Современные подходы к изучению семьи как социально-педагогического феномена.
Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Анализ подходов изучения семьи представлен в виде таблицы:
Табл.1
Подход | Основные положения | Ученые(авторы) |
Функциональный | Семья анализируется с точки зрения ее функции или социальных потребностей которым она служит. Среди основных функций семьи выступает социализация семьи.Наблюдается взаимосвязь между экономическими условиями жизнедеятельности общества и характером функций исполняемых семьей и их иерархией. | А.Г.Харчев З.Я. Янкова М.К.Панкратов М.С. Мацковский |
Системно –структурный | Подробному анализу подвергаются такие понятия как внутренняя семейная структура ,качество брака,потребность в детях,успешность воспитания, нравственные отношения,сейная власть и лидерство. В данном подхлде выдвигается тезис о « кризисе российской семьи» угрожающем самому существованию человеческого рода, о том что возвращение к нормальному функционированию семьи фактически невозможно. | И.В.Бестужев-Лада, С.И.Голод, А.Б.Орлов, А.И.Антонов, В.М. Медков. |
Социологический (инновационный ) подход | Сторонники данного подхода сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти , выбору партнера ,местожительства. Центральное место уделяется интересам самой семьи ,оценивая как естественные и исторически обусловленные все те важные процессы , котрые в ней происходят. Выделяют 4 типа семей: гармоничные, распадающиеся, уже распавшиеся, неполные. | Э.Гиденс, К.Витек |
Дифференцированный подход | Включает в себя систему целенаправленных воздействий на выделенные по сходным показателям группы отцов и матерей с целью повышения эффективности их деятельности по семейному и общественному воспитанию детей. | Г.И.Куцебо, Е.И.Наседкина |
Ценностный подход | Приобрел в настоящее время статус междисциплинарного к исследованию явлений и факторов социально-нравственного характера ( философия, социальная психология, экономика, социология и др.)Сущность ценностного подхода следует определять исходя из смысла термина «ценностный», в основе данного подхода лежит теория ценностей. Семья- как особая ценность. | В.П.Бездухов, И.С.Кон, В.А.Петровский, И.В.Власюк, А.В.Кирьякова, Т.А.Ольховая, Г.А.Мелекесов. |
Ее базу составила богатейшая практика семейной психотерапии, психологическое и семейное консультирование по вопросам воспитания детей и подростков. Именно такой неразрывной связью с психологической практикой и объясняется особенность психологии семьи как научной дисциплины. Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества. Закономерности изменения семьи зависят от перемен, которые происходят в обществе в целом. В современном обществе семья является закрытой ячейкой общества. Каждая семья уникальна и неповторима.
Функции семьи
В психологии семьи понятие «функция» используется практически во всех своих значениях:
· это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;
· это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;
· функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;
· чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей, например, потребности в любви, защите, общении, отцовстве и материнстве, духовной, физической близости и др.
Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества.
Самая распространенная классификация, предложенная М.С. Мацковским (см. табл. 2).[41, с.61-63]
Анализ семейных функций
Таблица 2
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребностей в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги) |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми,представителями старшего и среднего поколений | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи |
Продолжение табл.2
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |