Понятие мотивации. Закон результата
Теория мотивации
Руководители всегда знали, что сотрудников необходимо стимулировать. Однако, многие из них до сих пор полагают, что для этого достаточно материального вознаграждения. На самом деле, материальные стимулы играют заметную роль в теории мотивации, но их возможности не безграничны. Часто на поведение сотрудников более эффективное воздействие оказывают другие стимулы. Долгое время тонкие мотивы в поведении людей ускользали от внимания официальной науки управления, хотя талантливые руководители при помощи интуиции умели их использовать. Вспомните хотя бы Наполеона и его систему морального поощрения отличившихся солдат и офицеров. Когда он ввел институт почетного легиона, многие критиковали его, говоря, что вместо денег он подсовывает героям всякие мелочи. На что Наполеон отвечал, что ". . . если это и мелочи, то это такие мелочи, которые управляют миром". На этой лекции мы постараемся познакомиться с современной теорией мотивации, которая разрабатывалась в течении последних 30 лет. Познакомимся также с более ранними теориями, и хотя теперь наверняка известно, что они не верны, многие из них пустили глубокие корни и стали частью нашей культуры. Некоторые руководители, особенно те, кто не имеет специального образования, все еще испытывает влияние этих концепций.
Понятие мотивации. Закон результата.
Чтобы эффективно двигаться к цели, руководитель должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными директорами, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы организации.
МОТИВАЦИЯ - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
За тысячи лет до того, как слово "мотивация" вошли в наш лексикон, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения поставленных перед ними задач. Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и прЯника. В Библии, античных мифах, народных сказках можно отыскать множество историй когда перед героем ставилась альтернатива: царская дочь и пол царства в придачу либо голова с плеч. В повседневной жизни дела были еще более суровыми, до пряников дело доходило редко, чаще слышен был свист кнута. Когда Адам Смит писал свой труд "Исследование о природе и причинах богатства народов", считалось вполне понятным, что человек всегда, когда ему будет предоставляться такая возможность, будет стараться улучшить свое экономическое положение.
Когда, примерно в 1910 г., возникла "школа научного управления" положение рабочих существенно не улучшилось. Однако Тейлор и его сторонники понимали всю абсурдность системы оплаты на уровне выживания. Они сделали мотивацию по принципу кнута и пряника более эффективной, когда предложили оплачивать труд тех, кто производил больше, пропорционально их вкладу. Успех мотивации по принципу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохранились у ряда руководителей.
Постепенно, с ростом эффективности и технологического могущества, жизнь среднего человека начала улучшаться. И чем больше она стала улучшаться, тем отчетливее стал заметен тот факт, что просто "пряник" не всегда заставляет человека трудиться усерднее.
Теория подсознательного Зигмунда Фрейда получила широкую популярность в Европе и достигла Америки. Однако, тезис о том, что человек не всегда ведет себя рационально, не сразу был воспринят менеджерами. Хотя попытки применить в управлении психологические мотивы предпринимались еще сторонниками теории Тейлора, только с появлением работ Элтона Мэйо стало ясно какие потенциальные выгоды они сулят, а также то, что мотивация по методу кнута и пряника является недостаточной.
Элтон Мэйо был одним из образованнейших людей своего времени и обладал знаниями как в области научного управления так и в области психологии. В 20-х годах нынешнего столетия он провел исследования в области научного управления в Хоторне. Широкую известность ему принес эксперимент на текстильной фабрике в Филадельфии. На одном из участков постоянно сохранялась низкая производительность, а текучесть кадров достигала 250% в год. Материальное стимулирование труда, рекомендованное экспертами в области управления, положительных результатов не дало. Президент фирмы обратился к Элтону Мэйо и его товарищам с просьбой помочь. После внимательного изучения ситуации Элтон Мэйо пришел к выводу, что текстильщиков не устраивают условия труда, которые не давали возможности общаться друг с другом и кроме того, их труд считался малоуважаемым. С разрешения администрации Элтон Мэйо ввел для текстильщиков два 10 - минутных перерыва для отдыха. Результаты сказались немедленно: текучесть кадров уменьшилась, производительность труда участка возросла. Когда впоследствии инспектор по труду отменил эти перерывы, ситуация вернулась к прежнему состоянию, доказав тем самым, что именно нововведения Мэйо улучшили положение.
Исследования Мэйо легли в основу нового направления научного менеджмента получившим название "концепции человеческих отношений". Эта теория доминировала в управлении вплоть до середины 1950 -х годов. Однако, исследования Элтона Мэйо не дали адекватной модели мотивации, объясняющей поведение людей. Подобные работы стали появляться лишь в 1940 - х годах.
|
Рис.1. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности.
Современные теории мотивации обычно подразделяются на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать. Процессуальные теории мотивации основываются на том как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.
На рис.1 приведена упрощенная модель мотивации поведения через потребности. Для ее более глубокого понимания необходимо конкретизировать понятия потребности, побуждения, поведения и цели.
Говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не осознавать существование потребностей, определенное количество потребностей у каждого человека существует.
Потребности подразделяются на первичные и вторичные. Первичные потребности по своей природе являются физиологическими и как правило врожденными. К ним относятся потребность в пище, воде, воздухе и т.п. ... Вторичные потребности по своей природе психологические. К ним относятся потребности в успехе, уважении, власти, привязанности и т.п. ... Первичные потребности генетически обусловлены, вторичные обычно осознаются с опытом.
Потребности человека нельзя наблюдать и изучать непосредственно, о них можно судить лишь по его поведению. Когда потребность ощущается человеком она пробуждает в нем устремленность называемую побуждением. Побуждение - поведенческое проявление потребности, сконцентрированное на достижении цели. Цель в этом смысле - нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда цель достигнута человек может испытывать удовлетворение, частичное удовлетворение или полное неудовлетворение.
Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на дальнейшее поведение человека. Люди стремятся повторить тот тип поведения, который обеспечил им полное удовлетворение и избегать того типа поведения, которое связано у них с неполным удовлетворением. Этот факт известен в науке как закон результата.
Следует отметить, разнообразие человеческих потребностей и разнообразие типов поведения при достижении целей. Руководитель всегда должен иметь ввиду элемент случайности. Для мотивации нет какого либо одного лучшего способа. То что прекрасно действовало на одних людей может не подействовать на других.
Рассмотрим еще одно понятие. Вознаграждение - это все, что человек считает важным для себя. Вознаграждение бывает внутреннее и внешнее. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это радость от качественного выполнения сложной задачи, общение в процессе работы с умными людьми, причастность к важному делу и т.п. ... Внешнее вознаграждение возникает не из самой работы, а дается организацией. Это заработная плата, премиальные, дополнительный отпуск, различного рода льготы, престиж и т.п. ... Разные люди по разному оценивают для себя важность тех или иных ценностей, в том числе важность внутреннего и внешнего вознаграждения. Все это говорит о сложности процесса мотивации.