Предпринимательские профессии
Код: ЕCJ
Президент банка
Код: ECS
Специалист по кредитам
Специалист по страхованию
Скупщик зерна
Оценщик недвижимого имущества
Покупатель (агент)
Работник, организующий обслуживание клиентов
Продавец цветов
Скупщик мебели
Заведующий поставкой (поставщик)
Агент по продаже недвижимого имущества
Представитель фирмы, торгующий фермерским оборудованием
Инспектор по продаже билетов
Работник, собирающий акции (или счета)
Код: ERJ
Подрядчик
Заведующий фермой
Инженер в промышленности
Код: ERS
Контролер на складе
Начальник почтового отделения
Код: ЕJS
Инженер в торговле
Код: EAR
Директор радио (телевидения)
Код: ЕSС
Помощник администратора
Заведующий отделением
Предприниматель
Управляющий городом (мэр)
Управляющий производственными отношениями
Заведующий распределением должностей
Государственный служащий
Лицо, решающее трудовые споры
Директор (администратор)
Директор страхового агентства
Директор ресторана (бара)
Заведующий канцелярией
Заведующий операциями
Начальник по кадрам
Вербовщик кадров
Управляющий производством
Ответственный за заработную плату
Управляющий торговлей
Заведующий транспортом
Управляющий многоквартирным домом
Исследователь в области страхования
Демонстратор
Диспетчер
Служащий гостиницы
Разносчик (мелкий торговец)
Служащий в торговле (продавец)
Код: ЕSR
Продавец автомобилей
Продавец спортивных товаров
Водитель, работающий на маршруте
Код: ESJ
Администратор по социальному обеспечению
Исследователь системы
Оптовый торговец
Заведующий магазином
Бакалейщик
Агент по страхованию жизни
Заведующий автосервисом
Представитель промышленников
Розничный торговец
Заведующий обувным магазином
Код: ЕSА
Адвокат (судья, прокурор)
Политик
Биржевой маклер
Координатор моды
Продавец оборудования для фотографии
Экскурсовод из бюро путешествий
Стюардесса
Продавец музыкальных инструментов и принадлежностей
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОФЕССИИ
Код: CRJ
Табельщик
Линотипист
Расклейщик афиш (объявлений)
Оператор компостера
Оператор табулятора
Оператор копировального аппарата
Код: СRS
Служащий, подшивающий и хранящий документы
Код: СRЕ
Монтер электромоторов
Наладчик швейных машин
Код: CJS
Специалист по хронометражу
Служащий, выдающий кредитные карточки
Оценщик
Служащий, отправляющий почтовую корреспонденцию
Оператор бухгалтерской техники (машин)
Служащий внешней торговли
Служащий, выписывающий (выдающий) квитанции
Служащий бухгалтерии
Оператор вычислительной машины
Код: CJE
Конторский служащий
Служащий, ведущий платежную ведомость
Корректор
Код: СJR
Оператор машинки для сложения и вычитания
Оператор телетайпа
Код: СSЕ
Преподаватель основ бизнеса и коммерции
Работник отдела кадров
Служащий, занимающийся сбытом (торговлей)
Служащий, который постоянно ездит в командировки
Секретарь в приемной
Машинистка
Телефонистка
Кассир в банке
Код: CSR
Служащий, оформляющий предварительные заказы
Контролер транспорта (работник ГАИ)
Посыльный (курьер)
Код: CSJ
Бухгалтер
Кассир
Код: CSA
Работник библиотеки (помощник библиотекаря)
Секретарь в медицинском учреждении
Служащий, занимающийся заказами
Секретарь
Инспектор в отделе переписки (корреспонденции)
Код: SER
Служащий, обрабатывающий информацию
Код: SEJ
Работник отдела финансов (финансист)
Код: CES
Бухгалтер
Заведующий кредитом
Служащий, обращающийся в суд
Стенографист
Методика 2. «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой
Студент предлагает каждому ученику класса ответить на предложенные вопросы анкеты. Опрос может проводиться фронтально, со всеми учениками класса одновременно. Время заполнения анкеты приблизительно 30 минут.
После сбора заполненных анкет студент осуществляет обработку полученных результатов: по количественным и качественным показателям.
Обработка результатов
Количественный анализ:
– количество учеников класса приняло участие в опросе;
– количество учеников, которые не определились в выборе профессии;
– количество учеников, имеющих полное представление о выбранной профессии;
– количество учеников, осуществляющих подготовку к выбранной профессии.
Качественный анализ:
– внутренние индивидуально значимые мотивы;
– внутренние социально значимые мотивы;
– внешние положительные мотивы;
– внешние отрицательные мотивы.
Для формулировки выводов и составления рекомендаций для педагогов по совершенствованию деятельности профориентации старшеклассников предлагаем студенту ответить на нижеследующие вопросы:
§ Какими профессиями ученики интересуются?
§ Имеют ли устойчивое профессиональное направления (нет; если да, то кем хочет быть)?
§ Имеют ли достаточно полное представление о будущей профессии (да, частично, нет)?
§ Осведомлены ли ученики о требованиях избранной профессии к человеку (да, частично, нет)?
§ К какому типу профессии имеют склонность?
При необходимости получения более полной информации побеседуйте с учениками.
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
№ п/п | Утверждения | Оценка | Тип мотивации |
Требует общения с разными людьми | и | ||
Нравится родителям | – | ||
Предполагает высокое чувство ответственности | с | ||
Требует переезда на новое место жительства | + | ||
Соответствует моим способностям | и | ||
Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием | – | ||
Дает возможность приносить пользу людям | с | ||
Способствует умственному и физическому развитию | и | ||
Является высокооплачиваемой | + | ||
Позволяет работать близко от дома | + | ||
Является престижной | - | ||
Дает возможность для роста профессионального мастерства | с | ||
Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах | – | ||
Позволяет реализовать способности к руководящей работе | с | ||
Является привлекательной | и | ||
Близка к любимому школьному предмету | + | ||
Позволяет сразу получить хороший результат труда для других | с | ||
Избрана моими друзьями | – | ||
Позволяет использовать профессиональные умения вне работы | + | ||
Дает большие возможности проявить творчество | и |
с = и = « +» = «–»=
Шкала оценок:
5 – очень сильно повлияло, 4 – сильно, 3 – средне, 2 – слабо, 1 – никак не повлияло.
Условные обозначения:
«и» – внутренние индивидуально значимые мотивы;
«с» – внутренние социально значимые мотивы;
«+» – внешние положительные мотивы;
«–» – внешние отрицательные мотивы.
Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.