Социально-психологические методы
Социально-психологические методы – это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. Социальные процессы идут на четырех “уровнях”:
· на уровне всего общества (государства)
· на уровне коллектива (организации)
· на уровне рабочей группы
· на уровне индивида (личности)
Основные факторы, определяющие ход социальных процессов:
¾ демографические факторы
¾ возраст
¾ пол
¾ этническая принадлежность
¾ уровень образования и квалификация
¾ размер рабочей группы
¾ психологический климат
Для менеджера очень важно:
¾ правильно провести оценку индивидуальных качеств работника
¾ правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах
¾ создать условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника.
Оптимизационная кривая показывающая зависимость психологического климата (количества конфликтов) Пк от численности коллектива N. Зависимость психологического климата от среднего возраста коллектива аналогичная. Специфика работы определяет конкретную форму этих кривых. | Зависимость склонности к изменениям и имиджа личности руководителя от возраста. |
Зависимость психологического климата от среднего уровня квалификации Q следующая:
Понятие лидерства.
Традиционные и новые модели лидерства
Лидерство:
-это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей;
- состояние отношений в системе «руководитель - подчиненные» при котором возможно достижения группой или организацией своих целей без силового воздействия руководства на исполнителей.
Лидер- человек способный создать и повести за собой группу последователей.
Лидерство преимущественно строится на отношениях типа “лидер – последователи”, а не “начальник – подчиненный”. Не любой менеджер может быть лидером. Лидерство и лидеры могут быть:
- формальными;
- неформальными.
Условиядостижения лидерства:
- наличие у руководителя лидерских качеств (ум, преобладание над другими, уверенность в себе, активность, знание дела, способность управлять вниманием других, самообладание и т.д.);
- проявление лидерского поведения;
- наличие ситуации, в которой проявляется лидер.