Самостоятельная работа по теме. Прохождение методики «Изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния.»
Прохождение методики «Изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния.»
5.4. Итоговый контроль знаний:
Не предусмотрено.
Домашнее задание для уяснения темы занятия
Не предусмотрено.
7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предложенных кафедрой:
3. Психологические теории эмоций
4. Роль эмоций в жизни человека
Занятие № 39
Тема: «Классификации эмоций и чувств ».
2. Форма организации занятия: практическое интерактивное занятие.
3. Значение изучения темы: формирование представлений о понятии эмоции и чувств, знакомство с базовыми типологиями и фундаментальными свойствами, характеризующих динамические особенности эмоций и чувств.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать понятия эмоций и чувств; знать классификацию чувств и эмоций; уметь различать эти понятия.
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Не предусмотрено.
Основные понятия и положения темы.
1. Какие явления эмоциональной жизни представлены ниже?
Во время урока школьник, которого насмешки соседа по парте вывели из себя, ударил товарища и выбежал из класса, хлопнув дверью.
При необходимости принять быстрое и ответственное решение оператор не справился с ситуацией, что выразилось в ошибках мышления и нарушении двигательной координации.
Учитель, возмущенный далеко не первым нарушением дисциплины со стороны ученика, с силой швырнул мел в угол класса, оскорбил школьника, о чем позднее пожалел.
Тяжелое переживание крушения надежды при наличии сильно мотивированной цели и непреодолимой преграды.
«...Взрослый человек познает "сладкую печаль", радости, отмеченные страданием... "необычайное сплетение грусти и веселья"... мрачные минуты его неудач осветляются лучами надежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются сознанием тщетности человеческих стремлений, недолговечности и зыбкости всех достижений» (У. Мак-дауголл).
Читая впервые на школьном вечере стихотворение, старшеклассник запинался, неуклюже жестикулировал и, совсем растерявшись, покинул сцену, так и не закончив выступление. На репетиции же все было хорошо.
Длительное моральное переживание, имеющее своим содержанием борьбу мотивов поведения.
Состояние сильной досады, возмущения и озлобления как реакция на суровое наказание — запрет участвовать в долгожданной экскурсии в Москву с одноклассниками.
Известно, что у человека может быть не одна, а две группы людей, мнением которых он очень дорожит. Если при этом ценности и нормы поведения, культивируемые в одной группе, вступают в противоречие с требованиями другой, то личность может испытывать острый психологический дискомфорт.
Н.А.Некрасов сказал о стихах Ф.И.Тютчева, что «их и слушать больно, и перестать слушать жаль».
2. Какие закономерности эмоциональной жизни иллюстрируются ниже?
1) Добродушный человек мгновенно подпадает под настроение окружающего общества, и даже самые гордые и самые мрачные люди несколько поддаются влиянию своих соотечественников и знакомых. Веселое выражение лица заражает своей ощутимой приветливостью и безмятежностью и мою душу; сердитое или печальное — тотчас наводит на меня уныние (В. К. Вилюнас).
2) «Слушая этих людей, я приобщался к их жизни; я ощущал их лохмотья на своей спине, я сам шагал в их рваных башмаках; их желанья, их потребности — все передавалось моей душе, или, вернее, я проникал Душою в их душу» (О.Бальзак).
3) «Обыкновенно думают, что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем в ней месте понятие» (Л.Н.Толстой).
4) Первоначальная реакция страха обычно сопровождается криком, плачем, возбужденными движениями. Если на этом этапе первоначальная реакция страха не будет подавлена решительной командой, реакция будет нарастать. Далее нарастание идет по циркулярной реакции: страх одних отражается другими, что, в свою очередь, усиливает страх первых (Социальная психология / под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. - М., 1975).
5) «Вот вы нагрубили Павлу. Немедленно поставьте себя на его место! И вы почувствуете боль! Боль того, кого вы только что обидели» (О. Б. Юрганов).
6) «Человеку, испытывающему антипатию по отношению к другому, бывает трудно допустить в сознание неприятную мысль, что причиной антипатии является зависть. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется за счет повышения чувствительности к отрицательным чертам предмета антипатии, приписывания ему неисправимых пороков» (И. С. Кон).
7) «Человек сердцем ощущает тончайшие движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями» (В. А. Сухомлинский).
8) Человек, потерявший надежду на достижение важной жизненной цели, через некоторое время начинает дискредитировать ее в разговоре с другими людьми.