока на этапе «инструктаж». Выделите методы, используемые на этапе урока «инструктаж», на примере данного урока

а) обсуждение;

б) метод наглядного показа

в) работа с методическим пособием

г) метод устного рисования

д) метод параллельного рисования

е) тренировочные упражнения

ж) анализ образцов детских работ

Наши рекомендации