Социально-психологические методы

Социально-психологические методы – это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. Социальные процессы идут на четырех “уровнях”:

· на уровне всего общества (государства)

· на уровне коллектива (организации)

· на уровне рабочей группы

· на уровне индивида (личности)

Основные факторы, определяющие ход социальных процессов:

¾ демографические факторы

¾ возраст

¾ пол

¾ этническая принадлежность

¾ уровень образования и квалификация

¾ размер рабочей группы

¾ психологический климат

Для менеджера очень важно:

¾ правильно провести оценку индивидуальных качеств работника

¾ правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах

¾ создать условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника.

Социально-психологические методы - student2.ru Социально-психологические методы - student2.ru
Оптимизационная кривая показывающая зависимость психологического климата (количества конфликтов) Пк от численности коллектива N. Зависимость психологического климата от среднего возраста коллектива аналогичная. Специфика работы определяет конкретную форму этих кривых. Зависимость склонности к изменениям и имиджа личности руководителя от возраста.

Зависимость психологического климата от среднего уровня квалификации Q следующая:

 
  Социально-психологические методы - student2.ru

Понятие лидерства.

Традиционные и новые модели лидерства

Лидерство:

-это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей;

- состояние отношений в системе «руководитель - подчиненные» при котором возможно достижения группой или организацией своих целей без силового воздействия руководства на исполнителей.

Лидер- человек способный создать и повести за собой группу последователей.

Лидерство преимущественно строится на отношениях типа “лидер – последователи”, а не “начальник – подчиненный”. Не любой менеджер может быть лидером. Лидерство и лидеры могут быть:

- формальными;

- неформальными.

Условиядостижения лидерства:

- наличие у руководителя лидерских качеств (ум, преобладание над другими, уверенность в себе, активность, знание дела, способность управлять вниманием других, самообладание и т.д.);

- проявление лидерского поведения;

- наличие ситуации, в которой проявляется лидер.

Наши рекомендации