Шаманская тропа и трасса разочарований 1 страница
Берснев П. В. -Священный Космос Шаманов. Архаическое сознание, мировоззрение шаманизма, традиционное врачевание и растения учителя
www.e-puzzle.ru
Третье издание, стереотипное
УДК 572:39(299+159.961)
ББК 86:87:63.5
Б51
Берснев П. В.
Б51 Священный Космос Шаманов. Архаическое сознание, мировоззрение шаманизма, традиционное врачевание и растения- учителя. — 3-е изд. — СПб.: Издательство «Академия исследования культуры», 2014. — 368 с.
ISBN 978-5-903931-29-3
Павел Валерьевич Берснев, автор многих известных книг (“Курандерос”, “Мозг - ловушка для души?”, “Лабиринты ума” и др.), является одним из самых сведущих специалистов по современному шаманизму. В отличие от множества ученых, продолжающих кабинетные игры с «источниками». он исходил “шаманские тропы” в Перу, Эквадоре и Колумбии, Индии, Непале и Сибири. Те из читателей, кто впервые всерьез сталкивается с феноменом шаманизма, получат все необходимые ввод ные данные о нем: исторические свидетельства, основные религиоведческие понятия (фетишизм, анимизм и т. д.), объяснение деятельности в человеческом сознании «импринтов» и формирования когнитивных особенностей нашей личности. Кроме того, и это особенно ценно, автор щедро делится с читателем своим личным опытом общения с шаманами, дневниковыми записями, наблюдениями и фотографиями.
Книга будет интересна как специалистам (антропологам, этнографам, религиоведам, философам...), так и самому широкому кругу читателей.
УДК 572:39(299+159.961) ББК 86:87:63.5
ISBN 978-5-903931-29-3
Художественное оформление обложки Ярослава Прокопчука
© П.В. Берснев, 2014
О Академия исследования куль туры, 2014
Содержание
Светлов Р.В. Шаманская тропа и трасса разочарований — 5
От автора 11
Пролог на Земле .12
Введение 14
Глава I. Мир Архаики 20
Архаика шаманизма и «психоделическая революция** .28
Архаические константы 37
Мифы и ритуалы 51
Космос и Хаос 58
Глава 2. Шаманизм — мост между мирами 72
Кто такой шаман? -72
Маги, шаманы и колдуны 35
Шаманские миры 98
Духи — покровители и помощники шаманов
Шаманская инициация и головной мозг 10*1
Транс и шаманизм 121
Магия и воображение 137
Священный Звук в исцеляющих практиках
шаманизма, ритмы транса 140
Шаманская Игра 14ь
Растения-учителя — наркотики иди союзники целителей? 153
Глава 3. Латиноамериканский шаманизм. ІьЗ
Региональные особенности перуанского шаманизма 163
Мировоззрение индейцев Кечуа 1*5
Листья священной Коки — ■ — 1®®
Кактус СаЯ 1 Іедро I77
ih тшсмоі ошш імруипгш шцша — I**
ЦеремонииФлорисичеиго 4
Общая характеристика Амазонского Регшжа Пер? IW
Шаманы департамента Ѵаамп... ———— ^
Растения учите/w Лмамжъкиі шаманов
(Ля у ас ка, Чакрѵна и др I. ■■■—
Друіиссвященные растения
•и
Швпбо Кшшби .. 202
Мяфилития Шипибо- Кии ибо 207
Мвлгиккие поры Ш Ml!ибо Конибо 218
Лгргш. іианы іраьы — растения учителя Шипибо Конибо 219
Сила аишкнл. Марири ... . 222
Специалммция и классификация шаманов кѵрандерос 224
Эффе«тиамо«.ть шаманской терапии u - 233
ifj записной книжки: беседа с психологом Зеленским 234
Мифологические представления метисов района Укаяли 236
Иі ланитой книжки шамай художник Пабло Амаринго 241
Традиционные представления Восточных Кичуа (Эквадор) 245
Психоакгивные растения в духовной жизни
коренных народов Центральной и Северной Америки 251
Священные грибы Марии Сабины ...» 251
Пейот (Лофофора Уильямса) — 253
Книга Культурных Перемен 258
Глам 4. По эту сторону Берингова пролива - 268
kb записной книжки: о сибирских корнях и шамане Косте 269
Мухоморы — особое племя. 273
Об экологическом мировоззрении народов Сибири .. 277
Сома — шаманский напиток арийцев 278
Архаика Гималаев.... — 289
Психоактивные растения в духовной жизни Гималаев 290
Ганеша — Первый Шаман 293
Джанкри — непальские шаманы 299
Непальские мифы о шаманах-джанкри 299
Ритуалы джанкри .. .. 301
Божество-первошаман Хануман, Бан Джанкри
и снежный человек Йети - .. 302
Священные грибы джанкри - 305
Пау — тибетские медиумы богов 307
Тибетская религия Бон и шаманизм 322
Шаманизм на территории Средней Азии и Казахстана.
Шаманизм и ислам 334
Заключение 348
Эпилог в Космических просторах 362
Список литературы 363
Шаманская тропа и трасса разочарований
Вступительное слово
«Дорога разочарований», по которой следует европейская культура, началась не вчера, а ныне превратилась в трассу с односторонним движением. Последние два столетия — это эпоха невиданного прогресса европейской культуры, но и эпоха ужасных разочарований, следовавших одно за другим. Вначале всех воодушевили лозунги «Свободы, Равенства, Братства», религия Разума, которую исповедовали французские революционеры на закате XVIII столетия. Но все эти лозунги обернулись якобинским террором и нескончаемыми войнами, охватившими Европу от Кадиса до Москвы, унесшими жизни миллионов людей и вознесшими на престол Империи талантливого капрала Буонапарте.
XIX столетие оказалось под обаянием либеральных идей. Ведущие ученые и деятели культуры пели хвалу «позитивному разуму» человечества и пророчествовали о «новой религии» — религии науки и прогресса, священниками которой станут ученые и деятели культуры. Охват всего мира системой европейских колоний мыслился как «историческая миссия» белого (сиречь европейского) человека, который ведет к «светлому будущему» разноцветных и нецивилизованных аборигенов. Слово «гуманность» соседствовало со словом «либерализм». «Гуманная природа» человека, его «разумный эгоизм» должны были победить «природную» основу, а просвещение — тьму невежества. Либерализм охватил все стороны жизни европейского общества, даже Церковь начала проповедовать либеральные идеи.
Но в 1914 г. наступил крах. В окопах Великой войны (называе мой у нас чаще Первой мировой) на месте либерального и просвещенного солдата, который собирался завершить европейский кон фликт за пару месяцев, оказался смертельно испуганный, забывший о своей роли всемирного цивилизатора, человек. Просвещение потерпело сокрушительное поражение от Биологии, которая доказала свое превосходство перед системой самого что ни на есть либерального воспитания.
Великая война обернулась всемирным кризисом — сознания, веры, души. Первое (но не последнее) Потерянное Поколение подарило нам Ремарка и Хемингуэя, Шелера и Хайдеггера, консерваторов и национальных освободителей. Но оно же позволило реализоваться двум принципиально анти-либеральным проектам: коммунистическому и фашистскому. И тот и другой должны были «окончательно освободить» человеческую природу, ее творческие и научные силы на почве коллективизма: национального, или всеобщего. Увлечение анти-либеральными идеями в тридцатых годах было удивительно мощным... и обернулось трагедией Второй мировой войны, новым ужасающим разочарованием.
Раскол, разделивший европейский мир после 1945 г. и распространившийся на весь земной шар, пролегал между двумя полюсами власти и силы. За восемнадцать веков до этого иранский пророк Мани утверждал, что мир — арена борьбы между Абсолютным Добром и Абсолютным Злом. Соперничество СССР и США напоминает манихейскую мифологию: достаточно почитать агитки о СССР как «империи зла» и о США как «человеконенавистническом обществе». Уже в 60-х годах непрестанное государственное давление на души людей, заставлявшее их совершить «манихейский выбор» пресытило европейцев и американцев. Им надоела Власть во всех ее проявлениях: власть над миром, власть над разумом, власть над искусством, власть над вкусом. Западную философию охватила новейшая волна скептицизма, известная под названием «постмодерн», культуру — экспериментаторство, молодежные движения создали знаменитую волну «хиппи», признававшую лишь одну революцию — сексуальную.
В Советском лагере, по вполне понятным причинам, были видны лишь слабые отзвуки всеобщего разочарования в борьбе за гегемонию в мире. Мы вспоминаем о нем, говоря о «шестидесятниках», о событиях 1968 г. в Праге. Возможно именно тот факт, что «пар не был выпущен» привел к фрустрации и стагнации советски го общества. И если на Западе лидеров «потерянного поколения хиппи» приручили, сделав из них модных философов, литераторов, музыкантов, художников, превратив бунтарство в «бренд», а
Че Гевару в идола поп-культуры, то в Советской России разочарование вылилось в развал Красной Империи.
Тот «великий обман», который учинили на Западе с «поколением хиппи» (оно же «поколение беби-бума»), стал понятен в 80-х годах, но великая победа над советским лагерем, гибель СССР как манихейской силы Зла, привели к всплеску нового энтузиазма. Френсис Фукуяма говорил о «конце истории», американские президенты объяснялись в сердечной дружбе Б. Ельцину. Все это объявлялось победой либеральных ценностей, которые после Второй мировой войны были снова подняты на щит Западом. Хотя совершенно очевидно, что к либерализму XIX столетия отношение они имеют очень опосредованное: потому хотя бы, что внедряют представление о мире как о рынке, со всеми особенностями конкурентной борьбы. Новый либерализм редко вспоминает слово «просвещение», а требования гуманности распространяет только на тех, кто согласен с его базовыми идеями. При этом слова «либерализм» и «консерватизм» зачастую меняли свое значение, вызывая головокружение и непонимание у рядовых людей (и продолжается это до настоящего момента).
Энтузиазм начала 90-х прошел еще быстрее, чем в предыдущие периоды. Хиппи состарились, и теперь именно они, сбрившие бороды, переставшие рисовать «пацифы» на стенах домов, смирившиеся с компромиссом, на который они пошли с Властью и Деньгами, но оттого еще более циничные по отношению к той же Власти, направляют жизнь европейского и американского общества. Они — законодатели мод в науке и поп-культуре, они возглавляют корпорации и институты. Именно им пришлось столкнуться с неприятием «нового либерализма* в большинстве регионов мира. Они встретились с врагом, которого европейское человечество до- селе не ведало — массовым террором на религиозной почве Террором, которому уже-почти нерелигиозное европейское общество не знаег, как противостоять. Бывшие хиппи разочарованы в ком ііромиссе. на который когда то пошли Они не верят и в «ыѵлыи культурализм», этот наивный. \огь и симнлтичный рецеот иревра іцения мира в «культурный гипермаркет*, но не «мают, как мх»а виться от его последствий
Трасса еще ведет куда-то вдаль, но все. что известно. уте оде» ди: свобода, равенство, братство, іиоералилм. коммѵммгарммв, миг крытое общество и ею враім*. гуманность и Просвещение Риоч*
рование коснулось и духовной сферы: Традиция ушла вместе с верой в то, что Церковь (не столь важно какая — католическая или Православная, лютеранская или реформатская) является носительницей конечных духовных ценностей. Церковь и Традиция — стороны одной медали. Ныне обе — предмет спекуляций (в том числе политических) и критики. Хотя знаменитый философ Юрген Ха бермас и провозгласил, что религия справилась с давлением «секу- лярного» общества и берет инициативу в свои руки, никто не может предсказать, в какой форме проявится «постсекуляризм». Не станет ли им религиозный фундаментализм, гримасы которого так пугают (и разочаровывают) нас?
Шаманская тропа лежит в стороне от трассы разочарований. Мы даже не сможем указать тот момент, когда она отделилась от направления, которое мы сейчас принимаем за main-stream человеческой цивилизации. Она — одна из многих «боковых ветвей», но следы ее мы обнаруживаем повсюду и практически во всех регионах мира. Нет ничего удивительного, что разочарованный европеец «наткнулся» на нее в XX столетии и обнаружил роскошное «Задве- рье», которое требовало объяснения и осмысления. И если академические ученые вписывали шаманизм в перечень «примитивных религий», с удивлением обнаруживая шаманские «нотки» в даосских текстах, европейцы-практики сделали «шаманизм» одним из «рецептов» обретения утерянного XX столетием духовного благополучия. В книге, которую Вы, читатель, держите в руках, выразительно рассказывается о шаманских надеждах и чаяниях «бродяг дхармы». И совершенно очевидно демонстрируется, что все, кто понял Кастанеду, Элиаде, и прочих «гуру» буквально, оказались в ловушке собственных завышенных ожиданий: они решили, будто шаманизм создан, чтобы решать проблемы, мучающие их разочарованное сознание. Этот разрыв — между шаманской практикой, ее непосредственными задачами, и ценностями, которые в нее стали вкладывать представители «нью-эйдж», породил мифологию, привлекавшую в сибирскую тундру и джунгли Амазонии тысячи жаждавших духовной продвинутости обывателей.
Жадная попытка затащить шаманизм на трассу разочарований привела к многим недоразумениям и драмам. Для зтноботаниче- ских туристов потребление средств из растений силы и участие н шаманской мессе становится родом замещения духовной пустоты, Таким же, как десятки других, предлагаемых современных обще-
ством гиперпотребления, только более экзотическим. Всяк видит в шаманском зеркале не свое лицо, а скорее то, что он хотел увидеть (и поразиться). Многие из подобных туристов вообще ожидают от общения с шаманами лишь возможности легально и церемониально испробовать наркотический дурман. С другой стороны, и шаманы оказываются подвержены соблазну стать предпринимателями от Традиции, превращая свои действия в постановочный спектакль.
А потому главная заслуга книги Павла Берснева в том, что он снимает «поп-культурный» ореол с шаманских практик. Для него они, прежде всего, совсем иная тропа, чем та трасса, по которой несемся мы. Чтобы ступить на нее, нужно время, усилие, особенный настрой, отсутствующий у большинства наших современников, бессмысленно барахтающихся в реальных и виртуальных «социальных сетях». Шаманы — реликт даже не другого времени, а другого «заобочинного» для нас мира. Путь шамана предполагает иное течение времени и иное внимание к тому, что вокруг тебя. Он обязывает к жизни, которая нам, городским уроженцам (а современная западная цивилизация насквозь урбанистична), неизвестна и сложна. Шаманизм — альтернатива нашему образу жизни, поэтому я не очень верю в городской шаманизм; если он и существует на самом деле, то это явление совершенно иного порядка, чем аутентичный. Шаманский путь, к слову, вовсе не обязательно принимать (да и возможно ли это сейчас?), но совершенно точно урок из него извлечь нужно.
Диалог с аутентичным шаманизмом возможен, но требует особого герменевтического усилия. Чтобы увидеть, где найдет точки соприкосновения отчаявшаяся в себе цивилизация и шаманизм, подобный тропе, теряющейся в джунглях, нужно не только знаком ство с многообразным духовным опытом человечества. Аналогия, излюбленный мегод и с с ледова гелей духовности — коварное дето. Мы можем сравнивать слона и ганк. ноюму что и пл. и дрѵтой ис пользовались на поле боя, и древний слое был подобен современ ному танку. Но слон и ганк две совершенно разных сущности, и первый может быть одним из священных символов оѵддизма. а вюрой ь лучшем іпучае памятником нлл местом воинской с ивы Чтобы понять. что сравнение танка и слома лишь метафор*, нужно проехаться на слоне, а поіом забраться внутрь танка. м еще выстрелить из пушки иодкалиберным снарядом
Павел Валерьевич Берснев, автор многих известных книг (вы делю среди них «Курандерос». «Мозг — ловушка для души?» и «Лабиринты ума»), является одним из самых сведущих специали стов по современному шаманизму. В отличие от множества ученых, продолжающих кабинетные игры с «источниками», он исходил «шаманские тропы» в Перу, Эквадоре и Колумбии, Индии, Непале и Сибири. Те из читателей, кто впервые всерьез сталкива ется с феноменом шаманизма, получат все необходимые вводные данные о нем: исторические свидетельства, основные религиоведческие понятия (фетишизм, анимизм, etc), объяснение деятельности в человеческом сознании «импринтов» и формирования когнитивных особенностей нашей личности. Но наиболее ценным, на мой взгляд, является личный опыт общения с шаманами, зафиксированный в дневниках (письменных и звуковых) Павла Берсне- ва, которые еще требуют своей окончательной расшифровки и публикации.
Нет ничего более важного для исследователя, чем собственный опыт общения с носителем традицией, а также личный опыт участия в ней. Читатель сможет увидеть, что шаманизм — это не некий фантастический тайный орден, а вполне реальная и крайне разнообразная практика, которой заняты столь же реальные люди, со своими достоинствами и недостатками. Шаманские средства могут быть тошнотворно горькими, а порой пахнуть одеколоном «Шипр». Шаманские мессы, требующие полной концентрации внимания, иногда проходят в тишине, а иногда — под свирепое гудение москитов. Исследователь, даже самый заинтересованный, может уставать от своих героев — и в этом нет ничего удивительного, он тоже человек. Зато чем более правдивый портрет «курандерос»» рисует в своей книге Навел Берснев, там более живым и убедительным тот становится для читателя.
Наверное, сойти с трассы разочарований не поможет даже самый искусный курандеро. Но чтение книги Павла Берснева позволяет верить в то, что мы еще не до конца потеряли способность прислушиваться к голосам, доносящимся с обочины нашей трассы, видеть знаки, которые подают нам с тропинок, петляющих на далеких и древних холмах.
Р. В. Светлов, профессор, доктор философских наук
От автора
Прежде всего, я хочу выразить самую искреннюю благодарность трем выдающимся ученым — Роману Викторовичу Светлову,
Евгению Алексеевичу Торчинову и Маргарите Федоровне Альбедиль.
Вез того исследовательского духа и во одушевления, которое эти ученые щедро дарили нам во время обучения в Русской христианской гуманитарной академии, эта книга никогда не появилась бы на свет.
Также я бесконечно благодарен моей дорогой бабушке,
Анне Сергеевне Холмогоровой, которая показала мне тайную тропу в волшебный мир архаики. Еще в раннем детстве, когда я только научился говорить и понимать, я слушал множество удивительных и волшебных историй, которые бабушка рассказывала мне о своей жизни в тайге. Родом из маленькой сибирской деревушки, она несла в своем сердце жемчужину народной мудрости далеких предков. А предками у нее были представители разных народов Сибири — русских, казаков, эвенков, бурят и монголов. Таких коренных обитателей Сибири еще называют гуранами. Гураны вобрали в себя черты отважных русских первопроходцев и коренного монголоидного населения Сибири.
Я бесконечно признателен членам моей семьи — жене Илоне и родителям — за их заботу, поддержку, участие и молитвы о моем благополучном возвращении домой из далеких походов и экспедиций в различные уголки нашей планеты.
Кроме того, я хочу выразить благодарность моим замечательным друзьям, прежде всего — Александру Анатольевичу Галату. за его неоценимые советы и рекомендации Я искренне признателен семье докторов Бондаревых ведущему психотерапевту Санкт-Петербурга Дмитрию Ковпаку. Михаилу Горячеву. Лео. Ярославу Проксгхуку (сделавшему художественное оформление книги) и всемесем моим дорогим друзьям, близким и знакомь*, которые поддерживали и воодушевляли меня во время написания этой ниши, а также индейцам плети Шьпибо-Конибо и Кечуа (Перу),
Кичуа (Эквадор) и Кофан (Эквадор, Колумбия)
Отдельное спасибо Наталь* А/ч*с<*сѴоёне Рьмлоеой за бесценную помощь # работе над текстом1
Пролог на Земле
Шаманский хайвэй строился не один день, даже не один век, не одно тысячелетие. Сегодня шаманская скоростная трасса имеет много широких и удобных полос для движения шаманского автотранспорта на любой вкус, с разной скоростью и в любом направлении. Дорога охватывает все регионы земного шара, соединяя все его континенты, все Места Силы суши, подводного мира и неба. Но так было далеко не всегда. Всего несколько тысяч лет назад, а кое-где — еще и в прошлом, двадцатом веке, о шаманском хай- вэе никто даже и не помышлял. Никто... конечно, за исключением самих шаманов.
Некогда, в стародавние времена, шаманы осторожно и украдкой продвигались по узким и опасным заветным тропам, сквозь дремучие леса, по зыбучим пескам, вдоль отвесных скал и темных ущелий. Опасность ждала за каждым деревом, за каждым камнем.
Первыми проводниками по сокровенным тропам для шаманов служили сама Природа и духи Земли, являвшие себя в облике животных, птиц и растений. Индейцы до сих пор называют растительный мир великим зеленым народом. Они верят, что зеленый народ дарует людям и животным не только пищу, но также исце ление от всевозможных недугов и глубочайшую мудрость. Шама ны были первыми, кто услышал зов духов растений, животных и птиц. Эмиссары царств растений и грибов вели шаманов в особые измерения реальности. Они учили шаманов, раскрывали им гай ные знания. А шаманы в свою очередь передавали эти знания людям на понятном им языке...
Шаманизм выстоял против всевозможных напастей и нападок темных сил, он окреп и эволюционировал. В наши дни шама низм — предмет пристального внимания со стороны ученых Каждый день человечество открывает все новые и новые грани шаманской мудрости. Сегодня шаманский хайвэй соединил духовные и научные центры, а также исследовательские базы по всему свету. Неслучайно индейцы Мезоамерики предрекали в 2012 году конец старой эпохи и наступление Новой Эры. Грядущая эра станет временем плодотворного объединения древней духовной мудрости, вечной философии (philosophia perennis) и самых передовых достижений науки и техники. Это будет Эра Просвещенного Шаманизма.
Мне посчастливилось общаться с шаманами и целителями Ла тинской Америки и даже принимать участие в особых ритуалах. Я встречался с различными духовными учителями в Индии, Непале, Тибете, а также на бескрайних просторах Сибири и Средней Азии. Безусловно, встречи со всеми этими удивительными людь ми — шаманами, врачевателями-курандерос, индийскими садху, бонскими и буддийскими мастерами — помогли мне лучше понять философию священной природы, явленную в традиционных культурах разных народов мира.
По большей части я занимался религиоведческими исследованиями в Перу, Боливии, Эквадоре и Колумбии. Это территория, некогда принадлежавшая империи легендарных инков. Правда,
инки были всего лишь верхушкой громадного культурно-исторического айсберга. Центры доинкских цивилизаций существовали на всей территории этих латиноамериканских стран.
Доколумбовы цивилизации — это мир загадок и настоящий вызов современному человечеству с его претензией на всезнайство. Очевидно, что изучение множества до сих пор нерасшифрованных археологических артефактов — дело еще не одного поколения ученых и энтузиастов-исследователей. Странствие по затерянным в высокогорных джунглях городам-призракам, таким как всемирно известное святилище у подножия Мачу и Уайну Пикчу, Куэлап (крепость древних индейцев «Воинов Туч» Чачапойяс), Город Мертвецов (Пуэбло де Муэртос), царство саркофагов средь отвесных скал Карахии — было для меня путешествием как будто бы по иной, неведомой и фантастической планете. Словно бы это были города из «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери. Все эти места завораживали и влекли ко все более глубокому погружению в тайны древних цивилизаций Латинской Америки.
Культуры индейцев на побережье Тихого Океана, полигональная (многоугольная) каменная кладка в Куско, Саксайуамане и в Священной Долине Инков, линии и фигуры (геоглифы) на плато Наска и Пальпа, ритуальная деформация черепов, древние нейрохирургические операции и трепанации в культуре Паракас — от всех этих загадок древности захватывает дух у каждого, кто с ни ми соприкоснется!
Не только в Перу и Боливии, но также в Эквадоре и Колумбии я встречал мистику и магию во плоти. Однажды я оказался в волшебном краю на лоне природы недалеко от колумбийского городка Сан-Агустин. Там, в Национальном археологическом парке в «Лесу Статуй» можно встретить множество интереснейших экспонатов — памятников древней культуры индейцев. Однако мало кто обращает внимание на одну удивительную каменную плиту на высокой горе в самой глубине «Леса Статуй», прячущуюся под соломенной крышей от палящих лучей коіѵмотикого солнца. На этой плите» но всей вероятности, изооражен не кто- нибудь, а настоящий слон с хоботом и бивнями! Но как *е ідсѵь могло оказаться изображение слона? Ведь і юны на американском континенте в доколумбову эпоху не обигаіи (хорошо излестмо. что слоны живут только в фонических лесах Индии и Африки Или, может быть, это память о мдмонгал'
Один тайта‘, когда я жил у него в глубине амазонской сельвы, не задумываясь, «разрешил» мучивший меня вопрос: «А что тут удивительного? Шаманы могут летать в любую точку земли. Вот и увидели где-то слона. Делов-то».
Да, для индейцев Южной Америки ответ на такие вопросы самоочевиден. Для них ключ к разгадке тайн древних цивилизаций — шаманы и их мудрые наставники — священные для них растения.
Кто знает, может быть и вправду шаманы и их учителя — священные растения — помогут нам раскрыть секреты древних циви лизаций, а заодно — лучше разобраться в самих себе и понять наше место и нашу миссию на планете Земля.
Ныне с каждым днем культура шаманов претерпевает значитель ные изменения. Я не говорю, что шаманизм исчезает. Он именно ме няется. Шаманизм за свою долгую историю преображался не единож ды. Тем не менее, внутренняя его суть всегда оставалась прежней.
[1] Так в Колумбии называют шаманов. Буквально на языке Кечуа «тай та» — отец, дон, сеньор.
Много лет назад мне повезло встретить шаманов-курандерос, практически не затронутых западноевропейской цивилизацией.
Я общался в амазонской сельве с шаманами ЕЩЕ ТОЙ ЭПОХИ.
И это, конечно, был поистине чудесный опыт. За годы исследований в амазонской сельве я познакомился с шаманами разных племен. Однако наиболее близкие отношения сложились у меня с шаманами племен ІІІипибо-Конибо, Кечуа, Кичуа и Кофан. Увы, некоторых из шаманов, которых я хорошо знал, уже нет в живых. Ведь им уже тогда было под девяносто лет.
Однако и те шаманы, которые практикуют в наши дни, достойны самого пристального внимания. Многое в мире меняется, но шаманы остаются самими собой. Амазонские шаманы верят, что растения-учителя позволяют им не терять связь с источником священной мудрости.
О них — о шаманах, об их архаическом и универсальном восприятии мира, и конечно, об их учителях — растениях и духах при роды — пойдет речь в этой книге.
Основную идею книги можно выразить в следующем тезисе (или тезисах). Современный неошаманизм является органическим продолжением классического и архаического шаманизма. На протяжении истории менялся язык описания шаманами своей дея тельности и тех особых священных для них пространств, в которые они отправлялись для того, чтобы обрести особые знания и накопить особую силу (прежде всего ради служения той социальной группе, к которой они принадлежали). Традиция (а шаманская традиция в прошлом практически всегда опиралась на устную переда чу информации) никогда не была чем-то данным раз и навсегда. Процессы миграции и обмена идеями, образами и мифами проиѵ ХОДИЛИ ПОСТОЯННО. Мировой КОТеЛ ИСГОрИИ — ЭТО 6\рНО K10K04N щий обмен знаниями и навыками между представителями вѵевоз можных культур. Не только могучие цивиіизацни. но и просто соседние племена постоянно обогащали дрѵт друга новыми открытиями и представлениями о жижи и смерти
Силу и знание шаман обретает посредством оощения с особыми сущностями, которые неодинаково интерпретировались в р*жос время в контексте различных кѵіьтур В архаические времена ни сущносіи считались самосіоиіе/іьно действующими незримыми хул обычного глаза духами и оожсѵ 1 вами ijuo оршвгоморфмыс и attipi'
тширфнш щужм-аошчцкмѣм и духи-покровители. то есть духи, сю «ддлшцмг чгргАми животных, птиц и людей). Но времена Карла I кк гш Юнн ігн сущтмт» стали интерпретироваться как архетипиче сжяг обржзы Существует талике интерпреіация некоторых пснхоло гое и тсоишит** сопіасно которой духи и божества — это отражение внутренних подсознательных психических процессов.
Одяако, независимо от истолкований миров, в которых путе шптвѵет шаман, и обитателей этих пространств измерений, способ отправиться в эти путешествия был практически один и тот же на протяжении всей истории существования шаманизма. Совокум мость этих методов вхождения в транс (разной глубины и интенсивности) Мирча Элиаде назвал «архаическими техниками экста за*. Прежде всего, к этим методам можно с уверенностью отнести употребление психоактивных растительных «галлюциногенов», которые на протяжении тысяч лет шаманы считали и продолжают считать своими учителями. Тем не менее, это далеко не единствен ный способ вхождения в транс. Существуют культуры, в которых прием «галлюциногенных учителей» не распространен вовсе, тем не менее, шаманизм в них играет принципиально важную роль.